Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседаниижалобу генерального директора ООО "Кораблик-Р" Васильева А.В.на решение судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2018 года, которым постановление N "***" от 19 июня 2018 г. главного государственного санитарного врача Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в ЮАО Штифановой В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО "Кораблик-Р" оставлено без изменения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Роспотребнадзора ЮАО г. Москвы N "***" от 19 июня 2018 г. ООО "Кораблик-Р" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, генеральный директор ООО "Кораблик-Р" Васильев А.В. обжаловал его в Чертановский районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 26 ноября 2018года данное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Генеральный директор ООО "Кораблик-Р" Васильев А.В.обжаловалприведенные выше постановлениедолжностного лица и решение судьи районного судапо доводам поданной жалобы, указывая на то, что в действиях ООО "Кораблик-Р" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ; выводы судьи основаны на неправильном применении и толковании закона.
В судебное заседаниезаконный представитель ООО "Кораблик-Р", будучи извещенными о месте и времени слушания дела, не явился, направил в суд защитников общества Свистова А.А. и Вадияна Р.А, которые не возражали против рассмотрения дела в отсутствии законного представителя общества.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя защитников ООО "Кораблик-Р" Свистова А.А. и Вадияна Р.А, поддержавших доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу ввиду следующего.
Статьей 6.3 КоАП РФ административная ответственность установлена за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного административного правонарушения являются установленные государством нормы и правила, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан, а также здоровья населения.
На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлен Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 11 которого определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредствомпроведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
На основании положений ст.29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Статьей ст. 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ определено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
На основании ст. 35 того же Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения ( п. 6 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на: получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях; бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения; медицинский осмотр и при необходимости медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение медицинской помощи в медицинских организациях при возникновении поствакцинальных осложнений в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; отказ от профилактических прививок.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" Национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.
В силу п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 N 302н утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее также - Перечень), а также Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее также - Порядок).
В силу п. 15 указанного Перечня обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в отношении работников, занятых на работах по организации общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте.
Согласно п.2.1 СП 3.1\2.3.33146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В силу п. 2.6 Общих требований по профилактике инфекционных и паразитарных болезней Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 N 125н утвержден национальный календарь профилактических прививок, в котором определены категории и возраст граждан, подлежащих обязательной вакцинации профилактической прививки.
Так, вакцинации против кори, а также ревакцинации против кори подлежат взрослые до 35 лет (включительно), не болевшие, не привитые, привитые однократно, не имеющие сведения о прививках против кори; взрослые от 36 до 55 лет (включительно), относящиеся к группам риска (работники медицинских и образовательных организаций, организаций торговли, транспорта, коммунальной и социальной сферы; лица, работающие вахтовым методом и сотрудники государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), не болевшие, не привитые, привитые однократно, не имеющие сведений о прививках против кори, а ревакцинации против дифтерии, столбняка - каждые 10 лет от момента последней ревакцинации подлежат все взрослые от 18 лет.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда,09, 11, 16, 17 апреля 2018г. в 15 час. 00 мин. по адресам: "***" ; "***" ; "***" ; "***" ; "***", в ходе плановой выездной проверки в отношении ООО "Кораблик-Р" юридическим лицом были допущены следующие нарушения:
По фактическому адресу: г. Москва, "***" : у сотрудников магазина отсутствуют данные об иммунизации против дифтерии и кори: "***", "***", "***", "***", в том числе отказались от проведения прививок - "***", "***", "***" ;
По фактическому адресу: г. Москва, "***" : отсутствуют прививки против дифтерии и кори у "***", "***", "***", "***" - только титры "***" ; Отсутствует ревакцинация прививки против кори- "***", "***", "***" ;
По фактическому адресу: г. Москва, "***" : у сотрудников магазина отсутствуют данные об иммунизации против дифтерии и кори: "***", "***", "***", "***" ;
По фактическому адресу: г. Москва, "***" : у сотрудников магазина отсутствуют данные об иммунизации против дифтерии и кори: "***", "***", против кори - "***", против дифтерии - "***" ;
По фактическому адресу: "***" : у сотрудников магазина отсутствуют данные об иммунизации против дифтерии и кори: "***", "***", "***", что является нарушением ст. 35 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1, р. 11, р. 6.1 Приказа Минздрава России от 21.03.2014г.N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям"; п. 7.1, п. 7.4, п. 7.6 р VII СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" Постановления Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 07.08.2017г. N 15 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий против кори в г. Москве, что создает угрозу жизни и здоровья населения, и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, Протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении плановой выездной проверки; актом проверки.
Данные доказательства составлены должностными лицами в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в вышеуказанные время и месте, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, ни в районный суд, ни в суд второй инстанции доказательств, подтверждающих, что ООО "Кораблик-Р"приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил и нормативов представлено не было, ссылок на такие доказательства доводы жалобы также не содержат, тогда как возможность для соблюдения действующего законодательства, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, у ООО "Кораблик-Р" имелась, что свидетельствует о его вине во вмененном ему административном правонарушении.
ООО "Кораблик-Р", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае обществом сделано не было.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда, основаны на ином, неверном толковании норм права.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не является основанием к отмене обжалуемых актов, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в данном случае назначено в пределах санкции ст.6.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является справедливым и соразмерным содеянному.
Доводы о нарушении прав общества при рассмотрении дела судом, так как дело было рассмотрено в отсутствие защитника, явившегося в суд для рассмотрения дела, проверялись, в связи с чем был сделан запрос о проведении служебной проверки, по результатам которой было установлено, что указанные доводы не нашли своего подтверждения. Из материалов служебной проверки следует, что защитник Артамонова Е.П. прибыла в суд с опозданием, уже после рассмотрения дела судом.
Существенных нарушений процессуальных норм не допущено, обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2018 года, постановление N "***" от 19 июня 2018 года главного государственного санитарного врача Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в ЮАО Штифановой В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО "Кораблик-Р" оставить без изменения, жалобу- без удовлетворения.
Судья Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.