Судья Московского городского суда Харитонов Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Юсуповой А.Х. на постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 16 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
УСТАНОВИЛ:
19 декабря 2017 г. государственным транспортным инспектором - государственным инспектором отдела УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора составлен протокол об административном правонарушении NКЗ06/157-17 в отношении Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее ОАО "РЖД", Общество) по ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение Мировому судье Судебного участка N382 Красносельского района г.Москвы, определением которого дело об административном правонарушении передано по подведомственности в Мещанский районный суд г. Москвы.
Постановлением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 16 февраля 2018 г. ОАО "РЖД" признано виновным и привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное на основании ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ выразившееся в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и подвергнуто административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ОАО "РЖД" Юсупова А.Х. просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, выслушав защитника ОАО "РЖД" Лозовую С.В, поддержавшую доводы жалобы, изучив доводы жалобы, нахожу, что оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда не имеется.
Частью 1 ст.11.15.1 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации "О транспортной безопасности" N 16-ФЗ от 09 февраля 2007 г. транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании; соблюдение транспортной (безопасности - выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации; железнодорожные вокзалы относятся к объектам транспортной инфраструктуры.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации "О транспортной безопасности" N 16-ФЗ от 09 февраля 2007 г. субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ч.1 ст. 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ постановлением Правительства РФ 26.04.2017 N 495 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности.
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований но обеспечению транспортной безопасности в соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации "О транспортной безопасности" N 16-ФЗ от 09 февраля 2007 г. (п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ).
Таким образом, на ОАО "РЖД", как на субъект транспортной инфраструктуры, возложены обязанности по исполнению положений Федерального закона Российской Федерации "О транспортной безопасности" N 16-ФЗ от 09 февраля 2007 г...
Как следует из материалов дела и установлено судьей первой инстанции, 05 декабря 2017 г. на основании распоряжения от 13 сентября 2017г. N852, сотрудниками УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора была проведена проверка в отношении ОАО "РЖД", а именно объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала * - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД", в ходе которой было установлено, что юридическим лицом - ОАО "РЖД" не выполнены требования п.п. 11 п. 5 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495, а именно: не проверены силы обеспечения транспортной безопасности (Б.а И.В.) из числа персонала с целью выявления оснований, предусмотренных п. 2 (токсиколог). 3, 6, 7, 8 частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", в случае выявления вышеуказанных оснований отстранить таких лиц от выполнения работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности
Факт совершения административного правонарушения и виновность ОАО "РЖД" подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, в котором изложены обстоятельства административного правонарушения; актом проверки N КЗ-93ЖД/17 от 05.12.2017, а также иными материалами дела.
Указанные доказательства оформлены должностными лицами административного органа в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с п.5 ст.1 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16 "О транспортной безопасности", объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя, в том числе железнодорожные вокзалы и станции.
Согласно ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, для юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, для юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Установив, что постановлением N 06/42-17 от 26 мая 2017 г. ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ в связи с выявленными нарушениями требований транспортной безопасности на железнодорожном вокзале Йошкар-Ола Горьковской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД", тогда как актом проверки от 05 декабря 2017 г. нарушения требований транспортной безопасности выявлены на железнодорожном вокзале * - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД", который является отдельным объектом транспортной инфраструктуры, на территории которого также подлежат обязательному выполнению все положения Требований, неисполнение которых образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ судья районного пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО "РЖД" в лице Дирекции железнодорожного вокзала * - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" повторно не совершало административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, действия ОАО "РЖД" судьей районного суда были правомерно переквалифицированы с ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ на ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Абзацем 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Поскольку в данном случае, исходя из смысла вышеприведенных разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5, переквалификация состава вмененного заявителю административного правонарушения не ухудшает положение лица, в отношении которого вынесено оспариваемое постановление, так как ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусматривает более мягкий вид наказания - в виде наложения административного штрафа на юридическое лицо в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей по сравнению с видом административного наказания, предусмотренного санкцией ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ - штраф от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения оспариваемого постановления судьи районного суда, с учетом того, что ухудшение положения лица, привлекаемого к административной ответственности, недопустимо.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из положений Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", пп. 2, 3 и 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08 февраля 2011 г. N 43, ОАО "РЖД" является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожном вокзале * - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД", и в силу своего правового статуса обязано было принять все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ОАО "РЖД" в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по выполнению требований по обеспечению транспортной безопасности, а также не имеется доказательств, свидетельствующих об отсутствии у названного юридического лица реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях ОАО "РЖД" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Административное наказание в виде штрафа назначено ОАО "РЖД" с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечении к административной ответственности, а также п ринцип презумпции невиновности, не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 16 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" оставить без изменения, жалобу защитника Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Юсуповой А.Х. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.