Судья Московского городского суда Харитонов Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Таксомоторный парк N 20" Фокина А.И. на постановление главного государственного санитарного врача по г. Москве N1223 от 21 ноября 2017 года и решение судьи Бутырского районного суда г.Москвы 28 сентября 2018 года, вынесенные по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в отношении ООО "Таксомоторный парк N 20",
УСТАНОВИЛ:
23 августа 2017 года заместителем начальника отдела надзора за условиями труда и радиационной безопасности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в отношении ООО "Таксомоторный парк N 20" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ.
Постановлением главного государственного санитарного врача по г.Москвы от 21 ноября 2017 г. ООО "Таксомоторный парк N 20" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Бутырского районного суда г.Москвы 28 сентября 2018г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО "Таксомоторный парк N 20" - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник ООО "Таксомоторный парк N 20" Фокин А.И. просит об отмене вышеуказанных постановления должностного лица и судебного решения, ссылаясь на их незаконность.
В судебное заседание Московского городского суда защитник ООО "Таксомоторный парк N 20" Фокин А.И. не явился, извещался надлежащим образом посредством телефонограммы, о причине неявки не сообщил, ходатайства об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, нахожу возможным рассмотреть жалобу защитника ООО "Таксомоторный парк N 20" Фокина А.И, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ.
Исследовав представленные материалы дела, выслушав в качестве свидетеля - представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве Ш. А.А, возражавшую против доводов жалобы, проверив доводы жалобы, нахожу постановление судьи законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как усматривается из материалов дела и установлено должностным лицом и судьей районного суда, на основании распоряжения заместителя руководителя начальника управления Роспотребнадзора Москвы от N 01-03-00079 от 25 мая 2017 г. и распоряжения о продлении срока проведения плановой выездной проверки N01-03-066 от 27 июня 2017 г, с 01 июня по 27 июля 2017 г. в отношении ООО "Таксомоторный парк N 20" проведена внеплановая выездная проверка по адресу: *, стр. 5. По результатам проверки в деятельности ООО "Таксомоторный парк N20" выявлены нарушения требований ст.ст. 11, 24, 25, 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а именно: измерение показателей аэроионного состава воздуха в обследованных помещениях показали, что в зоне дыхания концентрации аэроионов отрицательной полярности, на рабочих местах не соответствует допустимым показателям СанПин 2.2.4.1294-03 "Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений" (п. 2.4, таблица).
Факт административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ и вина ООО "Таксомоторный парк N 20" в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; распоряжением о проведении проверки и распоряжением о продлении срока проведения плановой выездной проверки; актом проверки; экспертным заключением; протоколом инструментальных исследований аэроионного состава воздуха и другими материалами дела.
Вопреки доводам жалобы, допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ООО "Таксомоторный парк N 20" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Доказательства в материалах дела свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Таксомоторный парк N 20" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
Доказательства в материалах дела свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Таксомоторный парк N 20" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения должны соблюдаться вне зависимости от наличия или отсутствия проверок государственного надзора, выдаваемого предписания либо составления протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении, поскольку нарушение вышеуказанных норм само по себе уже образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, что влечет наложение административного наказания.
В соответствии со ст.11 Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ст.20 названного Закона, атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
В соответствии со ст.24 Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно ст.25 данного Закона, условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
В соответствии со ст.32 Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
За нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения действующим законодательством, в том числе ст.55 вышеуказанного Закона, предусмотрена также и административная ответственность.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
За нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения действующим законодательством, в том числе ст.55 вышеуказанного Закона, предусмотрена также и административная ответственность.
На территории Российской Федерации действуют санитарные требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений, где может иметь место аэроионная недостаточность или избыток аэроионов.
Требования Санитарных правил СанПин 2.2.4.1294-03 "Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений" направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека аэроионной недостаточности и избыточного содержания аэроионов в воздухе на рабочих местах; предназначаются для юридических лиц всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей и граждан, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации; соблюдение требований Санитарных правил является обязательным для юридических лиц всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей и граждан.
Раздел второй данных Правил устанавливает нормируемые показатели аэроионного состава воздуха, которые приведены в таблице данного раздела.
При рассмотрении дела должностным лицом административного органа, а также судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ООО "Таксомоторный парк N 20" в его совершении.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "Таксомоторный парк N 20" имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которого ст.6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод жалобы о том, что ООО "Таксомоторный парк N20" не было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, не может служить основанием для отмены обжалуемых постановления должностного лица и судебного решения, поскольку опровергается материалами дела.
Положения ст.ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ о составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого возбуждается и ведется производство по такому делу, предоставляют этому лицу определенные гарантии защиты, но не устанавливают его обязанности воспользоваться такими гарантиями или реализовать их лично.
С учетом названных норм права суд при рассмотрении дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности должен установить, предоставил ли административный орган заявителю возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные КоАП РФ, было ли известно заявителю о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно материалам дела о составлении протокола об административном правонарушении 23 августа 2017 г. в 15 часов 00 минут ООО "Таксомоторный парк N 20" извещалось по почте заказным письмом по адресу его государственной регистрации: г. Москва, ул. Б. Тульская, д.2, пом. XV (на момент составления протокола). По данным внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте ФГУП "Почта России" pochta.ru, данное отправление было получено адресатом 14 августа 2017 г.
При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении был обоснованно составлен в отсутствие представителя ООО "Таксомоторный парк N 20", что согласуется с требованием ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ.
Таким образом, обязанность по надлежащему извещению ООО "Таксомоторный парк N 20" о месте и времени рассмотрения дела должностное лицо выполнило, и Общество вполне располагало временем для подготовки аргументированной позиции по делу.
Административное наказание назначено ООО "Таксомоторный парк N20" в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1 и 4.1 КоАП РФ, с учётом обстоятельств и характера совершённого правонарушения, объектом которого является здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, и является справедливым.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении ООО "Таксомоторный парк N 20".
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении, на что заявитель ссылается в жалобе, не может служить основанием для отмены обжалуемых постановления должностного лица и судебного решения, так как данные сроки не являются пресекательными.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного решения и постановления должностного лица, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного санитарного врача по г.Москве N1223 от 21 ноября 2017 года и решение судьи Бутырского районного суда г.Москвы 28 сентября 2018 года, вынесенные по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в отношении ООО "Таксомоторный парк N 20" - оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.