Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе законного представителя АО "Балтстройресурс" генерального директора *** Д.Е. на постановление судьи Замоскворецкого районного суда Москвы от 14 июня 2018 года, которым Акционерное общество "Балтстройресурс" (далее АО "Балтстройресурс") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.15 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей,
УСТАНОВИЛ:
02 ноября 2017 года сотрудниками ОИК УВМ ГУ МВД России по г. Москве была проведена выездная проверка соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, соблюдения правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, осуществления трудовой деятельности иностранными работниками по адресу г. Москва, ** строительный объект.
18 апреля 2018 года ст. инспектором отделения N 3 ОИК УВМ ГУ МВД РФ по г. Москве, по результатам административного расследования, в отношении АО "Балтстройресурс" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.15 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Законным представителем АО "Балтстройресурс" генеральным директором *** Д.Е. подана в Московский городской суд жалоба, в которой просит постановление судьи отменить, ссылаясь на то, что общество к трудовой деятельности иностранного гражданина не привлекало, обществом заключены договоры подряда с субподрядными организациями для выполнения работ на строительном объекте, не являются субъектом данного правонарушения.
Законный представитель АО "Балтстройресурс" генеральный директор ** Д.Е. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 18.15 КоАП предусмотрена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 данной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
В настоящее время порядок и срок представления организациями, оказывающими услуги по трудоустройству иностранных граждан, уведомления установлен Приложением 4 к Приказу Федеральной миграционной службы России от 28 июня 2010 года N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранным гражданином и лицом без гражданства трудовой деятельности на территории РФ" (ред. от 12.03.2015), согласно пункту 2 которого, работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Как следует из материалов дела, 02 ноября 2017 года в 14 часов 20 минут по адресу: г. Москва, *** (строительный объект) в ходе выездной внеплановой проверки проведенной сотрудниками ОИК УВМ ГУ МВД России по г. Москве выявлен факт осуществления с 25 октября 2017 г. трудовой деятельности в АО "Балтстройресурс" в качестве подсобного рабочего гражданина Кыргызской Республики *** Э.С, прибывшего на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получении визы, однако в нарушение требований пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ уведомление о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина в течение трех рабочих дней, т.е. до 31 октября 2017 года в территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции обществом не направлено.
Действия АО "Балтстройресурс" квалифицированы по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность АО "Балтстройресурс" подтверждены доказательствами, допустимость и достоверность которых в своей совокупности сомнений не вызывают, а именно: распоряжением о проведении проверки миграционного законодательства N866 от 02 ноября 2017 года протоколом осмотра территории с фототаблицей от 02 ноября 2017 года, актом проверки от 10 ноября 2017 г, рапортом инспектора отделения N 3 ОИК УВМ ГУ МВД России по г. Москве от 02 ноября 2017 г, объяснениями свидетеля иностранного гражданина Кыргызской Республики *** Э.С от 02 ноября 2017 г. копией паспорта иностранного гражданина, сведениями базы данных Трудовая миграция подтверждающие отсутствие уведомления о привлечении юридическим лицом АО "Балтстройресурс" к трудовой деятельности на территории г. Москвы иностранного гражданина, объяснениями свидетеля ** А.И, копия приказа от 16.10.2017 г. N66/17-к о принятии на работу в ОА "Балтстройресурс" ** А.И, разрешением на строительство от 27 января 2017 г. N77-164000-013928-2017 по адресу: Москва, ***, ордером на проведение земляных работ от 03 февраля 2017 г. "16050074/3 на имя АО "Балтстройресурс" на строительство по адресу: Москва, ул. ***, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 01 декабря 2017 г, выпиской из ЕГРЮЛ, протоколом МС N 150326 от 18 апреля 2018 г. об административном правонарушении, другими материалами
Представленные доказательства обоснованно признаны судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей районного суда по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Выводы о виновности АО "Балтстройресурс" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Доводы жалобы о том, что АО "Балтстройресурс" не привлекало иностранного гражданина к трудовой деятельности, не является субъектом данного правонарушения, не могут быть признаны состоятельными.
В силу положений ст. 11 ТК РФ, на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Статьей 16 ТК РФ определено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Согласно статье 61 ТК РФ, трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.
По смыслу ч. 2 ст. 67 ТК РФ, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Исходя из изложенного, наличие оформленного трудового либо гражданско-правового договора не является необходимым элементом объективной стороны вмененного юридическому лицу административного правонарушения, так как доказыванию в данном случае подлежит фактический допуск АО "Балтстройресурс" конкретного иностранного гражданина к выполнению каких-либо работ в интересах данного юридического лица и не направление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации в течение трех рабочих дней с момента его допуска к работе уведомления о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ или оказания услуг.
Вопреки доводам жалобы, факт осуществления гражданином Кыргызской Республики *** Э.С, трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего в интересах АО "Балтстройресурс" с очевидностью удостоверен совокупностью приведенных выше доказательств, которые согласуются с условиями разрешения на строительство, ордером на строительство по адресу: Москва, ул. ***, выданному Обществу, где на строительном объекте по указанному адресу выявлен иностранный гражданин, с письменными объяснениями руководителя проекта АО "Балтстройресурс" *** А.И, предупрежденного об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, из которых усматривается, что для выполнения некоторых видов работ АО "Балтстройресурс" на данном строительном объекте привлекло к трудовой деятельности иностранных граждан, 02.11.2017 г. на строительном объекте осуществлял трудовую деятельность в том числе гражданин Кыргызской Республики *** Э.С в качестве подсобного рабочего; объяснениями самого гражданина Кыргызской Республики *** Э.С, данными сотрудникам полиции после разъяснения ему положений ст. ст. 24.2, 25.6, 17.9 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, и из которых усматривается, что с 25 октября 2017 г. он работает в качестве подсобного рабочего на строительном объекте по адресу: Москва, *** в АО "Балтстройресурс", к трудовой деятельности его привлек представитель организации АО "Балтстройресурс", в письменном виде трудовой договор не заключал, в его обязанности входят подсобные работы, уборка строительного мусора, график работы ежедневно с 08-00 до 19-00, зарплата 1400 руб. в день, на момент проверки осуществлял вынос строительного мусора, что является достаточным для квалификации действий общества по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Наличие в материалах дела объяснений представителя ООО "Балтстройресурс" *** Е.И, договора подряда от 12.07.2017 г. между АО "Балтстройресурс" и ООО "Балтстройресурс", а также договоры подряда заключенные ООО "Балтстройресурс" с бригадирами, не опровергают вывода суда, поскольку им дана в ходе рассмотрения надлежащая оценка, суд обоснованно отнесся к данным доказательствам критически.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица АО "Балтстройресурс" имелась возможность для соблюдения миграционного законодательства, за нарушение которого ч.4 ст.18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт ненаправления АО "Балтстройресурс" в установленный срок уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином объективно подтвержден совокупностью перечисленных выше доказательств.
Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, составлен надлежащим должностным лицом. О времени и месте составления протокола заявитель был уведомлен, телеграмма направленная в адрес АО "Балтстройресурс" 10.04.2018 г. в которой указаны время и место составления протокола назначенного на 18.04.2018 г. в 15 час, была вручена сотруднику АО 10.04.2018 г. (л.д.96). заблаговременно. Нарушений прав заявителя при составлении протокола допущено не было.
Рассмотрение дела в отсутствие законного представителя АО "Балтстройресурс" не повлекло нарушения прав Общества.
Как следует из материалов дела, о времени и месте рассмотрения дела, назначенного на 14 июня 2018 г. в 14-45 в адрес Общества по месту его нахождения 05 июня 2018 г. направлена судом телеграмма (л.д. 107), телеграмма получена сотрудником общества 07 июня 2018 г. заблаговременно, поскольку судьей приняты надлежащие меры к извещению Общества, общество было уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, требования части 3 статьи 25.4 КоАП РФ судьей не нарушены.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, с учетом факта совершения юридическим лицом административного правонарушения, посягающего на интересы государства в области миграционного законодательства, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного положения общества, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Бремя доказывания по делу судьей районного суда распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности судьей районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.
Порядок и установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел соблюдены.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда Москвы от 14 июня 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.15 КоАП РФ в отношении АО "Балтстройресурс" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.