Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе
председательствующего Епихиной О.М,
судей Щербаковой Н.В, Юрковой Т.А,
при секретаре Карловой Е.С,
рассмотрела в открытом судебной заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика правительства Тульской области на решение Тульского областного суда от 18 сентября 2018 года по делу по административному исковому заявлению Воителева Дениса Валерьевича к правительству Тульской области, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Епихиной О.М, судебная коллегия
установила:
Воителев Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к правительству Тульской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (Управлению Росреестра по Тульской области), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, указав в обоснование заявленных требований, что результаты государственной кадастровой оценки указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2016, установленные в результате массовой кадастровой оценки и утвержденные постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 N 546, в размере 54634158,60 рублей завышены, чем нарушаются права административного истца, как лица, обязанного к заключению договора аренды земельного участка, так как на данном участке расположен принадлежащий административному истцу на праве собственности объект незавершенного строительства, а размер арендной платы за пользование данным земельным участком установлен в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка.
В подтверждение доводов о завышении стоимости земельного участка административный истец сослался на отчет "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2016 составила 21684768 рублей.
На основании изложенного административный истец Воителев Д.В. просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, "данные изъяты", в размере его рыночной стоимости.
В судебное заседание административный истец Воителев Д.В. не явился о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административного истца по доверенности Джалилов О.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, указав, что нарушение прав административного истца может произойти при взыскании суммы арендной платы по заключенному с его правопредшественником договору аренды, представив в обоснование своей позиции решение арбитражного суда. Просил суд установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Представитель административного ответчика правительства Тульской области, заинтересованного лица министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенностям Трухтанов С.В в судебном заседании иск не признал.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тульской области в судебное заседание не явился, в заявлении указал, что правовые интересы Учреждения по заявленным требованиям не затрагиваются, в связи с чем, просил вынести решение на усмотрение суда и в отсутствие представителя Учреждения.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Тульской области в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве указал, что не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), просил разрешить их на усмотрение суда и в отсутствие представителя Управления.
Представитель заинтересованного лица администрации МО г. Тула в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражая против удовлетворения заявленных требований.
Решением Тульского областного суда от 18 сентября 2018 года административное исковое заявление Воителева Д.В. удовлетворено, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2016 установлена равной его рыночной стоимости - в размере 22594000 рублей, в целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, датой подачи Воителевым Д.В. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка указан день обращения административного истца в суд - 14.06.2018 года; в удовлетворении требований к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тульской области отказано.
В апелляционной жалобе административный ответчик правительство Тульской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
В соответствии со ст. 150, ч. 4 ст. 247 КАС РФ административное дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших об отложении судебного разбирательства административного истца Воителева Д.В, представителей административного ответчика Управления Росреестра по Тульской области, явка которого не признана судом обязательной, заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тульской области и заинтересованного лица администрации муниципального образования г. Тула.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Джалилова О.А, представителя административного ответчика правительства Тульской области по доверенности Трухтанова С.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", регулировавший вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и продолжающий применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, исходит из того, что кадастровая стоимость - это стоимость объекта недвижимости, определенная в установленном законом порядке в результате проведения государственной кадастровой оценки (статья 3). Аналогичным образом понятие кадастровой стоимости раскрывается в пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке".
Согласно ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Оспариваемая кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2016 года утверждена Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 года N546 в размере 54634158,60 рублей (Nп/п 501262 приложения N1 к Постановлению), внесена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области в Государственный реестр недвижимости 18.12.2016 года.
Пунктами 3 и 6 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. N 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 22 июня 2015 г. N 388), установлено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости методом массовой оценки, под которой понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
В силу требований главы III.1 закона N135-ФЗ от 29 июля 1998 года результаты определения кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 7, 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", обязательны к применению для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях.
Поскольку, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ и абзаца 3 ч. 11 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую, установлена его кадастровая стоимость, суд пришел к верному выводу о том, что законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, а также возможность определения кадастровой стоимости исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в том случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты права и обязанности лиц, владеющих объектом недвижимости.
Проверяя законность и обоснованность постановленного по административному делу судебного решения, судебная коллегия полагает, что суд пришел к верному выводу о возможности установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2016 равной его рыночной стоимости - в размере 22594000 рублей.
Данные выводы суда соответствуют положениям Земельного кодекса РФ, Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", рыночная стоимость объекта оценки определена судом с учетом заключения эксперта Тимохина В.А. от 16.08.2018 года, которое суд, оценивая по правилам ст. 84 КАС РФ обоснованно признал допустимым, относимым и достоверным доказательством, проверив на соответствие требованиям ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 82 КАС РФ.
С целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости, в соответствии с абз. 5 ст. 24.20 закона "Об оценочной деятельности" судом указана дата обращения административного истца в суд - 14 июня 2018 года, что соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам.
По существу, в апелляционной жалобе правительство Тульской области указывает на отсутствие у административного истца права на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, не оспаривая установленный судом размер кадастровой стоимости объекта оценки по состоянию на дату установления кадастровой стоимости земельного участка.
Вместе с тем, указанные доводы административного ответчика являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
К одному из принципов земельного законодательства относится платность использования земли в Российской Федерации (подп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Формами платы за землю являются арендная плата и земельный налог. При этом независимо от формы внесения платы отправной величиной, из которой производятся расчеты, является кадастровая стоимость земельного участка.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, Воителев Д.В. на основании договора купли-продажи от 13.04.2018 года является сособственником объекта капитального строительства со степенью готовности 3% с кадастровым номером N, площадью застройки "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес".
Указанный объект недвижимого имущества расположен на являющимся объектом оценки земельном участке с кадастровым номером N, который сформирован и поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с решением Тульской городской Думы от 10.07.2002 года N 11/180 "О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тулы", постановлением Главы г. Тулы от 28.01.2003 года N150 "О передаче Комитету по управлению имуществом Управы г. Тулы прав и обязанностей арендодателя земельных участков", арендодателем земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции органа местного самоуправления МО г. Тула, в том числе по действующим и вновь заключаемым договорам аренды, а также по прекращенным договорам аренды, обязательства которых не исполнены, до принятия Закона Тульской области от 10.12.2008 года N1168-ЗТО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" являлся Комитет по управлению имуществом Управы г. Тулы.
Земельный участок с кадастровым номером N на основании договора аренды N от ДД.ММ.ГГГГ, был предоставлен Комитетом по управлению имуществом города Тулы в аренду на 5 лет "данные изъяты" для строительства здания Тульского губернского рынка, которое на момент обращения в суд является принадлежащим административному истцу незавершенным строительством объектом недвижимости.
Согласно п. 3.3 договора, если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
С 01.01.2009 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г. Туле осуществляется администрацией Тульской области, о чем арендаторы были проинформированы публикацией в газете "Тула" от 25.12.2008 года.
В соответствии с постановлением администрации Тульской области от 04.05.2009 года N293 "О внесении дополнений в Постановление администрации Тульской области от 21.01.2008 N 34 "Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Тульской области" в качестве арендодателя при заключении договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, в том числе по действующим и вновь заключаемым договорам аренды, а также по прекращенным договорам аренды, обязательства по которым не исполнены выступает департамент имущественных и земельных отношений Тульской области, в последствии переименованный в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области указом губернатора Тульской области N1 от 15.09.2011 года "О правительстве Тульской области и органах исполнительной власти Тульской области".
В соответствии с п. 36 ч. 4 утвержденного постановлением правительства Тульской области N6 от 28.09.2011 года Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, Министерство выступает в качестве арендодателя при заключении договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, в том числе по действующим и вновь заключаемым договорам аренды, а также по прекращенным договорам аренды, обязательства по которым не исполнены.
Оценивая содержание договора аренды земельного участка, также, с учетом положений ч. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ, ст. 3 Закона Тульской области от 29.06.2011 года N 1586-ЗТО "О порядке определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Тульской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена", суд пришел к верному выводу о том, что размер арендной платы по договору аренды N от ДД.ММ.ГГГГ поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка.
После регистрации ДД.ММ.ГГГГ права собственности на незавершенный строительством объект недвижимости с кадастровым номером N за административным истцом Воителевым Д.В. соглашение о переходе прав и обязанностей на земельный участок с кадастровым номером N не заключалось.
Таких соглашений не заключалось и с правопредшественником Воителева Д.В, бывшим собственником объекта незавершенного строительства - "данные изъяты"
Вместе с тем, в силу п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ установлено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно п. 1 ст. 552 ГК РФ также предусмотрено, что по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Таким образом, покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
Переход прав и обязанностей по договору аренды земельного участка к покупателю объекта недвижимости исключает возможность предъявления его прежним собственником требования о расторжении ранее заключенного с ним этого договора, поскольку он продолжает регулировать отношения по пользованию земельным участком с новым собственником недвижимости.
При таких обстоятельствах доводы министерства имущественных и земельных отношений о прекращении ранее заключенного договора аренды направлением ДД.ММ.ГГГГ уведомления об отказе от договора аренды суд правомерно посчитал несостоятельными.
При этом, судом верно обращено внимание на то, что министерство имущественных и земельных отношений Тульской области на основании п. 1 ст. 552 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ, п. 13, п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, считая "данные изъяты" фактическим арендатором земельного участка, на основании судебного решения взыскало с данного юридического лица арендную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и неустойку по данному договору, в отсутствие соглашения о переходе прав и обязанностей на спорный земельный участок, однако при наличии сведений о собственнике расположенного на нем объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка, составляющая предмет спора по настоящему административному делу, затрагивает права и обязанности административного истца как землепользователя, в связи с чем он был вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции, опровергают выводы, изложенные в обжалуемом судебном постановлении, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тульского областного суда от 18 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика правительства Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.