Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Елаева И.А., Алешина В.В., Елаева К.И., поступившую в Московский городской суд 10.12.2018 г., на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 29.03.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14.09.2018 г. по административному делу по административному исковому заявлению Елаева И.А., Алешина В.В., Елаева К.И. к ПКиО "Сокольники" об оспаривании отказа в проведении публичных мероприятий,
установил:
Елаев И.А, Алешин В.В, Елаев К.И. обратились в суд с административным исковым заявлением, поскольку считают решение об отказе в проведении публичных мероприятий нарушающим их конституционное право на проведение публичного мероприятия.
Решением Преображенского районного суда г. Москвы от 29.03.2018 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14.09.2018 г. решение Преображенского районного суда г. Москвы от 29.03.2018 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявители ставят вопрос об отмене судебных постановлений по делу и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами нижестоящих инстанций допущено не было.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что 12.03.2018 года В.В. Алешин обратился в ГАУК города Москвы ПКиО "Сокольники" с просьбой о разрешении проведения пяти публичных мероприятий на территории ГАУК города Москвы ПКиО "Сокольники" * года с 9 часов 00 минут до 11 часов 00 минут с числом участников до * человек, с 12 часов 00 минут до 14 часов 00 минут с числом участников до * человек, с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут с числом участников до * человек, с 16 часов 00 минут до 18 часов 00 минут с числом участников до * человек, с 18 часов 00 минут до 20 часов 00 минут с числом участников до * человек.
В заявках указано, что темой всех пяти планируемых публичных мероприятий является: "Обращение внимания общества, а, следовательно, носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации - ее многонационального народа, осуществляющего свою власть непосредственно (ст. 3 ч.ч. 1-2 Конституции РФ) о нетерпимости системной коррупции, являющегося следствием узурпации политической системы политическими партиями, что привело к налогам без представительства народа во власти, и к угнетению трудящихся, а соответственно для защиты от системной коррупции, обсуждение в обществе вопроса о необходимости объединения как внутри страны, так и на международном уровне в целях эффективного противодействия международной коррупции, угрожающей миру и международной безопасности, угнетающей и терроризирующей трудящихся, противодействие международной коррупции в целях защиты идеи социальной справедливости под лозунгом - "Вся власть трудовому народу! Пролетарии всех стран в борьбе за свои права, против тирании и угнетения бандой международной коррупции соединяйтесь! Да здравствует пролетарский Интернационал! Долой тиранию, нет налогам без представительства народа во власти!", а также формирование мнения о необходимости принятия закона о компенсации жертвам коррупции и их полной реабилитации. Изобличение двойных стандартов США, которая на словах заявляет о противодействии коррупции и международной коррупции, а на деле укрывает коррупционеров из РФ, способствуя тем самым культивированию международной коррупции, под лозунгом "США укрывает российских коррупционеров. Это культивирование международной коррупции, угнетающей трудящихся всего мира!", "Международную коррупцию долой!", "Руки прочь от КНДР и Кубы!".
Публичная демонстрация своих намерений, что они не только несоставляющая часть лживой демократии, под различными предлогами протаскивающей исключительно интересы коррупционеров, в том числе и через западные СМИ идеализирующие "лесного вора", а имеющие свое и совершенно противоположное мнение, и подлинное выступление трудящихся - пролетарский пикет, ставящего своей задачей защиту идеи социальной справедливости, подлинного равенства и мира во всем мире. Кроме того, что целью публичных мероприятий является также демонстрация своей солидарности с трудящимися КНДР и Кубы, отбивающихся от несправедливых нападок агрессивных США под лозунгом - "Руки прочь от КНДР и Кубы!", обращение внимания общества, а, следовательно, носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации - ее многонационального народа, осуществляющего свою власть непосредственно (части 1,2 статьи 3 Конституции Российской Федерации) о нетерпимости двойных стандартов судебной власти, (по примеру дела врача *), недопустимости вмешательства в отправление правосудия как со стороны мэра Москвы *, его вице-мэра, и недопустимости нарушения прав граждан со стороны органов прокуратуры. Во время публичного мероприятия будут использоваться плакаты: "* под суд!", "Долой генпрокурора *!".
В уведомлении о проведении публичного мероприятия в качестве организатора публичного мероприятия указан В.В. Алешин.
В ответ на указанное уведомление, письмом от 14.03.2018 года N *, подписанным заместителем директора ГАУК города Москвы ПКиО "Сокольники" *, В.В. Алешину отказано в проведении публичных мероприятий со ссылкой на положения пунктов 3, 4 статьи 49 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении заявленных И.А. Елаевым, В.В. Алешиным, К.И. Елаевым требований, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого административным истцом решения заместителя директора ГАУК города Москвы ПКиО "Сокольники" *.
Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводами суда первой инстанции как с правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела в связи со следующим.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 и с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения, и довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий доведения публичного мероприятия требованиям этого Федерального закона.
Согласно п.п. 2 п. 3 Постановления Правительства Москвы N 757-ПП от 28.08.2007 года "О мерах по реализации Закона г. Москвы от 04.04.2007 года N 10 "Об обеспечении условий реализации прав граждан Российской Федерации на проведение в г. Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", площадка Зеленого театра в Парке культуры и отдыха "Сокольники" является специально отведенным местом для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Порядок деятельности ГАУК г. Москвы ПКиО "Сокольники" по организации работ специально отведенного места для проведения публичных мероприятий определяется Регламентом, утвержденным 26.03.2013 года заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы, согласно которому на оператора возложена обязанность по приему информации о проведении публичного мероприятия, ее регистрации, систематизации и определения очередности проведения мероприятий в целях исключения конфликтных ситуаций. На оператора возложены функции взаимодействия и обмена информацией с Префектурой ВАО г. Москвы, Департаментом региональной безопасности г. Москвы и отделом охраны общественного порядка УВД по ВАО МВД России по г. Москве.
В соответствии с п.п. 2.1 Регламента по обеспечению условий проведения публичных мероприятий на открытой площадке Зеленого театра территории Парка культуры и отдыха "Сокольники", администрация парка самостоятельно организует работу специально отведенного места с нормой предельной наполняемости до 1500 человек.
Согласно п. 1 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г, каждый имеет право свободно выражать свое мнение.
В силу п. 2 статьи Конвенции осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах, в частности, национальной безопасности или общественного порядка, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц.
В соответствии со ст. 3 Закона N 54-ФЗ проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов РФ.
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 50 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" агитационный период начинается со дня представления кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявления о согласии баллотироваться и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
Анализируя доводы заявителей о несоблюдении ГАУК ПКиО Сокольники требований Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводами суда первой инстанции о их несостоятельности. Суд пришел к обоснованному выводу о том, что в оспариваемом решении указаны веские доводы в обоснование невозможности проведения публичного мероприятия в заявленном месте и в заявленное время в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, - по причине невозможности проведения предвыборной агитации в день голосования.
Кроме того, суд правильно исходил из невозможности обеспечения безопасности силами административного ответчика, поскольку в день выборов Президента РФ часть сотрудников силовых структур обеспечивали правопорядок на избирательных участках.
Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводами суда первой инстанции о том, что обжалуемое решение административного ответчика принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия указанного решения имелись, содержание решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, у судов нижестоящих инстанций отсутствовали правовые основания для удовлетворения административных исковых требований.
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций правильно определили характер правоотношений, лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановили решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с изложенными выводами судов и судебной оценкой доказательств при вышеизложенных обстоятельствах несостоятельны.
Доводы кассационной жалобы направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства и переоценку установленных нижестоящими судами обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основаниями к отмене судебных постановлений, предусмотренными ст. 328 КАС РФ.
Выводы судебных инстанций в решении суда и апелляционном определении являются верными и мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Елаева И.А, Алешина В.В, Елаева К.И. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 29.03.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14.09.2018 г. по административному делу по административному исковому заявлению Елаева И.А, Алешина В.В, Елаева К.И. к ПКиО "Сокольники" об оспаривании отказа в проведении публичных мероприятий - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.