Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу фио на определение судьи Дорогомиловского районного суда адрес от дата, которым отказано в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя УФССП России по адрес фио о прекращении исполнения постановления Дорогомиловского районного суда адрес от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина адрес фио,
УСТАНОВИЛ
Постановлением судьи Дорогомиловского районного суда адрес от дата гражданин адрес признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства ГУ МВД России по адрес.
Судебный пристав-исполнитель УФССП России по адрес фио обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнения постановления Дорогомиловского районного суда адрес от дата, исполнительного производства N82679/17/77040-ИП, возбужденного дата на основании вышеназванного постановления в отношении фио, об освобождении его из ЦВСИГ ГУ МВД России по адрес, ссылаясь на то, что фио признан лицом без гражданства, не является гражданином адрес, в связи с чем исполнение исполнительного документа о выдворении фио за пределы Российской Федерации невозможно.
Определением судьи Дорогомиловского районного суда адрес от дата в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнения постановления Дорогомиловского районного суда от дата отказано.
В настоящей жалобе фио ставит вопрос об отмене данного определения судьи районного суда и прекращении дальнейшего содержания фио в ЦВСИГ ГУ МВД России по адрес, указывая, что с момента его помещения в ЦВСИГ ГУ МВД России по адрес были предприняты все возможные меры для определения страны, в которую он мог бы быть выдворен, поскольку он является лицом без гражданства, реальная возможность исполнения принудительного выдворения за пределы РФ отсутствует, дальнейшее пребывание в ЦВСИГ ГУ МВД России по адрес нарушает Конституционное право фио на свободу и личную неприкосновенность.
В судебное заседание фио, содержащийся в ЦВСИГ ГУ МВД России по адрес, не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела с его участием, явку в судебное заседание защитника не обеспечил, в соответствии с п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие фио, не усматривая оснований для его непосредственного участия в судебном заседании.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу обжалуемое определение судьи Дорогомиловского районного суда адрес от дата законным и обоснованным.
Согласно п.2 ст.32.9 КоАП РФ постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц - при назначении судьей иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч.1-4 ст.32.10 КоАП РФ исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации.
Об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства из пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации уведомляются власти иностранного государства, на территорию или через территорию которого указанное лицо выдворяется, если административное выдворение предусмотрено международным договором Российской Федерации с указанным государством.
В случае, если передача лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, представителю властей иностранного государства не предусмотрена международным договором Российской Федерации с указанным государством, административное выдворение лица осуществляется в месте, определяемом пограничными органами.
Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщается к постановлению или к материалам исполнительного производства.
Как усматривается из материалов дела, гражданин адрес в ЦВСИГ ГУ МВД России по адрес пребывает на основании вступившего в законную силу постановления судьи Дорогомиловского районного суда адрес от дата с даты вынесения данного постановления, что на момент рассмотрения дата районным судом вопроса о прекращении исполнения постановления Дорогомиловского районного суда адрес от дата, исполнительного производства N82679/17/77040-ИП, об освобождении фио из Центра содержания иностранных граждан и лиц без гражданства составило один год.
Постановлением судебного пристава-исполнителя УФССП России по адрес от дата на основании вышеназванного постановления было возбуждено исполнительное производство N82679/17/77040-ИП, предметом исполнения которого является принудительное выдворение гражданина адрес фио за пределы Российской Федерации.
С момента возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем УФССП России по адрес в адрес начальника ЦВСИГ ГУ МВД России по адрес дата направлен запрос о представлении в семидневный срок документов, необходимых для исполнения постановления об административном выдворении фио за пределы Российской Федерации.
В связи с отсутствием документов, удостоверяющих личность заявителя, и позволяющих определить его гражданскую принадлежность, начальником ЦВСИГ ГУ МВД России по адрес в целях оформления в отношении фио свидетельства на возвращение на родину направлен запрос в Консульский отдел Посольства Республики Украина в Российской Федерации, которым дата сообщено о невозможности подтвердить принадлежность фио к гражданству Украины, поскольку по информации Управлением Государственной миграционной службы Украины в адрес фио зарегистрированным или снятым с регистрационного учета не значится, паспортом гражданина Украины не документировался.
Руководствуясь вышеприведенными положениями КоАП РФ, принимая во внимание, что судебным приставом-исполнителем не было предпринято всех возможных мер для выдворения лица без гражданства, судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для прекращения исполнительного производства.
Доводы жалобы об отсутствии реальной возможности исполнения принудительного выдворения фио за пределы РФ и нарушении Конституционного права фио на свободу и личную неприкосновенность вследствие дальнейшего пребывания в ЦВСИГ ГУ МВД России по адрес, не являются основанием для отмены обжалуемого определения.
Помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от дата N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ( пункт 12 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ), является одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные данным Федеральным законом, либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации ( часть 1 статьи 27.19 КоАП РФ).
Согласно ч.ч. 1, 2, 4, 5 ст. 35.1 Федерального закона от дата N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии; иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства, личной безопасности, охраны здоровья граждан; содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; условия и порядок содержания (пребывания), в том числе вопросы первичного медико-санитарного обеспечения, иностранных граждан в специальных учреждениях устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм Постановлением Правительства РФ от дата N 1306 утверждены Правила содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии.
В силу ст. 31.7 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность; смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим; истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 данного Кодекса; отмены постановления; вынесения в случаях, предусмотренных данным Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.
Статьей 31.9 КоАП РФ предусмотрено, что постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу; течение срока давности, предусмотренного частью 1 данной статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания; исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание; в случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6 и 31.8 данного Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления; в случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
Постановлением Конституционного Суда РФ от дата N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства фио" положения указанных статей КоАП РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они не позволяют разрешить в судебном порядке вопрос о правомерности дальнейшего содержания лица без гражданства, которому назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения данного вопроса фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении этого лица за пределы Российской Федерации.
В связи с этим, Конституционный Суд РФ указал, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, лицам без гражданства, помещенным в целях обеспечения исполнения назначенного им административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии фактической возможности их выдворения, во всяком случае по истечении трех месяцев со дня принятия постановления о назначении такого наказания, должно быть предоставлено право на обращение в суд с заявлением о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в соответствующем специальном учреждении, что не исключает принятие судом решения об отказе в его удовлетворении, если основания для помещения в специальное учреждение сохраняются, а реальная возможность выдворения за пределы Российской Федерации не утрачена.
Таким образом, помещение иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", являясь мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, может применяться судьей при назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации и состоит во временном лишении этих лиц свободы посредством их подконтрольного (поднадзорного) содержания в таком специальном учреждении до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации. Ее использование в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которым назначено указанное административное наказание, - при соблюдении критериев обоснованности, пропорциональности и разумности нормативного установления и практического применения - само по себе не может рассматриваться как выходящее за пределы конституционной дискреции законодательной, исполнительной и судебной власти.
До обращения судебного пристава-исполнителя в районный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства и освобождении заявителя из ЦВСИГ ГУ МВД России по адрес, при взаимодействии с ГУ МВД России по адрес предпринимались меры, направленные исполнение постановления судьи Дорогомиловского районного суда адрес от дата в части административного выдворения фио за пределы Российской Федерации.
В настоящее время исполнительное производство не окончено и не прекращено, сведений об отсутствии фактической возможности исполнения постановления судьи районного суда об административном выдворении фио в ближайшее время за пределы Российской Федерации в материалах дела не имеется.
При этом, вопреки доводам жалобы, тот факт, что в рамках исполнительного производства было установлено отсутствие у заявителя гражданства адрес, само по себе не является основанием для его освобождения из ЦВСИГ ГУ МВД России по адрес, так как не исключает возможность исполнения постановления в части выдворения его из Российской Федерации, и из вышеприведенного Постановления Конституционного Суда РФ от дата N 14-П иной вывод не следует.
По смыслу ч. 1 ст. 27.19, ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ, продолжительность нахождения указанных лиц в специальном учреждении обусловливается временем, необходимым для достижения цели исполнения постановления о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, вследствие чего эти лица, по общему правилу, могут удерживаться в специальных учреждениях до их фактического перемещения через Государственную границу Российской Федерации в порядке, установленном ст. 109.1 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"; постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Поскольку обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения вопроса о прекращении исполнения постановления Дорогомиловского районного суда адрес от дата, исполнительного производства N82679/17/77040-ИП, возбужденного дата, об освобождении заявителя от дальнейшего пребывания в ЦВСИГ ГУ МВД России по адрес, фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении фио за пределы Российской Федерации, не выявлено, основания для его содержания в специальном учреждении сохраняются, реальная возможность выдворения за пределы Российской Федерации не утрачена, а также принимая во внимание характер совершенного последним административного правонарушения, предшествующее поведение данного лица, длительное время пребывающего на адрес без документов, удостоверяющих личность, не предпринимавшего мер к легализации своего положения, дающего достаточные основания полагать, что он может скрыться или уклониться от исполнения судебного постановления в части выдворения его за пределы Российской Федерации, отсутствие постоянного места жительства и работы, родственников - граждан Российской Федерации, оснований для прекращения дальнейшего содержания фио в ЦВСИГ ГУ МВД России по адрес не усматривается.
При таких обстоятельствах, определение судьи Дорогомиловского районного суда адрес от дата является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.12, 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Определение судьи Дорогомиловского районного суда адрес от дата, которым отказано в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя УФССП России по адрес о прекращении исполнения постановления Дорогомиловского районного суда адрес от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина адрес фио оставить без изменения, жалобу фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.