Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО "Стройсервис" на постановление судьи Печорского городского суда Республики Коми от 11 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Стройсервис",
установил:
постановлением судьи Печорского городского суда Республики Коми от 11 сентября 2018 года ООО "Стройсервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, ООО "Стройсервис" обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт, в связи с его незаконностью и необоснованностью.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения и отмены оспариваемого постановления судьи, учитывая следующее.
Частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Согласно пункту 21 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов.
В силу части 1 статьи 8 данного закона лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 193 от 06 марта 2012 года утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, в соответствии с пунктом 1 которого, определяется порядок лицензирования деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 6 Положения установлено, что осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
К грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, указанных в подпунктах "а" - "в", "е" и "ж" пункта 4 и подпунктах "а" - "г", "ж" - "и" пункта 5 данного Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов, является, в том числе и наличие для каждого судна (за исключением маломерного судна) судового свидетельства об управлении безопасностью, предусмотренного статьей 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.
Частью 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Из материалов дела усматривается, что ходе проведения транспортной прокуратурой соблюдения законодательства в сфере перевозки опасных грузов на внутреннем водном транспорте в деятельности ООО "Стройсервис" установлен факт использования буксирного теплохода "Советский" в период с 27 мая 2018 года по 01 июля 2018 года для перевозки по реке Печора каменного угля.
Материалами дела установлено, что ООО "Стройсервис" является судовладельцем буксирного теплохода "... " регистровый номер "Номер обезличен", идентификационный номер "Номер обезличен", на основании свидетельства о праве собственности на судно серии "Номер обезличен" от 22 мая 2014 года.
ООО "Стройсервис" имеет лицензию серии "Номер обезличен" от 23 октября 2014 года на право осуществления деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов. Согласно приложению N 2 к данной лицензии в перечень судов, используемых для осуществления лицензируемого вида, включен буксирный теплоход "... ".
Согласно пунктам 1, 2 статьи 86 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни или здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Опасные грузы перевозятся в соответствии с правилами перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Грузы повышенной опасности допускаются к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Указанные правила перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте федеральным органом исполнительной власти в области транспорта до настоящего времени не приняты.
Вместе с тем, пунктом 3 ст. 165 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ закреплено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области внутреннего водного транспорта и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с названным Кодексом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат указанному Кодексу.
Приказом Министерства речного флота РСФСР от 14 августа 1978 года N 114 утверждены Правила перевозок грузов, часть 2 которых содержит Правила перевозок опасных грузов, регулирующие перевозку опасных грузов внутренним речным транспортом. В приложении 1 к Правилам перевозок грузов приведен алфавитный перечень опасных грузов. К ним отнесен уголь каменный, как самовозгорающееся вещество, класс 4.2.
Согласно сведениям ФАУ "Российский Речной Регистр" от 07 июня 2018 года ООО "Стройсервис" разработало и согласовало с Северным филиалом РРР документацию СУБ в ноябре 2014 года, документ о соответствии не выдавался, судно "... " свидетельство об управлении безопасностью, предусмотренное частью 6 статьи 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, не имеет.
При рассмотрении дела судьей городского суда установлено, что ООО "Стройсервис" в разные дни в период с 27 мая 2018 года по 01 июля 2018 года в акватории Печорского бассейна внутренних водных путей в нарушение подпункта "ж" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, осуществляло деятельность по перевозке внутренним водным транспортом опасного груза с использованием судна, не имеющего судового свидетельства об управлении безопасностью, предусмотренного статьей 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: постановлением заместителя Печорского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 09 июля 2018 года; письмом ООО "Стройсервис" от 06 июля 2018 года; сообщением Северного филиала Российского Речного Регистра от 07 июня 2018 года; свидетельством о праве собственности на судно "... " от 22 мая 2014 года; лицензией серии "Номер обезличен" от 23 октября 2014 года на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, разрешенный класс опасности груза 4, выданная ООО "Стройсервис" и Приложением к нему; свидетельством о государственной регистрации юридического лица; сведениями о передвижении в Печорском бассейне в период навигации 2018 года судов, в том числе "... "; актом приемки в эклплуатацию из ремонта и отстоя самоходного судна, буксира "... "; выпиской из ЕГРЮЛ; решением о проведении проверки N "Номер обезличен" от 18 июня 2018 года и другими доказательствами по делу.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При исследовании в порядке статьи 2.1 КоАП РФ вопроса о наличии вины ООО "Стройсервис" в совершении правонарушения, доказательств, указывающих на принятие юридическим лицом, являющимся субъектом транспортной инфраструктуры внутреннего водного грузового транспорта, всех необходимых и зависящих от него мер по соблюдению законодательства о безопасности судоходства, не установлено.
Доводы жалобы о недоказанности факта осуществления юридическим лицом перевозки каменного угля с использованием теплохода "... ", являются несостоятельными, поскольку опровергаются вышеприведенными доказательствами по делу.
Вывод судьи городского суда о наличии в действиях ООО "Стройсервис" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Вопреки доводам жалобы до руководителя ООО "Стройсервис" доведены сведения о принятии решения заместителем Печорского транспортного прокурора N "Номер обезличен" от 18 июня 2018 года о проведении проверки в отношении деятельности ООО "Стройсервис" в Печорском бассейне внутренних водных путей, о чем свидетельствует письмо от 19 июня 2018 года N "Номер обезличен" (л.д. 12), то есть с учетом буквального толкования данной нормы решение о проведении проверки в отношении юридического лица до его руководителя доведено.
При этом, приведенная норма закона не содержит прямого указания о направлении копии решения о проведении проверки лицу, в отношении которого она проводится.
С учетом указанного, требования пункта 3 статьи 21 Федерального закона РТ 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при проведении проверки не нарушены.
Последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", заключаются, в том числе, в возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера (пункт 1).
Таким образом, выявленные нарушения подпадают под признаки грубых нарушений лицензионных требований, образующих событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ, в связи с чем, доводы жалобы о неправильной квалификации административного правонарушения, основаны на неверном толковании законодательства, применяемого в рассматриваемом деле.
Судья городского суда, оценив обстоятельства конкретного дела, сделал правильный вывод об избрании в отношении ООО "Стройсервис" той меры ответственности, которая наиболее соразмерна характеру и последствиям совершенного правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4..1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в силу вышеизложенных мотивов, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Тот факт, что ООО "Стройсервис" относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также что юридическое лицо привлекается к административной ответственности впервые, не является безусловным основанием для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В данном случае назначенное ООО "Стройсервис" административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Обстоятельства дела свидетельствуют о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством, регулирующего вопросы безопасности судоходства, что в свою очередь может привести к негативным последствиям, как то угрозе жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.
В связи с изложенным оснований для применения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного ООО "Стройсервис" наказания в виде административного штрафа предупреждением не имеется
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Печорского городского суда Республики Коми от 11 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Стройсервис" оставить без изменения, жалобу ООО "Стройсервис" - без удовлетворения.
Судья - И.Г. Пристром
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.