Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Агарковой О.Е., поступившую в Московский городской суд 20.12.2018 г., на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 17.04.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20.09.2018 г. по административному делу по административному исковому заявлению Агарковой О.Е. к Правительству города Москвы о признании незаконными и недействительными действий по включению адреса жилого дома в перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется программа реновации,
установил:
Агаркова О.Е. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству города Москвы о признании незаконными действий по включению многоквартирного жилого дома в программу реновации, мотивируя свои требования тем, что действиями административного ответчика нарушаются её жилищные права и право собственности на жилое помещение и общее имущество.
Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 17.04.2018 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20.09.2018 г. решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 17.04.2018 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных постановлений по делу и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами нижестоящих инстанций допущено не было.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что собственником квартиры * является Агаркова О.Е.
Собственниками и нанимателями квартир в вышеуказанном доме было реализовано право на выражение своего мнения о согласии или несогласии с включением дома в проект Программы реновации, способом предусмотренным положениями постановления Правительства Москвы от 02.05.2017 года N 245-ПП.
За включение дома в программу реновации по адресу ул. Федоскинская, д.2 проголосовало 88 % граждан, против - 12 %.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Положения пунктов "в", "д", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусматривают нахождение в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросов жилищного, земельного законодательства; вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В соответствии со статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Положения статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно пунктам 9, 10, 12, 13 части 1 Закона города Москвы от 28.06.1995 г. "Устав города Москвы" к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится, в том числе: регулирование градостроительной деятельности; решение вопросов архитектуры, строительства, реконструкции, художественного оформления города Москвы; решение городских вопросов природопользования; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; благоустройство территории; охрана памятников истории и культуры; владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; развитие городской инфраструктуры и обеспечение единства городского хозяйства.
При этом в силу статей 5, 9 и 44 Закона города Москвы от 28.06.1995 г. "Устав города Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы. Правительство Москвы возглавляет Мэр Москвы. Правительство Москвы принимает постановления, которые подписываются Мэром Москвы, а в его отсутствие - лицом, осуществляющим его полномочия в соответствии с указом Мэра Москвы.
Положения статей 2, 13, 19 Закона города Москвы от 20.12.2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" предусматривают, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования.
Таким образом, действующим федеральным законодательством предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москва, который также осуществляет полномочия органов местного самоуправления, на решение вопросов по регулированию градостроительной деятельности и землепользованию.
Порядок формирования перечня многоквартирных домов, которые могут быть включены в проект программы реновации, закрепленный в ч. 1 ст. 3 Закона города Москвы соответствует требованиям, установленным ст. 4 и 7.1 Закона РФ от 15.04.1993 г. N4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации".
Положениями ст. 7.1 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" установлено, что формы и порядок выявления и учета мнения собственников помещений и нанимателей жилых помещений при формировании и реализации программы реновации, в том числе путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме устанавливаются нормативными правовыми актами города Москвы с учетом положений настоящей статьи.
Как следует из положений закона, в проект программы реновации могут быть включены только многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, аналогичный ему по характеристикам конструктивных элементов многоквартирный дом, в которых собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений не менее 2/3 жилых помещений проголосовали за включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации.
Положением также предусмотрено, что в проект программы реновации включается только тот многоквартирный дом, жители которого большинством не менее 2/3 поддержали включение такого многоквартирного дома в проект программы реновации, при этом принятие решения жителями многоквартирных домов большинством голосов на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, закреплено Жилищным кодексом РФ.
Формы и порядок выявления и учета мнения жителей многоквартирного дома, в том числе путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Москвы.
Указанные отношения регулируются постановлением Правительства Москвы от 02.05.2017 N245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве".
Из положений п. 2.3 и 2.5 постановления Правительства Москвы N245-ПП следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе провести в соответствии с Жилищным кодексом РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу согласия или несогласия с включением их многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве. Результаты проведения такого общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме имеют приоритет перед результатами голосования в иных формах.
В силу ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Сторонами не оспаривалось, что собственниками и нанимателями было реализовано право на выражение своего мнения о включении дома N2 по ул. Федоскинская в проект Программы реновации.
Само по себе включение дома в программу реновации, перехода прав собственности или пользования не предопределяет.
Особенностью владения имуществом в многоквартирном доме является необходимость подчинения собственника решению большинства. Принятие решения большинством голосов всех собственников и пользователей многоквартирных домов, включенных в перечень, представляет собой основанную на демократических принципах процедуру, не противоречащую принципам равенства прав всех участников гражданско-правовых отношений, которая является проявлением конституционного принципа равноправия.
Кроме того, ч. 2 ст. 3 Закона города Москвы N14 установлено, что на любой стадии формирования программы реновации и ее реализации (до дня заключения первого договора, предусматривающего возникновение права собственности на предоставляемое жилое помещение) может быть проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором может быть принято решение об исключении такого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации. В случае принятия такого решения многоквартирный дом исключается из проекта программы реновации, программы реновации.
Таким образом, у судов нижестоящих инстанций отсутствовали правовые основания для удовлетворения административных исковых требований.
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций правильно определили характер правоотношений, лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановили решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с изложенными выводами судов и судебной оценкой доказательств при вышеизложенных обстоятельствах несостоятельны.
Доводы кассационной жалобы направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства и переоценку установленных нижестоящими судами обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основаниями к отмене судебных постановлений, предусмотренными ст. 328 КАС РФ.
Выводы судебных инстанций в решении суда и апелляционном определении являются верными и мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Агарковой О.Е. на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 17.04.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20.09.2018 г. по административному делу по административному исковому заявлению Агарковой О.Е. к Правительству города Москвы о признании незаконными и недействительными действий по включению адреса жилого дома в перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется программа реновации - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.