Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя ТСЖ "Три Капитана" председателя правления *** А.В. на постановление главного государственного санитарного врача по ЮЗАО Москвы N *** от 16 мая 2018 года, решение судьи Черемушкинского районного суда Москвы от 16 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, в отношении ТСЖ "Три Капитана",
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного санитарного врача по ЮЗАО Москвы N *** 16 мая 2018 года ТСЖ "Три Капитана" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцать тысяч рублей.
Не согласившись с таким постановлением должностного лица административного органа, законный представитель ТСЖ "Три Капитана" председатель правления *** А.В. подал на него жалобу в Черемушкинский районный суд Москвы, решением судьи которого 16 октября 2018 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд данные акты должностного лица и судьи районного суда обжалует законный представитель ТСЖ "Три Капитана" председатель правления *** А.В, просит их отменить, по доводам поданной им жалобы.
В судебное заседание законный представитель ТСЖ "Три Капитана" председатель правления *** А.В. и защитник *** Т.Н. явились, доводы поддержали.
Проверив также материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения оспариваемых актов не нахожу в связи со следующим.
Административная ответственность по ст.6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Объектом данного административного правонарушения выступают публично-правовые, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, объективную сторону составляют противоправные действия или бездействие, выраженные в неисполнении или нарушении установленных требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению, субъектами являются граждане и должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в обязанности которых входит соблюдение требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статьей 1, абзацем 3 пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения определено как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами Санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
По смыслу ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В соответствии с пп.1, 2 ст.19 того же Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства; организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предписывает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Исходя из пункта 10 статьи 2 указанного Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ, качество и безопасность воды - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
Согласно частям 1, 5 статьи 24 того же Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ, организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и частью 7 статьи 8 названного Федерального закона. Горячая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества горячей воды не превышают нормативов качества горячей воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Таким образом, на организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, в силу закона возложена обязанность постоянно обеспечивать соответствие качества воды указанных систем санитарным правилам в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети, в соответствие с рабочей программой, все исполнители, участвующие в обеспечении населения питьевой водой, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности соответствующих сетей.
Статьей 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Гигиенические требования к качество питьевой воды, а также правила контроля качества воды производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест определены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утвержденными постановлением заместителя главного Государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года N 24.
Постановлением заместителя главного Государственного санитарного врача Российской Федерации 07 апреля 2009 года N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", из содержания пп.1.1, 1.2, 2.2, 2.4 которых следует, что данные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой такими системами, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, и является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения; горячая вода, поступающая потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность; горячая вода, поступающая потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, *** года в *** минут по адресу: *** в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении юридического лица ТСЖ "Три Капитана" на основании распоряжения N **** от *** года выявлено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению, хозяйственно-бытовому водоснабжению, выразившееся в том, что согласно заключению N *** от 28 апреля 2018 года филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Москве в ЮЗАО результаты санитарно-химического исследования горячей воды не соответствуют требования, а именно: в воде в жилом **** отмечается повышение ПДК по общему железу в 6.8 раза, мутность по формазину в 2.1 раза, цветности в 2.3. раза; в квартире *** отмечается превышение ПДК по общему железу в 1.3 раза, цветности в 1.25 раза; в воде в жилом доме *** отмечается превышение ПДК по общему железу в 11 раз, мутность по формазину в 3.3 раза, цветности в 1.8 раза, что является нарушением ст.11, чч.1,2 ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; СанПин N2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к безопасности систем горячего водоснабжения" (изменение к СанПин 2.1.4.1074-01). Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ТСЖ "Три Капитана" к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ.
Факт совершения ТСЖ "Три Капитана" указанного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе, протоколом об административном правонарушении в отношении ТСЖ "Три Капитана" от 14 мая 2018 года по ст.6.5 КоАП РФ, в котором подробно изложено существо правонарушения; актом проверки N *** от 08 мая 2018 года; распоряжением N*** о проведении плановой выездной проверки от 04 апреля 2018 года; заключением N*** по результатам лабораторных исследований, испытаний, измерений от 28 апреля 2018 года филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Москве в ЮЗАО Москвы; протоколом N *** лабораторных испытаний (исследований) от 24 апреля 2018 года.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами Роспотребнадзора в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы заявителя о том, что ТСЖ "Три капитана" не является субъектом правонарушения, так как в силу ст.161 ЖК РФ не является управляющей компанией (ей является ГБУ "***"), не может повлечь признание обжалуемых актов незаконными в связи со следующим.
Жилой комплекс по адресу: Москва, Севастопольский пр-т, д.28, корп.3,7,8 имеет форму управления товарищество собственников жилья.
Согласно п.2.2 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья, указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и устанавливаемых Правительством РФ правил содержания общего имущества. Указанные товарищества могут оказывать услуги или выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
ТСЖ "Три капитана", осуществляя контроль за деятельностью управляющей компании ГБУ *** в соответствии с разделом 6 договора управления многоквартирным домом от ***, обязано в целях качественного оказания коммунальных услуг по водоснабжению осуществлять контроль качества воды, составлять акты о нарушении условий договора, проводить комиссионное обследование выполнения управляющей компанией работ и услуг, а также использовать иные предусмотренные законом и договором полномочия, а, при наличии оснований, реализовывать положения п.5.2 указанного договора.
В связи с чем, довод ТСЖ "Три капитана" о том, что оно не является управляющей компанией, а лишь оказывает услуги, содействующие собственникам в управлении жилыми домами, не может быть принят во внимание. Отсутствие у ТСЖ "Три капитана" статуса управляющей организации в смысле пункта 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ не исключает его ответственность как лица, непосредственно управляющим многоквартирным домом.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда, изложенной в постановлении по делу N 309-АД15-3331 от 15.06.2015.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, которые могли бы свидетельствовать о принятии ТСЖ в ходе осуществления своей деятельности всех необходимых и достаточных мер, направленных на выполнение санитарно-эпидемиологических требований к качеству поставляемой потребителям воды.
В материалах дела не имеются сведения, что ТСЖ "Три капитана" были приняты достаточные и все зависящие от него меры для соблюдения требований санитарных правил и норм. Допущенные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, повлекшие наложение на него административного штрафа по ст.6.5 КоАП РФ, могут повлечь негативные последствия, приводят к недопустимому риску для здоровья людей, проживающих по вышеуказанному адресу, существенно снижает уровень комфортности их проживания.
Постановление N *** от 16 мая 2018 года, которым ТСЖ "Три Капитана" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию, вынесено уполномоченным на то должностным лицом главным государственным санитарным врачом по ЮЗАО Москвы в установленные ч.1 ст.4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, исследованные судом доказательства обоснованно приняты судьей и положены в основу вынесенного судебного акта, что нашло свое отражение в решении, которое мотивировано, отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ. Указание в решении на управление Роспотребнадзора по Рязанской области является явной технической опиской, на выводы суда не влияющей и подлежащей исправлению судом, вынесшим решение, в порядке ст.29.12.1 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины ТСЖ в его совершении.
А дминистративное наказание в виде административного штрафа должностным лицом назначено в пределах санкции ст.6.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, степени общественной опасности, имущественного положения юридического лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст.1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, установленный КоАП РФ порядок рассмотрения дела об административном правонарушении соблюден, нормы материального права применен ы и истолкованы правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление главного государственного санитарного врача по ЮЗАО Москвы N *** от 16 мая 2018 года, решение судьи Черемушкинского районного суда Москвы от 16 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, в отношении ТСЖ "Три Капитана" оставить без изменения, жалобу председателя правления *** А.В. без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
А.Г.Васильев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.