Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника Кузнецовой К.А., поданной в защиту ООО "Талер ВЛ", на постановление Черемушкинского районного суда г. Москвы от 15.10.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Талер ВЛ",
УСТАНОВИЛ:
25.07.2018 ст. уполномоченным по ОВД отдела административных расследований Московской таможни в отношении ООО "Талер ВЛ" составлен протокол об административном правонарушении N *** по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Постановлением Черемушкинского районного суда г. Москвы от 15.10.2018 ООО "Талер ВЛ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2/3 от рыночной стоимости товаров в сумме 4256000 руб.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Талер ВЛ" Кузнецова К.А. ставит вопрос об отмене состоявшегося постановления, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на его незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
В судебное заседание законный представитель ООО "Талер ВЛ" не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Руководствуясь положениями ст.25.4 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело без его участия.
Допрошенный в качестве свидетеля сотрудник Московской таможни *** Р.О, предупрежденный судом об административной ответственности под роспись за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ, полагал вмененное правонарушение совершенным и доказанным, доводы жалобы основанными на неправильном толковании действующего законодательства.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Диспозиция ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
Объективная сторона состава данного административного правонарушения выражается в невыполнении лицом требований таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре), либо к таможенному оформлению предоставляется товар, отличный от того, сведения о котором заявлены в таможенной декларации.
Согласно ст. ст. 203, 204 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ( действовавшего на момент выявления правонарушения) товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 1 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.
Д екларация на товары подается в электронной форме. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме.
В соответствии со ст.104,105,106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС), при перемещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и ( или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В декларации на товары указываются сведения, т.ч.: о заявляемой таможенной процедуре; о декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров; о транспортных средствах международной перевозки, а также транспортных средствах, которыми товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории Союза; о наименовании, описании, классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; о наименовании страны отправления и страны назначения, производители товаров, описании упаковок, цене, количестве в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; о таможенной стоимости товаров, статистической стоимости; об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и другие сведения.
В соответствии с ч.2 ст.104 ТК ЕАЭС, таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно п.п.7 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС, декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Согласно ст.108 ТК ЕАЭС, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация.
Согласно ст.84 ТК ЕАЭС декларант вправе осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции; отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, выданного в соответствии со статьей 17 настоящего Кодекса; присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов товаров.
Декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом;
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств -членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что 11.04.2018 генеральный директор ООО "Талер ВЛ" на Московский т/п (ЦЭД) Московской таможни по системе электронного декларирования предъявил к таможенному оформлению декларацию на товары N *** в которой были заявлены товары : бензиновые двигатели внутреннего сгорания с рабочим объемом не более *** л.с, предназначен ые для использования в бытовой, хозяйственной, садово-огородной технике, изготовитель ***, поступившие в адрес Общества по товаросопроводительным документам: ***, транспортная Ж/Д накладная ***, коносамент *** от 28.02.2018. С убпозиции *** ( двигатели прочие с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 250 см 3 ).
Товар был перемещен на склад временного хранения ООО "Логистика КС" по форме отчета ДО-1 N ***.
В результате проведенного 100% таможенного досмотра (акт таможенного досмотра N *** ) были обнаружены товары, незадекларированные в декларации на товары N ***, а именно: триммеры с бензиновым двигателем в разобранном виде, в комплектации - двигатель внутреннего сгорания, бензиновый, с ручным стартерным механизмом, согласно маркировке на изделии -мощностью *** л/с, укомплектован пластиковым баком для топлива, модель - СТ50, СТАВМАШ, пластиковая разборная катушка внутри которой намотана пластиковая леска (предположительно в триммер для резки травы), диск металлический в виде трех лепестков и заостренными краями (предположительно диск в триммер для резки травы) упакован индивидуальной картонной упаковкой с надписью " *** ", пластиковый защитный кожух полукруглой формы с отверстиями для крепления, две рукоятки-держателя, на одной из которых имеется кнопка с фиксирующим нажатием, также эта рукоятка соединена с двигателем электрическим проводом, два металлических кронштейна разных размеров, редуктор в виде металлической насадки с шайбой и винтом с одной стороны и фиксирующим зажимным винтом с другой стороны, ремень из синтетического материала с соединительными карабинами по краям, в комплекте находится свечной ключ, гаечный ключ 10 х 12, отвертка, два ключа-звездочка, соединительные хомуты, заглушки с крепежными винтами, пластиковая мерная емкость до 800гр с крышкой, руководство по эксплуатации, в количестве 2560 штук.
Согласно заключению проведенной в ходе производства по делу экспертизы, исследованные в ходе экспертизы предметы, упакованы в картонную коробку с указанием организации производителя. Находящиеся в коробке предметы являются комплектом для сборки ручной мотокосы "Ставмаш-50СТ". Вместе с тем данный комплект не является готовым к использованию предметом ( триммером), поскольку в комплекте отсутствует прямая штанга с жестким приводным валом, передающим крутящий момент двигателя на нож.
Согласно служебной записки ОТНиПТ товары "триммеры с бензиновым двигателем в разобранном виде", подлеж а т классификации в под субпозиции *** ( инструменты ручные прочие).
Таким образом таможенным органом установлен факт недекларирования ООО "Талер ВЛ" по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Действия ООО "Талер ВЛ" квалифицированы по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы факт совершения ООО "Талер ВЛ" правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, а также его вина в совершении данного правонарушения объективно подтверждены совокупностью представленных в материалы дела об административном правонарушении доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: определением о возбуждении дела и проведении административного расследования; протоколом об административном правонарушении N *** от 25.07.2018 года, в котором изложены обстоятельства правонарушения; декларацией на товары N ***; транспортной железнодорожной накладной; инвойсом; актом таможенного досмотра от 12.04.2018; служебной запиской начальника отдела товарной номенклатуры прохождения товаров и торговых ограничений от 17.04.2018 N ***; протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении N*** от 26.04.2018; протоколом опроса свидетеля *** А.И.; заключением эксперта N *** от 06.07.2018, согласно выводам которого, рыночная стоимость партии товара, явившегося предметом административного правонарушения по делу об административном правонарушении по состоянию на 11.04.2018 на внутреннем рынке Российской Федерации, составляет *** рублей 00 копеек ; выпиской из ЕГРЮЛ.
Представленные доказательства обоснованно признаны судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ООО "Талер ВЛ" правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, т.к. указанное юридическое лицо не задекларировало по установленной форме товары, подлежащих таможенному декларированию.
Выводы судьи о виновности ООО "Талер ВЛ" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Довод жалобы об отсутствии в действиях ООО "Талер ВЛ" состава вмененного ему правонарушения, отсутствия вины Общества, не нашли своего подтверждения. Утверждения защиты о том, что административным органом и судом первой инстанции необоснованно классифицированы ввезенные организацией товары - бензиновые двигатели внутреннего сгорания с рабочим объемом не более ***, предназначен ные для использования в бытовой, хозяйственной, садово-огородной технике по субпозиции *** ( инструменты ручные прочие), нахожу основанными на ином толковании закона.
В соответствии со ст. 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Если при классификации товаров в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, у таможенного органа отсутствуют точные сведения о характеристиках товаров, их наименованиях или иная информация, необходимая для классификации товаров на уровне 10 знаков, допускается определение кода товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 4 знаков исходя из имеющихся сведений о характеристиках товара, влияющих на классификационные признаки.
Коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
Основные правила интерпретации ТН ВЭД утверждена решением Комиссии Таможенного союза N 130 от 27.11.2009 (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Решением Комиссии Таможенного союза N 522 от 28.01.2011 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров.
Разделом 3 названного Положения определен порядок применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД).
Согласно названной норме Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне ( пункт 5 Положения).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза.
Как установлено в суде ООО "Талер ВЛ" на Московский т/п (ЦЭД) Московской таможни по системе электронного декларирования предъявила к таможенному оформлению декларацию на товары N *** в которой были заявлены товары : бензиновые двигатели внутреннего сгорания с рабочим объемом не более *** тактны е, объемом ***, мощностью ***.с, предназначен ные для использования в бытовой, хозяйственной, садово-огородной технике, изготовитель ***, поступившие в адрес Общества по товаросопроводительным документам: ***, транспортная Ж/Д накладная ***, коносамент *** от 28.02.2018, с убпозици *** ( двигатели прочие с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 250 см 3 ).
Вместе с тем в ходе проведения административного расследования было установлено, что ООО "Талер ВЛ" были ввезены *** комплектов, упакованных в индивидуальные коробки, представляющих собой неполный комплект для сборки ручной мотокосы "Ставмаш СТ-50", то есть помимо непосредственно двигателей в индивидуальных коробках находился комплект деталей мотокосы "Ставмаш СТ-50", за исключением прямой штанги с жестким приводным валом, передающим крутящий момент двигателя на нож, позволяющий при доукомплектовании комплекта указанным валом, собрать мотокосу "Ставмаш СТ-50" и использовать ее по прямому назначению. Наличие в каждом из ввезенных комплектов для сборки мотокосы инструкций по эксплуатации, расходных материалов в виде ножей и инструмента для сборки и регулировки мотокосы, позволяет сделать вывод о том, что данный товар не является запасными частями к инструменту, а представляет собой неисправный ( в связи с отсутствием одной детали) ручной инструмент в разобранном виде.
В этой связи должностным лицом административного органа и судом сделан правильный вывод о том, что данный везенных товар следует классифи цировать по субпозиции *** ( ручной инструмент).
Довод жалобы о неправильной квалификации действий ООО "Талер ВЛ" по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, как обществом задекларирован товар полностью, но декларантом в таможенной декларации заявлены несоответствующие действительности сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, нахожу необоснованным.
Как уже было отмечено выше объективной стороной вмененного ООО "Талер ВЛ" правонарушения являются действия, когда декларантом к таможенному оформлению предоставляется товар, отличный от того, сведения о котором заявлены в таможенной декларации.
В данном случае ООО "Талер ВЛ" к таможенному оформлению фактически предоставлялся товар - комплекты для сборки мотокосы "Ставмаш СТ-50", тогда как организацией были заявлены другие товары - бензиновые двигатели внутреннего сгорания с рабочим объемом не более ***.
При таких обстоятельствах действия ООО "Талер ВЛ" правильно квалифицированы по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ. Оснований для переквалификации на ч. 2 ст.16.2 КоАП РФ не имеется.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ ( ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Пунктом 5 Постановления Пленума ВС РФ N 18 от 12.05.2016
разъяснено, что система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, основанная на статье ***, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.
При этом необходимо учитывать, что одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости исходя из действительной стоимости ввозимых товаров, которое реализуется при проведении таможенного контроля ( статья 17 Соглашения по применению статьи ***, пункт 5 статьи 2 Соглашения).
В соответствии со ст.1 Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года" [рус, англ.] (Вместе с "Пояснительными примечаниями", "Техническим комитетом по таможенной оценке") (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994), таможенной стоимостью импортируемых товаров является цена сделки, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, проданные на экспорт в страну импорта, скорректированная в соответствии с положениями статьи 8, при условии: что нет ограничений в отношении распоряжения товарами или их использования покупателем; что продажа или цена не связаны с какими-либо условиями или обязательствами, стоимость которых в отношении оцениваемых товаров не может быть определена; что никакая часть выручки от какой-либо последующей перепродажи, распоряжения или использования товаров покупателем не перейдет прямо или косвенно продавцу, если только не может быть сделана надлежащая корректировка в соответствии с положениями статьи 8; что покупатель и продавец не связаны между собой или, если покупатель и продавец связаны между собой, то стоимость сделки приемлема для таможенных целей согласно положениям пункта 2.
В соответствии со ст. 7 Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года" [рус, англ.] (Вместе с "Пояснительными примечаниями", "Техническим комитетом по таможенной оценке") (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994), если таможенная стоимость импортируемых товаров не может быть определена согласно положениям статей 1 - 6 включительно, то таможенная стоимость определяется путем использования разумных средств, совместимых с принципами и общими положениями настоящего Соглашения и статьи VII ГАТТ 1994, и на основе данных, имеющихся в стране импорта.
Из материалов делу усматривается, что ООО "Талер ВЛ" указана таможенная стоимость ввезенного товара *** долларов США. В ходе проведения административного расследования ООО "Талер ВЛ" не представлено достоверных документов, подтверждающих обоснованность данных сведений. Учитывая, что размер стоимости 1 комплекта мотокосы не сопоставим со стоимостью аналогичного товара на рынках страны экспортера, предполагая признаки недостоверности сведений о стоимости сделки в связи с ее значительным отличием от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов, административным органом были предприняты меры по дополнительной проверке сведений, в связи с чем была назначена и проведена экспертиза, которая определиластоимость ввезенного на территорию РФ товара.
Вопреки доводам жалобы, административное наказание назначено ООО "Талер ВЛ" в пределах санкции ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.8 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, в т.ч. сведениями о привлекаемом к административной ответственности юридическом лице, характера совершенного правонарушения, назначенное наказание является справедливым.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановленного судебного акта не имеется.
Вместе с тем суд считает необходимым изменить обжалуемое постановление судьи районного суда, исключив из него указания на нормы закона, не действовавшие на момент выявления правонарушения, в т.ч. на положения Таможенного кодекса Таможенного союза, который утратил силу с 31.12.2017. Исключение из постановления ссылки на нормы данного недействующего нормативно-правового акта, не может являться основанием для отмены правильного по существу судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 15.10.2018, вынесенное в отношение ООО "Талер ВЛ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, изменить, исключить из постановления ссылку на нормы Таможенного кодекса Таможенного союза. В остальной части постановление Черемушкинского районного суда г. Москвы оставить без изменения, жалобу защитника Кузнецовой К.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.