Дата вступления в законную силу - 18 сентября 2018 г.
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Говоров С.И., при секретаре Мучкаевой Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Шавкеева А.Б. на постановление судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 8 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,
установил:
постановлением судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 8 августа 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного учреждения "Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района" прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Шавкеевым А.Б. подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления суда и направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение. Приводя положения частей 6, 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", приказа Минприроды РФ от 30 сентября 2011 года N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов", указывает, что МБУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района" произведено размещение отходов производства и потребления IV-V класса опасности на объекте размещения отходов (общественная свалка с. Яшалта), который в государственный реестр объектов размещения отходов не внесен, при этом у привлекаемого к административной ответственности лица отсутствует оформленная в установленном законом порядке лицензия на размещение отходов I-IV класса опасности. Отмечает, что 6 июня 2018 года плановый осмотр, обследование территории с. Яшалта произведены на основании ст. 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Полагает выводы суда о нарушениях ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ при проведении плановой выездной проверки не основанными на законе и не соответствующими обстоятельствам дела.
В письменных возражениях от 22 августа 2018 года на жалобу представитель МБУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района" Дмитриенко С.А. просил отказать в удовлетворении жалобы, оставив без изменения обжалуемое постановление суда.
Кроме того, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Шавкеевым А.Б. представлен письменный отзыв от 31 августа 2018 года на возражения представителя МБУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района", содержащий доводы о незаконности обжалуемого судебного акта, аналогичные приведенным в жалобе.
В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия Кензеева Г.И, ссылаясь на изложенные в жалобе и письменном отзыве доводы, просила об отмене обжалуемого постановления судьи и направлении дела на новое судебное рассмотрение.
Представитель МБУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района" Дмитриенко С.А. просил отказать в удовлетворении жалобы, оставив без изменения обжалуемый судебный акт.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
Согласно статье 1 названного Закона отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Как следует из материалов дела, 6 июня 2018 года на основании приказа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия от 5 июня 2018 года N 199 проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование территории с. Яшалта, Манычского, Соленовского СМО Яшалтинского района Республики Калмыкия, в результате которого установлен факт незаконной транспортировки и размещения отходов IV-V класса опасности (мусор от офисных и бытовых помещений организаций (несортированный) - код ФККО 73310001724, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные - код ФККО 92113002504, отходы мебели деревянной офисной - код ФККО 49211111724, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - код ФККО 40512202605) посредством транспортного средства трактор Беларусь, государственный регистрационный номер 1253 КМ 08, с прицепом, государственный регистрационный номер 5724 КМ 08, под управлением неустановленного лица, на расположенном в 500 м. к северу от с. Яшалта Яшалтинского района Республики Калмыкия объекте размещения отходов, который не включен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Определением от 6 июня 2018 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Барсукова Д.У. возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении неустановленного круга лиц по факту осуществления транспортирования и размещения отходов на объекте размещения отходов, не включенного в государственный реестр объектов размещения отходов, при отсутствии оформленной в установленном законодательством порядке лицензии на транспортирование отходов IV класса опасности и размещение отходов IV-V класса опасности.
В рамках проведения административного расследования установлено, что транспортное средство трактор Беларусь, государственный регистрационный номер 1253 КМ 08, зарегистрирован за МУП МПОКХ, прицеп, государственный регистрационный номер 5724 КМ 08, зарегистрирован за МБУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района".
В отношении МБУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района" 16 июля 2018 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ. Определением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Шавкеева А.Б. от 16 июля 2018 года N АД-162/07-2018/8.2 указанный протокол с материалами дела об административном правонарушении передан на рассмотрение в Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда, руководствуясь ч. 16 ст. 10, ч. 12 ст. 9, ч. 1 ст. 20, п. 1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ, исходил из того, что проверка в рамках осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля проведена административным органом в нарушение предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ норм в части срока уведомления о проведении проверки, вследствие чего акт проверки от 6 июня 2018 года и протокол об административном правонарушении от 16 июля 2018 года не могут рассматриваться как полученные в соответствии с требованиями закона доказательства, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения.
Вместе с тем, судьей при принятии обжалуемого решения не учтено следующее.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка - это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся, в том числе плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона
Согласно ч. 2 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона (ч. 5 ст. 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года).
В соответствии с ч. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.
Как видно из материалов дела, мероприятия по выявлению и пресечению деятельности по незаконному транспортированию и размещению отходов проводились в соответствии с Порядком оформления и содержания плановых (рейдовых) обследований территорий, утвержденных Приказом Минприроды России от 25 мая 2015 года N 237, в рамках исполнения пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 15 ноября 2017 года N ПР-2319 "О проведении мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности по незаконному транспортированию и размещению отходов" на основании приказа Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия от 5 июня 2018 года N 199.
Из акта, составленного 6 июня 2018 года по результатам планового (рейдового) осмотра, обследования территории, проведенного в соответствии с ч. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, следует, что несоблюдение установленных законом норм при обращении с отходами производства и потребления выявлено должностными лицами административного органа в рамках возложенных на них должностных функций без проведения мероприятий в отношении именно привлекаемого к административной ответственности юридического лица и без взаимодействия с ним. При таких обстоятельствах содержащаяся в акте информация о нарушениях послужила фактическим и достаточным основанием для вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в том числе для целей установления лица, подлежащего привлечению к административной ответственности.
Таким образом, поскольку по смыслу приведенных норм закона в их взаимосвязи административное обследование территории и проверка юридического лица являются самостоятельными формами государственного контроля, которые различаются по признаку наличия или отсутствия взаимодействия субъектов мероприятий контроля, в рассматриваемом случае нарушений требований ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ не допущено, в связи с чем выводы суда о существенном нарушении порядка проведения проверки не основаны на законе.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Учитывая вышеизложенное, вывод судьи о недопустимости представленных в качестве письменных доказательств - акта проверки N Р-59/06-2018 от 6 июня 2018 года, протокола об административном правонарушении от 16 июля 2018 года N АД-162/07-2018/8.2, и отсутствии в этой связи события административного правонарушения является преждевременным, не основанным на представленных в материалах дела доказательствах.
Таким образом, судом первой инстанции не принято необходимых и достаточных мер к установлению обстоятельств, имеющих правовое значение для рассмотрения дела по существу, что свидетельствует о существенном нарушении положений ст. ст. 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ, предусматривающих задачи производства и правила оценки доказательств по делам об административных правонарушениях, и не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, постановление по настоящему делу об административном правонарушении подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, в ходе которого суду на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с учетом доводов, содержащихся в представленных сторонами жалобе, возражении и отзыве, необходимо решить вопрос о наличии или отсутствии события правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 8 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении МБУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района" отменить, дело направить на новое рассмотрение в Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия.
Жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Шавкеева А.Б. удовлетворить.
Судья С.И. Говоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.