Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу представителя Тархановской Н.Н. по доверенности Давтян М.Д., поступившую в Московский городской суд 18.12.2018 г., на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17.05.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10.10.2018 г. по гражданскому делу по иску Тархановской Н.Н. к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), УФСИН России по г. Москве, выразившегося в не направлении рапорта истца от 05.02.2013 г. о постановке на учет, не рассмотрении рапорта истца в порядке очередности,
установил:
Тархановская Н.Н. обратилась в суд с иском к ФСИН России о признании незаконным бездействия УФСИН России по г. Москве, выразившегося в ненаправлении ее рапорта от 05.02.2013 года о постановке на учет в комиссию ФСИН России, а также о признании незаконным бездействия ФСИН России, выразившегося в нерассмотрении ее рапорта в порядке очередности.
Требования мотивированы тем, что имея необходимую выслугу лет, Тархановская Н.Н. обратилась в УФСИН России по г. Москве с рапортом о постановке на учет для получения ЕСВ 05.02.2013 года, на который 15.02.2013 года получила ответ о том, что поставить ее на учет не представляется возможным, поскольку не принято Постановление Правительства РФ, утверждающее Правила выплаты. 02.04.2013 года она была уволена со службы на основании рапорта. 24.04.2013 года было принято Постановление Правительства РФ N369 "О предоставлении ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов УИС... ". После принятия Постановления ее рапорт не был рассмотрен в установленном законом порядке. 11.11.2013 года она вновь обратилась в подкомиссию УФСИН России по г. Москве с заявлением о принятии на учет для получения ЕСВ, но 21.10.2014 года ей было отказано по причине того, что она уволена и не является сотрудником УИС.
Истец указывает, что рапорт должен быть рассмотрен в 3-х месячный срок с даты подачи рапорта, о принятом решении сотрудник должен быть уведомлен в течение 1 месяца со дня принятия такого решения. Документы для получения ЕСВ она подала 05.02.2013 года, в связи с чем бездействие ФСИН России по нерассмотрению рапорта, и бездействие УФСИН России по г. Москве, которое не направило рапорт во ФСИН России, является незаконным.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17.05.2018 г. в удовлетворении требований Тархановской Н.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10.10.2018 г. решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17.05.2018 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель заявителя ставит вопрос об отмене принятых судебных актов и принятии нового решения по делу.
В соответствии с ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст.387 ГПК РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, что следует из ч. 1 ст. 1 данного закона.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 5 названных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в указанном п. 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судами установлено, что 05.02.2013 года истец Тархановская Н.Н. обратилась с рапортом на имя начальника УФСИН России по г. Москве с просьбой принять ее на учет (без предоставления каких-либо документов).
15.02.2013 года начальник УФСИН России по г. Москве направил в адрес истца ответ на указанное обращение, в котором указал, что до настоящего времени не утверждены Правила предоставления ЕСВ, в связи с чем принятие решения о постановке на учет и выплате ЕСВ не представляется возможным.
Приказом ФКУ УК УФСИН России по г. Москве от 02.04.2013 года Тархановская Н.Н. уволена из УИС ***.
11.11.2013 года Тархановская Н.Н. вновь обратилась с заявлением о постановке на учет в территориальную подкомиссию - УФСИН России по г. Москве.
Решением комиссии ФСИН России от 21.10.2014 г. (выписка из протокола N 17) Тархановской Н.Н. отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с отсутствием оснований, предусмотренными ст.ст.4,6 Федерального закона РФ от 30.12.2012 N 283-ФЗ (на момент подачи заявления Тархановская Н.Н. не являлась сотрудником УИС, не была принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01.03.2005 г.)
Решением Люблинского районного суда г. Москвы от 19.11.2014 года, вступившим в законную силу, Тархановской Н.Н. было отказано в удовлетворении заявления о признании бездействия должностных лиц УФСИН России по г. Москве незаконными.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21.12.2015 года Тархановской Н.Н. отказано в удовлетворении исковых требований к ФСИН России о признании незаконным и отмене решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет от 21.10.2014 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30.06.2016 года решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21.12.2015 года оставлено без изменения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что рапорт истца от 05.02.2013 года был рассмотрен в установленном законом порядке, на него в установленные законом сроки 15.02.2013 года дан ответ.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась, как с правильными, мотивированными, основанными на собранных по делу доказательствах и нормах действующего законодательства.
Доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм закона, в связи с чем не могут повлечь отмену состоявшихся судебных постановлений.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются верными, в судебных постановлениях подробно мотивированными, а в жалобе по существу не опровергнутыми.
Ссылок на обстоятельства, которые опровергали бы выводы нижестоящих судов, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Судебные постановления вынесены с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к установленным правоотношениям, сомнений в их законности не имеется, а поэтому основания к передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя Тархановской Н.Н. по доверенности Давтян М.Д. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17.05.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10.10.2018 г. по гражданскому делу по иску Тархановской Н.Н. к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), УФСИН России по г. Москве, выразившегося в не направлении рапорта истца от 05.02.2013 г. о постановке на учет, не рассмотрении рапорта истца в порядке очередности - для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.