Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "РИВЕР САЙТ" Абрамовой Г.Р. на решение судьи Щербинского районного суда г. Москвы от 24.09.2018, которым постановление N *** от 20.03.2018 старшего государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Живицкой С.Г. о привлечении ООО "РИВЕР САЙТ" к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, отменено, дело возвращено на новое рассмотрение должностному лицу Управления государственного экологического контроля,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N *** от 20.03.2018 старшего государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды ООО "РИВЕР САЙТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Решением судьи Щербинского районного суда г. Москвы от 24.09.2018 названное выше постановление по делу об административном правонарушении отменено, дело направлено на новое рассмотрение должностному лицу Управления государственного экологического контроля.
Не согласившись с решением судьи, законный представитель ООО "РИВЕР САЙТ" Абрамова Г.Р. обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в части направления на новое рассмотрение, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает на его незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Законный представитель ООО "РИВЕР САЙТ" надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, направил защитника Краенского С.А, который в суде доводы жалобы полностью поддержал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснение защитника Краенского С.А, оснований для отмены решения судьи не нахожу.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 26 ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Абзацем 1 часть 2 ст. 51 этого же Федерального закона установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 и ст. 15 ФЗ от 26.06.2008 "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека установлено требование индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно статье 11 и пункту 3 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно п. 3.1 Постановления Правительства Москвы от 12.12.2006 N 891-1111 "Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках" временное хранение отходов производства и потребления на территории природопользователей города Москвы осуществляется в случае невозможности их своевременного использования в последующем технологическом цикле по причине отсутствия соответствующих технологий и/или производственных мощностей, при необходимости накопления отходов для формирования транспортной партии в целях передачи сторонним организациям, а также при ликвидации последствий техногенных аварий или природных явлений.
Кроме того, временное хранение отходов производства и потребления на территориях природопользователей осуществляется в специально отведенных и оборудованных для этой цели местах и не должно приводить к нарушению гигиенических нормативов и ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на данной территории.
Согласно пункту 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом установлено, что 25.12.2027 в 12 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, ***, территория ОАО "Марьинская птицефабрика", с кадастровым номером ***, проведено выездное обследование, в ходе которого установлен факт размещение грунта на площади *** кв.м. высотой *** м. Выполнена планировка территории. На момент обследования работы не производились, информационный щит отсутствует. Документы на производство работ отсутствуют. Департаментом произведен отбор грунта для лабораторного анализа, согласно протоколу исследования отхода N *** от 23.01.2018 отобранные пробы соответствуют 4 классу опасности отходов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления старшим государственным инспектором города Москвы в области охраны окружающей среды протокола N *** от 07.02.2018 об административном правонарушении в отношении ООО "РИВЕР САЙТ" по ст. 8.2 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица административного органа, суд указал, на процессуальные нарушения, допущенные должностным лицом, направил дело на новое рассмотрение. В решении суд указал, что должностным лицом административного органа не проверена процедура привлечения ООО "РИВЕР САЙТ" к административной ответственности, в т.ч. надлежащее выполнение должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку в представленных на обозрение суда материалах административного производства отсутствуют документы, подтверждающие пересылку извещений привлекаемому к ответственности юридическому лицу.
Причин не согласиться с выводами суда первой инстанции оснований не имеется.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несоблюдение должностным лицом, требований ст.ст.24.1, 26.1 КоАП РФ является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену состоявшегося по делу постановления.
Указанные обстоятельства являются существенными нарушениями процессуальных норм, установленных КоАП РФ, и не могли быть восполнены судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение судьи Щербинского районного суда г. Москвы 24.09.2018 о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу Управления государственного экологического контроля признаю законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Решение судьи Щербинского районного суда г. Москвы от 24.09.2018, которым постановление N *** от 20.03.2018 старшего государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Живицкой С.Г. о привлечении ООО "РИВЕР САЙТ" к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, отменено, дело возвращено на новое рассмотрение должностному лицу Управления государственного экологического контроля, оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "РИВЕР САЙТ" Абрамовой Г.Р. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.