Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя правления ТСЖ "Дегунино" Мордвиновой А.А. на постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции г. Москвы N *** от 10 октября 2017 года, решение судьи Тимирязевского районного суда г. Москвы от 25 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.1 КоАП г. Москвы, в отношении Товарищества собственников жилья "Дегунино",
установил:
постановлением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы N *** от 10 октября 2017 года ТСЖ "Дегунино" привлечено к ответственности по ст. 9.1 КоАП г. Москвы, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, председатель правления ТСЖ "Дегунино" Мордвинова А.А. обратилась с жалобой в Тимирязевский районный суд г. Москвы, решением судьи которого 25 октября 2018 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с актом должностного лица и судебным решением, председатель правления ТСЖ "Дегунино" Мордвинова А.А. подала жалобу в Московский городской суд, в которой поставлен вопрос об их отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что в постановлении должностного лица указаны нарушения в работе внутридомовой системы дымоудаления, противопожарной автоматики, пожарного водопровода, которые относятся к капитальному ремонту дома и финансируются из специального фонда капитального ремонта на основании решения общего собрания собственников жилья, тогда как проведение капитального ремонта без согласия собственников жилья невозможно; судом не было учтено, что неисправность системы ДУ и ППА имелась еще до 2007 года, т.е. до передачи от ГУП ДЕЗ "Западное Дегунино" документов в ТСЖ "Дегунино" по управлению домом; считает, что в действиях ТСЖ отсутствовал умысел на совершение вменного правонарушения.
В судебное заседание защитник ТСЖ "Дегунино" Бабенко И.Ф. явился, доводы жалобы поддержал.
В судебном заседании был допрошен представитель Государственной жилищной инспекции Трофимов П.Н, который просил отказать в удовлетворении заявленных требований ТСЖ "Дегунино", считая постановленные акты законными и обоснованным, пояснил, что в ходе проверки 31 августа 2017 года ТСЖ "Дегунино" на предмет подготовки к осенне-зимней эксплуатации Мосжилинспекцией были выявлены нарушения н ормативов по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий в городе Москве, которые являются обязательными для выполнения, в том числе и управляющими компаниями, к числу которых относится ТСЖ "Дегунино". Выявленные нарушения были зафиксированы в акте осмотра от 31 августа 2018 года, и явились основаниями для составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к ответственности по ст. 9.1 КоАП г. Москвы.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 9.1 КоАП г. Москвы наступает за нарушение установленных Правительством Москвы нормативов по эксплуатации жилищного фонда и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует материалов дела и установлено должностным лицом, судом первой инстанции 31 августа 2017 года Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее -Мосжилинспекция) была проведена проверка многоквартирного дома, расположенного по адресу: *** на предмет подготовки к осенне-зимней эксплуатации.
В ходе проверки было установлено, что ТСЖ "Дегунино" допущено несоблюдение требований п. 3.5 *** "Содержание подвальных помещений и технических подполий жилых домов", утверждённого Распоряжением Правительства Москвы от 12.06.1998 N *** ); п. 2.4 п. 2.2 *** "Содержание чердачных помещений жилых домов", утвержденного Распоряжением Правительства Москвы от 12.06.1998 г. N *** ; п. 2.3 *** "Содержание подъездов жилых домов", утверждённых распоряжением Премьера Правительства Москвы от 12.08.1997 N *** ; п. 3 *** 7 "Работы по уборке лестничных клеток жилых домов, помещений дежурного по подъезду (консьержки, охраны и т.п.) и обслуживанию мусоропроводов", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 04.06.1996 N *** ; п. 3.2 *** "Подготовка к сезонной эксплуатации жилых домов", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 04.06.1996 N 465, а именно:
отсутствие плафона на осветительном приборе в подвале;
подтопление подвального помещения сточными водами, захламленность подвального помещения (выявлено наличие строительного мусора, столы, стулья), складирование и хранение в подвале огнеопасных веществ (банки с краской);
отсутствие плафона на осветительном прибое на чердаке;
неисправность заполнений оконных проемов (разбито стекло): подъезд N 1 этажи **** ; подъезд N **** этажи ****
отсутствует запирающая фурнитура на окнах подъезд N **** этаж **** ;
повреждение трубопровод канализации в подвале (сквозная трещина), отсутствует ревизия на выпуске трубопровода канализации в подвале (2 шт.)
неисправность системы ДУ и ППА (отсутствует электрическое соединение системы откачки дыма с поэтажных лестничных клеток, а именно: разрыв питающего провода, отсутствие теплоизоляции трубопровода ЦО в подвале (0,3 п.м.), отсутствует теплоизоляция трубопровода ГВС в подвале (2.3 п.м.).
Действия ТСЖ "Дегунино" квалифицированы по ст. 9.1 КоАП г. Москвы.
Объективная сторона вменяемого ТСЖ административного правонарушения выражается в нарушении установленных Правительством Москвы нормативов по эксплуатации жилищного фонда.
Факт правонарушения и виновность ТСЖ "Дегунино" в его совершении подтверждается совокупностью исследованных доказательств: протоколом об административном правонарушении N **** от 14 сентября 2017; актом осмотра от 31 августа 2017 года; предписанием об устранении выявленных правонарушений от 31 августа 2017 года; фотоматериалами; паспортом готовности жилого дома и придомовой территории к осенне-зимней эксплуатации, сведениями ЕГРЮЛ; показаниями допрошенного в суде первой инстанции главного специалиста Мосжилинспекции Спицына А.Н.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ТСЖ "Дегунино" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 КоАП г. Москвы.
При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ТСЖ "Дегунино" в его совершении.
Не согласиться с выводами суда первой инстанции о квалификации действий и виновности ТСЖ "Дегунино" оснований не имеется.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме ( ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме ( ч. 1 ст. 162 ЖК РФ).
В силу п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно п. п. "а", "6 " п. 10, п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, в которых абз. 4 разд. 2 определяет, что текущий ремонт здания включает комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Из приведенных положений следует, что в ст. 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации жилого дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Учитывая изложенное, доводы жалобы о том, что выявленное в ходе проверки нарушение в неисправности системы ДУ и ППА, выразившееся в отсутствии электрического соединения системы откачки дыма с поэтажных лестничных клеток, а именно: разрыв питающего провода, относятся к капитальному ремонту дома и финансируются из специального фонда капитального ремонта на основании решения общего собрания собственников жилья, следует признать несостоятельными.
Поскольку на ТСЖ "Дегунино" возложена обязанность по надлежащему содержанию помещений многоквартирного дома в силу закрепления за ним статуса Управляющей организации, указанное лицо несет персональную ответственность за нарушение требований установленных законом нормативов.
Нормативы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий в городе Москве обязательны для исполнения в течение установленных сроков их действия всеми субъектами жилищного фонда, а именно: собственниками, владельцами (управляющими), нанимателями и арендаторами, а также другими пользователями жилых и нежилых помещений в жилых строениях; лицами, осуществляющими техническое обслуживание и ремонт объектов жилищного фонда, а также предоставляющими коммунальные и прочие эксплуатационно-технические услуги предприятиям, учреждениям и организациям; органами управления городским хозяйством и органами государственного контроля.
Несоблюдение субъектами жилищного фонда введенных в действие нормативов или уклонение от их реализации влекут за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством ( п. 3 ст. 5 Закона г. Москвы от 13.11.1996 N 30 "Об установлении нормативов по эксплуатации жилищного фонда в городе Москве и контроле за их соблюдением").
Вопреки доводу жалобы, изучение представленных материалов свидетельствует, что к выводу о виновности ТСЖ "Дегунино" в совершении административного правонарушения и квалификации его действий по ст. 9.1 КоАП г. Москвы должностное лицо и судья районного суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Достоверность и допустимость всех доказательств судом первой инстанции проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка. Каких-либо объективных данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи районного суда при рассмотрении дела по жалобе ТСЖ "Дегунино" в представленных материалах не имеется.
Судья районного суда рассмотрел жалобу на постановление должностного лица в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП г. Москвы, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Иные доводы жалобы заявителя, приводимые им в защиту юридического лица, сводятся по существу к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки нижестоящей судебной инстанции, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем судебном решении, не опровергают наличие в действиях ТСЖ "Дегунино" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 КоАП г. Москвы и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
При назначении административного наказания должностным лицом учтены обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, наказание назначено ТСЖ "Дегунино" в пределах санкции ст. 9.1 КоАП г. Москвы в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, ст. 4.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Жалоба не содержит оснований для отмены обжалуемых актов, вместе с тем, имеются основания для изменения решения суда первой инстанции.
Так, в вводной и установочной частях решения судьи районного суда имеются указания на привлечение ТСЖ "Дегунино" к административной ответственности по ст. 9.1 КоАП РФ, тогда как предметом обжалования явилось постановление должностного лица Государственной жилищной инспекции города Москвы от 10 октября 2017 года о привлечении ТСЖ "Дегунино" по ст. 9.1 КоАП г. Москвы, что нашло свое подтверждение в резолютивной части судебного акта.
Указанное свидетельствует о наличии технической описки, которая не влияет на состав правонарушения, вмененного ТСЖ "Дегунино", но подлежит исправлению.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы N **** от 10 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.1 КоАП г. Москвы, в отношении Товарищества собственников жилья "Дегунино", - оставить без изменения.
Решение судьи Тимирязевского районного суда г. Москвы от 25 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.1 КоАП г. Москвы, в отношении ТСЖ "Дегунино",- изменить, указав в водной и описательной частях решения на привлечение ТСЖ "Дегунино" к административной ответственности по ст. 9.1 КоАП г. Москвы, в остальной части решение судьи оставить без изменения, жалобу законного представителя Товарищества собственников жилья "Дегунино" Мордвиновой А.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.