Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Бухбиндер - Пауля В., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 27.11.2018г., на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 06.03.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20.06.2018г. по административному делу по административному иску Бухбиндер-Пауля В. к комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Восточного административного округа г. Москвы об оспаривании решения комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, обязании совершения определенных действий,
установил:
Бухбиндер-Пауль В. обратился в суд с административным исковым заявлением к комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Восточного административного округа г. Москвы об отказе в удовлетворении ходатайства о направлении в соответствующий государственный орган заключения о необходимости возвращения истцу квартиры *, обязании направить в соответствующий государственный орган заключение о необходимости возвращения истцу вышеуказанной квартиры, мотивируя свои требования тем, что спорное жилое помещение принадлежало его матери, репрессированной по политическим мотивам и в последующем полностью реабилитированной в установленном законом порядке.
Решением Преображенского районного суда г. Москвы от 06.03.2018 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20.06.2018 г. решение Преображенского районного суда г. Москвы от 06.03.2018 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных постановлений по делу и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами нижестоящих инстанций допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судами нижестоящих инстанций установлено, что Бухбиндер-Пауль В. 01.03.2018 года обратился в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Восточного административного округа г. Москвы с заявлением о рассмотрении вопроса о возврате квартиры по адресу: *, изъятой у его матери, *, подвергнутой политическим репрессиям по национальному признаку и переселенной из г. Москвы * года как *, в соответствии с Постановлением ГКО N636сс "О переселении немцев из города Москвы, Московской и Ростовской области" от 06.09.1941 года, а также в соответствии с Приказом народного комиссара внутренних дел СССР N001237 "О мероприятиях по проведению операции по переселению немцев из города Москвы и Московской области 8/9.09.1941 года.
Указанное обращение получено адресатом 13.03.2017 года.
Согласно справке о реабилитации от 24.10.2007 года N* Бухбиндер-Пауль В, как находившийся в несовершеннолетнем возрасте в местах лишения свободы с матерью, необоснованно репрессированной по политическим мотивам, признан подвергшимся политической репрессии и реабилитирован.
Из протокола заседания окружной межведомственной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий от 15.08.2017 года следует, что комиссией отказано в ходатайстве заявителя о возврате конфискованного имущества, на основании ст. 16.1. Закона РФ от 18.10.1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", п. 4 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 года N926 "Об утверждении положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации".
Отказывая в удовлетворении заявленных Бухбиндером-Паулем В. требований, суд первой инстанции исходил из того, что каких-либо действий, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца, со стороны ответчика не совершено, оснований для возврата указанной выше квартиры не имелось, о чем своевременно сообщено заявителю.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции как с правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Введенная в действие Законом Российской Федерации от 03.09.1993 года N 5698-1 статья 16.1 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 04.11.1995 года) устанавливала, что реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.
Возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производятся реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.
Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации.
Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий".
Споры, связанные с возвратом имущества, возмещением его стоимости или выплатой денежных компенсаций, разрешаются судом.
Согласно Положению о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.1994 года N 926 (в редакции от 9 октября 1995 года), право на возврат, возмещение стоимости или выплату денежной компенсации за конфискованное на территории Российской Федерации имущество имеют граждане России, граждане государств - бывших республик СССР, иностранные граждане и лица без гражданства, необоснованно репрессированные по политическим мотивам судебными, внесудебными, административными органами, а также иными органами, наделявшимися административными полномочиями, и впоследствии реабилитированные, независимо от того, где указанные реабилитированные лица были репрессированы и проживают в настоящее время.
Вопросы возврата конфискованного имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации реабилитированным лицам рассматриваются комиссиями по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий (далее именуется - комиссия), образованными в установленном законодательством порядке. Заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации подается в комиссию по месту нахождения или реализации этого имущества на территории Российской Федерации на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.
К заявлению прилагаются нотариально заверенные копии документов о реабилитации, а также имеющиеся материалы, подтверждающие факт конфискации имущества, а наследниками, кроме того, документы, подтверждающие право наследования по закону первой очереди (в частности, нотариально заверенные копии свидетельства о смерти реабилитированного лица, о браке - для супруга, о рождении - для детей и родителей, об усыновлении - для усыновленных и усыновителей, решения суда об установлении факта нахождения на иждивении умершего репрессированного лица).
Заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации должно быть подано в течение трех лет после введения в действие статьи 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", а в случае более поздней реабилитации - не позднее трех лет с момента получения документа о реабилитации (пункт 4).
При отсутствии документальных сведений факт конфискации имущества может быть установлен в судебном порядке (пункт 5).
На основании данных о составе конфискованного имущества комиссия определяет его стоимость и выносит заключение о возврате этого имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.
Заключение комиссии, подписанное председателем и секретарем комиссии, передается в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления для принятия ими решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.
Решение указанных органов о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации и заключение комиссии передаются юридическому или физическому лицу, у которого находится это имущество; финансовому органу для выплаты установленной суммы возмещения причиненного ущерба, а также на хранение в делах того органа, который принял решение о реабилитации и у которого находятся материалы уголовного или административного дела. Последний экземпляр выдается заявителю.
Срок рассмотрения заявления о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации с момента поступления в комиссию до вынесения ею заключения не должен превышать 6 месяцев (пункт 6).
Из материалов дела следует, что заявление Бухбиндера-Пауля В. рассмотрено 15.08.2017 года, т.е. в установленных срок.
Справка административного истца о реабилитации датирована 2007 годом, следовательно, установленный статьей 16.1 названного выше Закона срок для обращения с заявлением о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсаций, истек.
Таким образом, у судов нижестоящих инстанций отсутствовали правовые основания для удовлетворения административных исковых требований.
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций правильно определили характер правоотношений, лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановили решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с изложенными выводами судов и судебной оценкой доказательств при вышеизложенных обстоятельствах несостоятельны.
Доводы кассационной жалобы направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства и переоценку установленных нижестоящими судами обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основаниями к отмене судебных постановлений, предусмотренными ст. 328 КАС РФ.
Выводы судебных инстанций в решении суда и апелляционном определении являются верными и мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Бухбиндер - Пауля В. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 06.03.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20.06.2018г. по административному делу по административному иску Бухбиндер-Пауля Виктора к комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Восточного административного округа г. Москвы об оспаривании решения комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, обязании совершения определенных действий - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.