Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,
при секретаре Карловой Е.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гошко О.Я. на постановление заместителя главного государственного инспектора в Тульской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Тульской области от 13 апреля 2018 года и решение судьи Зареченского районного суда г.Тулы от 6 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в Тульской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Тульской области от 13 апреля 2018 года N Гошко О.Я. привлечена к административном ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Гошко О.Я. обратилась с жалобой в Зареченский районный суд г.Тулы.
Решением судьи Зареченского районного суда г.Тулы от 6 ноября 2018 года постановление заместителя главного государственного инспектора в Тульской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Тульской области от 13 апреля 2018 года оставлено без изменения, а жалоба Гошко О.Я. без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Гошко О.Я. обратилась в Тульский областной суд с жалобой, в которой просит постановление заместителя главного государственного инспектора в Тульской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Тульской области от 13 апреля 2018 года и решение судьи Зареченского районного суда г.Тулы от 6 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, отменить как незаконные и необоснованные, и прекратить производство по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Гошко О.Я, возражения представителя Управления Росреестра по Тульской области по доверенности Кудинова М.В, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, которое влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв). Объективная сторона выражается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, могут выступать граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.
Как следует из материалов дела, установлено должностным лицом и судьей районного суда, 6 марта 2018 года при проведении плановой, документарной, выездной проверки в отношении Гошко О.Я. было выявлено, что земельный участок с кадастровым номером N площадью N кв.м. относиться к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, принадлежит Гошко О.Я. на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости содержится соответствующая запись. Право собственности Гошко О.Я. на данный земельный участок возникло на основании договора купли-продажи от 20 декабря 2016 года, удостоверенного 20 декабря 2016 года нотариусом г.Тулы Т. И.П. и внесенным в реестр за номером N, и соглашения от 3 октября 2017 года.
Границы земельного участка сформированы в установленном порядке и учтены в ЕГРН.
В северной части земельного участка имеется часть двухэтажного жилого дома из кирпича оранжевого цвета (наименование: блок жилого дома блокированной застройки). Указанный блок жилого дома блокированной застройки имеет кадастровый номер N, принадлежит Гошко О.Я. на праве собственности (запись регистрации от 17 ноября 2017 N) и расположен по адресу: "адрес". Право возникло на основании Договора, Соглашения, Технического плана здания от 22 августа 2017 года.
В ходе визуального осмотра и изучения документов (технический план жилого дома) установлено, что жилой дом, часть которого расположена на участке, состоит из двух блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком, расположен на отдельном земельном участке и имеет выходы на территорию общего пользования.
Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером N расположен блок жилого дома блокированной застройки, что не соответствует установленному виду разрешенного использования земельного участка - "для индивидуального жилищного строительства".
Сведения о принятых мерах по обеспечению использования земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования в Управлении отсутствуют, Гошко О.Я. не представлены.
Изложенное подтверждает то обстоятельство, что вопреки имеющимся сведениям в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - для индивидуального жилищного строительства, Гошко О.Я. фактически на земельном участке размещен и эксплуатируется блок жилого дома блокированной застройки, а значит, имеет место факт использования земельного участка не в соответствии с установленным видом разрешенного использования.
Обстоятельства нарушения Гошко О.Я. требований законодательства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, а именно: распоряжением Управления Росреестра по Тульской области о проведении плановой документарной, выездной проверки от 29 января 2018 года N; актом проверки органом государственного контроля (надзора) гражданина от 6 марта 2018 года N с приложением в форме фототаблицы; протоколом об административным правонарушении от 28 марта 2018 года, а так же другими доказательствами, которые судья районного суда обоснованно признал относимыми, допустимыми и достоверными в соответствии требованиями ст.26.11 КоАП РФ, и их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Одновременно судья областного суда находит доводы жалобы о недоказанности вины Гошко О.Я. и об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения несостоятельными по следующим основаниям.
Гошко О.Я. вменяется использование земельного участка с кадастровым номером N, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, не по целевому назначению, поскольку ей фактически на земельном участке размещен и эксплуатируется блок жилого дома блокированной застройки.
В соответствии с п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе земли населенных пунктов.
В силу п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Положениями п.2 ст.8 Земельного кодекса РФ установлено, что категория земель указывается: в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно ч.7 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ) использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В п.1 ст.37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.2 ст.37 Градостроительного кодекса РФ).
При этом в силу п.4 ст.37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Изложенное подтверждает то обстоятельство, что правообладателям земельных участков предоставлено право самостоятельного выбора (без дополнительных разрешений и согласований) вида разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территорий видов.
Но положения ч.4 ст.37 Градостроительного кодекса РФ подлежат применению в совокупности с положениями ч.3 ст.37 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Анализ изложенных выше положений позволяет сделать вывод, что хотя вид разрешенного использования земельного участка и выбирается его правообладателем самостоятельно, однако этот выбор разрешенного использования земельного участка подлежит осуществлению и публичному оформлению в официальном порядке, установленном нормами действующего законодательства, так как от вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым он используется его правообладателем, зависит размер земельного налога, подлежащего уплате по данному земельному участку, поскольку размер земельного налога для земельного участка зависит не только от площади этого участка и зоны, в которой он расположен, но и от вида его разрешенного использования. От вида разрешенного использования зависит удельный показатель кадастровой стоимости, используемый при расчете размере кадастровой стоимости земельного участка.
При этом, вид разрешенного использования земельного участка, учитываемый при расчете земельного налога, определяется исходя из учтенных в государственном кадастре недвижимости сведений о выбранном правообладателем земельного участка виде его разрешенного использования из числа всех возможным видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для земельных участков соответствующей категории.
В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Исходя из положений ч.7 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ, в единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Вид или виды разрешенного использования земельного участка относятся к вышеуказанным сведениям, и в соответствии с п.4 ч.5 ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ относятся к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества.
Согласно п.6 ч.5 ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
При этом государственный кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости, осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости (п.4 ч.2 ст.15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ).
Таким образом, выбор правообладателем земельного участка вид разрешенного использования из числа всех возможных, а также его изменения оформляется в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", путем подачи соответствующего заявления в орган регистрации права и завершается, становится публичны: юридически значимым для третьих лиц, с даты внесения таких сведений в единый государственный реестр недвижимости.
Классификатором видов разрешение использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N, а также правилами землепользования и застрой муниципального образования город Тулы, утвержденными решением Тульской городской Думы от 23 декабря 2016 года N, предусмотрены описания конкретного вида разрешенного использования, и что именно допускается размещать на земельном участке с определенным видом разрешенного использования.
Так, на земельных участках с видом разрешенного использования "индивидуального жилищного строительства" предусматривается размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживав высотой не выше трех надземных этажей), выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культу размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений (код в разрешенного использования согласно классификатору и правилам 2.1).
На земельных участках с видом разрешенного использования "блокированная жилая застройка" предусматривается размещение жилого дома, предназначенного для раздела на квартиры, имеющего одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами (количеством этажей не более чем три, при общем количестве совмещенных домов не более десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); разведение декоративных и плодовых деревьев, овощных и ягодных культур; размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений; обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха (код вида разрешенного использования согласно классификатору и правилам 2.3).
В силу изложенного размещение на земельном участке с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" жилого дома блокированной застройки не допускается.
Объект недвижимости с кадастровым номером N, на который за Гошко О.Я. в настоящее время зарегистрировано право собственности, учтен в едином государственном реестре недвижимости со следующими характеристиками: вид объекта недвижимости - здание, назначение - жилой дом, наименование - блок жилого дома блокированной застройки, площадь - N кв.м, количество этажей - N, год завершения строительства - 2017, стены - кирпичные, местоположение - "адрес"
Однако до проведения плановой, документарной, выездной проверки, Гошко О.Я. мер к изменению вида разрешенного использования земельного участка, публичному, юридически значимому освещению такого изменения, не предпринимала, и не представила судебным инстанциям доказательств не возможности совершения ей действий по изменению вида разрешенного использования в связи с отсутствием градостроительного регламента.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что Гошко О.Я, являясь собственником земельного участка, допустила нарушение требований ст.42 Земельного кодекса РФ, что привело к использованию части земельного участка не по назначению и является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
Проверяя довод жалобы о допущенных процессуальных нарушениях судьей районного суда, рассмотревшего жалобу Гошко О.Я, при истекших сроках для ее подачи, судья областного суда приходит к следующему.
Законодатель не установилкаких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока на обжалование и данный вопрос решается судьей с учетом обстоятельств дела.
В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации и ст.3 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N1-ФКЗ (в редакции от 5 февраля 2014 года) "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации устанавливается единая федеральная судебная система, действующая на основе федерального процессуального законодательства и обеспечивающая защиту прав и свобод граждан по единому федеральному стандарту.
Исходя из вышеизложенного, а также обязанности органов публичной власти обеспечивать гражданам, юридическим лицам условия для реализации их прав и свобод, в том числе и права на судебную защиту, принимая во внимание, что вступившее в законную силу постановление несудебного органа по делам об административных правонарушениях, которые не были обжалованы и рассмотрены судом общей юрисдикции в установленном порядке, не могут пересматриваться в порядке судебного надзора, отказ в восстановлении срока на обжалование постановления административного органа по мотиву пропуска срока означает невозможность для гражданина или юридического лица реализовать свое право на судебную защиту. Заинтересованное лицо должно иметь возможность рассмотрения своего дела в суде.
Обращаясь с жалобой в Зареченский районный суд г.Тулы Гошко О.Я, в обоснование заявленного ходатайства ссылался на своевременное обжалование постановления должностного лица и позднее получение копии определения судьи Зареченского районного суда г.Тулы от 6 июня 2018 года, указывающего на недостатки его жалобы.
Своевременное обжалование постановления должностного лица от 13 апреля 2018 года, отсутствие в определении от 6 июня 2018 года конкретных сроков устранения выявленных недостатков, не могут свидетельствовать о злоупотреблении заявителем своим правом.
С учетом вышеуказанного, полагаю, что судья районного суда рассмотрев жалобу Гошко О.Я. по существу обеспечила реализацию ее прав и свобод на судебную защиту, а доводы жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших судье районного суда всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.
Решение суда основано на материалах дела, изученных судом, соответствует требованиям статьи 30.7 КоАП РФ, обосновано и мотивировано, оснований для его отмены не имеется.
Доводы в жалобе направлены на иное толкование закона, на субъективную оценку обстоятельств дела и представленных доказательств и не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы должностного лица и судьи районного суда о совершении Гошко О.Я. указанного правонарушения и ее виновности, в связи с чем подлежат отклонению, как несостоятельные.
Административное наказание Гошко О.Я. назначено в пределах санкции ч.1 ст.8.8 КоАП РФ и в соответствии со ст.3.5, ч.1 ст.4.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора в Тульской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Тульской области от 13 апреля 2018 года и решение судьи Зареченского районного суда г.Тулы от 6 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Гошко О.Я. - без удовлетворения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.