Судья Московского городского суда Харитонов Д.М., с участием прокурора Артамоновой О.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Едленко Н.А. на постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 25 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
УСТАНОВИЛ:
29 августа 2018 г. и.о. заместителя Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры г.Каменск-Шахтинский было вынесено постановление о возбуждение производства по делу об административном правонарушении по ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ в отношении Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД, Общество ) и направлении дела об административном правонарушении для рассмотрения в Мещанский районный суд г. Москвы.
Постановлением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 25 октября 2018 г, ОАО "РЖД", было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ и Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ОАО "РЖД" Едленко Н.А. обратился с жалобой в Московский городской суд, в которой просит отменить постановления районного суда и о прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что обстоятельство, совершенного ОАО "РЖД" деяния не позволяет прийти к выводу о том, что данное нарушение допущено умышленно, поскольку Общество, во исполнение возложенных обязанностей по обеспечению транспортной безопасности направило в уполномоченный орган на утверждение планы транспортной безопасности, которые возвращены без согласования, вместе с тем, отказ уполномоченного органа в утверждении планов транспортной безопасности находится вне контроля ОАО "РЖД" и не может свидетельствовать о том, что данное деяние совершено умышленно; со дня совершения административного правонарушения 7 мая 2018 г. и до момента вынесения постановления 25 октября 2018 г, прошло более 3 -х месяцев, то есть постановление вынесено за истечением срока давности привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности; вмененное ОАО "РЖД" административное правонарушение является малозначительным; назначенное Обществу наказание является излишне суровым.
В судебное заседание Московского городского суда Лиховский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры г.Каменск-Шахтинский не явился, направил в суд второй инстанции ходатайство о рассмотрении дела по жалобе ОАО "РЖД" в отсутствие Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры г.Каменск-Шахтинский в связи с высокой загруженностью и значительной удаленностью.
Проверив материалы дела, выслушав защитника ОАО "РЖД" - Шаткову В.Н, поддержавшую доводы жалобы, выслушав заключение прокурора Артамоновой О.Н, полагавшей, что постановление судьи районного суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит, проверив доводы жалобы, исследовав поступившие от Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры г.Каменск-Шахтинский возражения на жалобу, в которой он просил судебное постановление оставить без изменения, оснований для отмены постановления судьи не усматриваю.
Административная ответственность по ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ наступает за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Частью 1 ст.4 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N16-ФЗ) предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст.6 Федерального закона N 16-ФЗ категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии со ст.8 Федерального закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст.7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Приказом Минтранса России от 08 февраля 2011 года N 41 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности), которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Пунктом 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности установлено, что требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС, используемых в целях торгового мореплавания или судоходства.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей первой инстанции при рассмотрении материалов дела, во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры от 05.05.2012 N 23/1-16- 2012/1084, на основании решения о проведении проверки от 06.08.2018 N 70 в период с 06.08.2018 по 23.08.2018 проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а именно: мостов через * на 967 км (длина 26,27 м) перегона *, через * на 152 км (длина 38,2 м) участка * км перегона * (обп) (нечет.), через * на 152 км (длина 40,27 м) участка * км перегона * (обп) (нечет.), через мокрый лог на 1 км (длина 25,60 м) *, через суходол на 4 км ( 28,04 м) перегона *, через суходол на 1004 км ( 25,44 м) перегона *, через ручей на 8 км ( 34,12 м) станции *, через суходол на 98к км\( 48,94 м) перегона *- *, через суходол на 1000 км ( 25,00 м) перегона * инженерных сооружений Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".
Результаты оценки уязвимости данных объектов утверждены компетентным органом 15 ноября 2017 г.
В ходе проверки установлено, что до настоящего времени ОАО "РЖД" не разработаны планы обеспечения транспортной безопасности мостов через реку Камышеваха на 967 км (длина 26,27 м) перегона *, через * на 152 км (длина 38,2 м) участка * км перегона * (обп) (нечет.), через * на 152 км (длина 40,27 м ) участка * км перегона * (обп) (нечет.), через мокрый лог на 1 км (длина 25,60 м) *, через суходол на 4 км ( 28,04 м) перегона *, через суходол на 1004 км ( 25,44 м) перегона *-Глубокая, через ручей на 8 км( 34,12 м) станции *, через суходол на 988 км ( 48,94 м) перегона *- *, через суходол на 1000 км ( 25,00 м) перегона *-Глубокая, соответствующие требованиям законодательства в области транспортной безопасности, направленные в компетентный орган планы данных мостов разработаны с нарушениями требований закона, установленных к ним, не сформированы группы быстрого реагирования из числа работников подразделения транспортной безопасности для защиты вышеупомянутых мостов, не разработаны постоянные пропуска для транспортных средств, содержание полные данные. В связи с указанными нарушениями требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности на железнодорожных мостах не обеспечивается их защищенность в полном объеме объектов от актов незаконного вмешательства, что создает угрозу жизни и здоровью пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также сотрудников ОАО "РЖД" и не отвечают интересам государства.
Таким образом, 23 августа 2018 г. в 11 часов 20 минут установлено, что ОАО "РЖД", расположенное по адресу: *, являясь субъектом транспортной инфраструктуры, на которого распространяются Требования по обеспечению транспортной безопасности, длительный период времени, умышленно сознавало противоправный характер своего бездействия, не исполняло обязательные требования по обеспечению транспортной безопасности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт административного правонарушения и вина ОАО "РЖД" подтверждаются совокупностью доказательств, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29 августа 2018 г, в котором изложены обстоятельства административного правонарушения; требованием от 06 августа 2018 г. N 23/1-6-2018/1885; решением о проведении проверки N 70 от 06 августа 2018 г. ; сведениями предоставленными ОАО "РЖД" от 09 августа 2018 г. N исх.-8473/МКДИ; актом проверки от 23.08.2018 (л.д. 46-48); ответом начальника дистанции N 1098 от 23 августа 2018 г. и другими материалами дела.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает. Всем доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
Вывод судьи о виновности ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения соответствует материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Обстоятельства административного правонарушения установлены с учетом представленных доказательств, сомневаться в достоверности которых оснований не имеется.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.1 ст.2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
ОАО "РЖД", являясь субъектом транспортной инфраструктуры, имело реальную возможность для своевременного направления в компетентные органы планов транспортной безопасности, однако не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, при которых должна осуществляться деятельность по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и которая требовалась для соблюдения установленных законодательством требований в указанной сфере.
Между тем, как признала в судебном заседании Московского городского суда защитник ОАО "РЖД" - Шаткова В.Н, в компетентные органы планы транспортной безопасности подлежали направлению до февраля 2018г. однако были направлены после февраля 2018г.
При таких обстоятельствах довод об отсутствии умысла на совершение административного правонарушения не может служить основание для отмены или изменения постановления судьи первой инстанции.
При этом учитываю, что в судебном заседании представитель ОАО "РЖД" - Шаткова В.Н. признала факт административного правонарушения, наличие в действиях ОАО "РЖД" состава вмененного административного правонарушения, поскольку направлены в компетентные органы планы транспортной безопасности с нарушениями требований закон.
Доводы жалобы ОАО "РЖД" о малозначительности совершенного административного правонарушения несостоятельны и не могут служить основанием для отмены постановления судьи.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Несоблюдение требований транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц - пасса жиров и грузоперевозчиков, пользующихся услугами ОАО "РЖД", а также безопасности государства. Принятие мер по обеспечению транспортной безопасности направлено на предотвращение появления указанной угрозы, поэтому дан ные меры должны приниматься и соблюдаться независимо от факта наличия или отсутствия угрозы безопасности.
Учитывая вышеизложенное, действия ОАО "РЖД" признаков малозначительности не содержат, и в данном случае оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Доводы жалобы ОАО "РЖД" о несоразмерности наказания несостоятельны и не могут служить основанием для отмены постановления судьи.
Административное наказание ОАО "РЖД" назначено судьей в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.12 КоАП РФ, в пределах санкции ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ. Мера административного наказания, избранная судьей соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела.
При этом учитываю, что ОАО "РЖД" назначено минимальное наказа ние, предусмотренное санкциями ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Вопреки доводу жалобы, постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ. Со дня выявления административного правонарушения зафиксированного в Акте от 23.08.2018г. до вынесения судьей постановления прошло менее 3 месяцев
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Мещанского районного суда г.Москвы от 25 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" оставить без изменения, жалобу защитника Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Едленко Н.А. - без удовлетворения.
Судья Московского
городского суда Харитонов Д.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.