Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В,
судей Ериной Н.П, Смелковой Г.Ф,
при секретаре Лебедевой Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 января 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Скворцова Н.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным распоряжения о перерасчете пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом заработной платы за период с 1 января 2002 г. по 27 декабря 2011 г. по апелляционной жалобе истца Скворцова Н.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 октября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Скворцов Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее - ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия) о признании незаконным распоряжения о перерасчете пенсии от 2 марта 2018 г. N862333/18, возложении обязанности признать страховыми периоды работы с 1 января 2002 г. по 27 декабря 2011 г. в должности старшего помощника прокурора отдела по надзору за следствием, дознанием и ОРД, старшего помощника прокурора Республики Мордовия по кадрам, произвести перерасчет пенсии с учетом заработной платы в указанный период с 22 мая 2017 г.
В обоснование заявленных требований указал, что с 22 мая 2017 г. является получателем пенсии по старости в размере "данные изъяты". При назначении пенсии не включены в страховой стаж периоды работы в качестве старшего прокурора отдела по надзору за следствием, дознанием и ОРД, старшего помощника прокурора Республики Мордовия по кадрам с 1 января 2002 г. по 27 декабря 2011 г, поскольку не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, так как в указанный период службы какие-либо отчисления в Пенсионный фонд прокуратурой Республики Мордовия не производились.
23 августа 2017 г. он обратился с заявлением о включении в страховой стаж вышеуказанных периодов работы и перерасчете страховой пенсии по старости. Решением ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия от 29 августа 2017 г. N290386/17 отказано в перерасчете пенсии с учетом данных периодов работы.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 ноября 2017 г. признано незаконным решение ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия от 10 мая 2017 г. в части не включения в страховой стаж периодов работы с 1 января 2002 г. по 27 декабря 2011 г. в органах прокуратуры и отказе в перерасчете страховой пенсии по старости. На ответчика возложена обязанность включить вышеуказанные периоды в страховой стаж и произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом данных периодов работы с 22 мая 2017 г.
Во исполнение данного решения указанный период включен в страховой стаж и произведен перерасчет пенсии с 22 мая 2017 г. в соответствии с распоряжением от 20 марта 2018 г. N86233/18 и установлен размер пенсии "данные изъяты".
6 апреля 2018 г. он обратился в управление с заявлением о перерасчете пенсии с учетом начисленной заработной платы за период с 1 января 2002 г. по 27 декабря 2011 г. и предоставлении полного расчета пенсии по старости.
Однако письмом ГУ-УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия от 13 апреля 2018 г. NС-135-09/133 ему отказано в перерасчете пенсии указав, что оснований для пересмотра размера пенсии не имеется, поскольку указанные периоды работы в органах прокуратуры признаны не страховыми.
Из письма ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия от 28 июня 2018 г. NС-391-14/447 следует, что периоды работы в прокуратуре ему засчитаны, при этом за каждый календарный год службы начислено 1,8 балла. Оснований для пересмотра размера пенсии не имеется.
Считает, что решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 ноября 2017 г. исполнено не в полном объеме, поскольку пенсия по старости начислена без учета его заработной платы за вышеуказанные периоды.
Отказ ответчика в перерасчете размера страховой пенсии с учетом заработной платы и стажа работы считает незаконным, так как в соответствии с действующим законодательством период работы в Прокуратуре Республики Мордовия с 1 января 2002 г. по 27 декабря 2011 г. подлежит включению в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости в полном объеме. В указанный период он находился на государственной службе и получал заработную плату за исполнение служебных обязанностей в полном объеме. В результате признания пенсионным органом вышеуказанных периодов его работы в прокуратуре не страховыми, один год работы необоснованно и незаконно оценен лишь в 120 рублей, что носит дискриминационный характер и повлекло за собой явное ущемление пенсионных и конституционных прав. Фактически он дважды лишен пенсии: сначала прокурорской в связи с лишением классного чина, а затем частично страховой пенсии по старости.
С учетом уточнения исковых требований от 15 октября 2018 г. просил суд признать незаконным распоряжение ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия от 20 марта 2018 г. N86233/18 о перерасчете с 22 мая 2017 г. размера страховой пенсии по старости без учета заработной платы за период работы с 1 января 2002 г. по 27 декабря 2011 г. в должности старшего прокурора отдела по надзору за следствием, дознанием и ОРД и старшего помощника прокурора Республики Мордовия по кадрам.
Обязать ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 22 мая 2017 г. с учетом заработной платы, начисленной за период работы с 1 января 2002 г. по 27 декабря 2011 г. в должности старшего прокурора отдела по надзору за следствием, дознанием и ОРД и старшего помощника прокурора Республики Мордовия по кадрам.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 октября 2018 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Скворцов Н.А. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, в обоснование своей позиции приводит доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении. Считает, что перерасчет страховой части назначенной ему пенсии по старости и установление ее размера должен быть произведен в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N9-П "По делу о проверки конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца 3 пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, а также определением Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2007 г. N798-О-О "Ходатайство Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N9-П (л.д. 133-135).
В возражениях на апелляционную жалобу начальник ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия Сурков Н.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 139-140).
В судебное заседание истец Скворцов Н.А. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, и отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия Чичайкина В.Ф. в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы истца возражала, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует что 25 апреля 2017 г. Скворцов Н.А. обратился в ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении ему пенсии по старости.
10 мая 2017 г. решением ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия N141600/17 Скворцову Н.А. назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 22 мая 2017 г. бессрочно.
23 августа 2017 г. Скворцов Н.А. обратился с заявлением в ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия о включении в страховой стаж периодов работы с 1 января 2002 г. по 27 декабря 2011 г. в прокуратуре Республики Мордовия и перерасчете страховой пенсии по старости с учетом данных периодов работы. 29 августа 2017 г. решением ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия N280386/17 Скворцову Н.А. отказано в перерасчете пенсии по старости, поскольку у заявителя имеется право на пенсию за выслугу лет финансируемую за счет федерального бюджета в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей". Размер назначенной ему страховой пенсии по старости не может быть исчислен с применением коэффициентов в порядке, предусмотренном частями 12-14 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ за период службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, во время которой на него не распространялось обязательное пенсионное страхование.
В период с 12 июня 1990 г. по 27 декабря 2011 г. Скворцов Н.А. работал в Прокуратуре Республики Мордовия, где ему начислялась заработная плата.
27 декабря 2011 г. Скворцов Н.А. уволен со службы за нарушение Присяги прокурора, а также совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, подпункт "в" пункта 1 статьи 43 Федерального закона от 17 января 1992 г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации").
Согласно справкам Прокуратуры Республики Мордовия от 18 ноября 2016 г, 7 августа 2017 г. Скворцов Н.А. являлся получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в прокуратуре Республики Мордовия в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 28 декабря 2011 г. до 28 февраля 2013 г.
Выплата пенсии за выслугу лет прекращена с 1 марта 2013 г. в связи с отсутствием права на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1, в связи с лишением классного чина старшего советника юстиции.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 ноября 2017 г, вступившим в законную силу 13 февраля 2018 г период работы Скворцова Н.А. в Прокуратуре Республики Мордовия, с 1 января 2002 г. по 27 декабря 2011 г, включен в общий страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости и на ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом данных периодов работы в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства с 22 мая 2017 г.
Распоряжением ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия от 20 марта 2018 г. N86233/18 во исполнение данного решения спорный период включен в страховой стаж, произведен перерасчет пенсии и с 22 мая 2017 г. установлен общий размер пенсии "данные изъяты", а с учетом индексации с 1 января 2018 г. - "данные изъяты"
6 апреля 2018 г. Скворцов Н.А. обратился в ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о перерасчете пенсии с учетом начисленной заработной платы за период с 1 января 2002 г. по 27 декабря 2011 г. и предоставлении полного расчета пенсии по старости.
Письмом ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия от 28 июня 2018 г. NС-391-14/447 истцу отказано в перерасчете пенсии, указано, что оснований для пересмотра размера пенсии не имеется, поскольку периоды работы в прокуратуре засчитаны, при этом за каждый календарный год службы начислено 1,8 балла.
Разрешая спор и отказывая Скворцову Н.А. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что перерасчет пенсии произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства, так как законодателем определен порядок учета страхового стажа в отношении периодов, за которые не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а именно применение коэффициента в размере 1,8.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, соответствующими нормам материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, истец Скворцов Н.А. в период времени с 1 января 2002 г. по 27 декабря 2017г. работал в должности старшего прокурора отдела по надзору за следствием, дознанием и ОРД и старшего помощника прокурора Республики Мордовия по кадрам, его деятельность регулировалась нормами Федерального закона от 17 января 1992 г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", поэтому в соответствии пунктом 2 статьи 44 указанного закона его пенсионное обеспечение осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, то есть в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1, поэтому периоды его службы в органах прокуратуры могут быть засчитаны в его страховой стаж на основании статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", как периоды службы, приравненной к военной, при выполнении условий, установленных указанной статьей.
Размер страховых пенсий по старости определяется в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с пунктом 12 которой коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (НПi), предусмотренного пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву), 6 - 8 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также периодов службы и (или) деятельности (работы), предусмотренных Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", составляет 1,8.
Из выписки из лицевого счета застрахованного Скворцова Н.А. следует, что он зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 14 января 1998 г. Страховые взносы уплачивались с 4 квартала 2013 года.
В период работы Скворцова Н.А. в Прокуратуре Республики Мордовия с 1 января 2002 г. по 27 декабря 2011 г. страховые взносы не уплачивались в силу действующих норм налогового законодательства.
Следовательно, поскольку страховые взносы за периоды работы истца в прокуратуре работодателем не начислялись и не уплачивались, данные периоды правомерно в соответствии со статьями 12 и 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" засчитаны Пенсионным органом в страховой стаж истца как иной период его деятельности, а расчет размера страховой пенсии произведен с учетом применения коэффициента 1,8.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой" в подтверждение изложенной им позиции в настоящем споре не состоятельна, поскольку указанное постановление постановлено исходя из конкретных обстоятельств дела, не являющихся аналогичными обстоятельствам рассматриваемого дела.
Разрешая дело, суд первой инстанции правильно применил нормы законодательства, регулирующее спорные отношения, приведя в мотивировочной части решения суда подробное обоснование своим выводам и надлежаще оценив доказательства. Нарушений норм процессуального законодательства при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Скворцова Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В. Демидчик
Судьи
Н.П. Ерина
Г.Ф. Смелкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.