Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Сметаниной Е.Ф., рассмотрев 08 августа 2018 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре жалобу исполнительного директора ООО "Усинская Тепловая Компания" Гнездило В.С. на решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 28 июня 2018 года, которым
постановление главного государственного санитарного врача по г. Усинску, начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Усинске от 26.04.2018 "Номер обезличен" о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Усинская Тепловая Компания" - без удовлетворения,
установил:
постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Усинске, главным государственным санитарным врачом по г. Усинску Стахиевой Е.А. от 28 мая 2018 года "Номер обезличен" ООО "Усинская Тепловая Компания" признано виновным в совершении административного правонарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Указанное постановление должностного лица административного органа было оспорено исполнительным директором ООО "Усинская ТК" Гнездило В.С. в городской суд.
Судьёй принято приведенное выше решение.
Не согласившись с указанным решением, исполнительный директор ООО "Усинская ТК" Гнездило В.С. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой выражает несогласие с решением судьи, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ООО "Усинская ТК" Павлова Р.А, считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Статья 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Положения Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Статьёй 19 вышеуказанного Федерального закона определено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО "Усинская ТК" является юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию подземных источников водоснабжения (скважин).
Между... и ООО "Усинская Тепловая Компания" заключены договоры аренды, согласно которым во временное владение и пользование Общество получило скважины "Номер обезличен", "Номер обезличен" "Адрес обезличен" и скважины "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен" "Адрес обезличен".
В соответствие с пунктами 7.1.2, 7.1.7 арендатор обязан содержать имущество в исправном техническом состоянии, не допуская ухудшения, не считая нормального износа, включая осуществление ремонта; своевременно и за счет собственных средств производить ремонт арендуемого имущества.
Пунктом 3.1. СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (пункт 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).
В соответствии с п. 3.4, 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2).
Пунктом 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2, 3 и в Приложении 2.
В соответствии с пунктом 3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002, определены санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Указанным СанПиН предусмотрено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников; основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (пункт 1.4).
Обязательной стадией организации зоны санитарной охраны источника водоснабжения являются разработка проекта зоны санитарной охраны, границы которой впоследствии устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ (пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах таких зон, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предусмотренных настоящими СанПиН.
Из оспариваемого заявителем постановления от 28.05.2018 "Номер обезличен" и материалов дела об административном правонарушении следует, что Управлением проведена плановая выездная проверка ООО "Усинская ТК", поставляющего питьевую воду населению "Адрес обезличен", в ходе которой "Дата обезличена" и "Дата обезличена" были отобраны на различных объектах ООО "Усинская ТК" пробы воды.
По результатам проведенной проверки было установлено нарушение ООО "Усинская ТК" санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а именно:
1. отсутствует (не разработана) и не согласована с ТО Управления Роспотребнадзора по РК в г. Усинске рабочая программа производственного контроля качества воды, что является нарушением пункта 2.4 приложения N 1 СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее СанПиН 2.1.4.1074-01), пункта 3.5 СанПиН 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней";2. эксплуатация источников водоснабжения (артезианские скважины "Номер обезличен", "Номер обезличен" "Адрес обезличен") осуществляется при отсутствии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, что является нарушением пункта 3.7 "СанПиН 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней";
3. не разработан проект зон санитарной охраны для подземных источников водоснабжения скважины "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен" "Адрес обезличен", что является нарушением пункта 1.6, 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения";
Кроме того, в результате проведенных должностными лицами ФБУЗ "... " исследований было установлено несоответствие питьевой воды:
- в подземном источнике централизованного водоснабжения в скважине "Номер обезличен", расположенного по "Адрес обезличен" территория котельной, ул...,
- кран в бытовке в источнике централизованного водоснабжения в скважине "Номер обезличен", расположенного по "Адрес обезличен", котельная,..,
- в подземном источнике централизованного водоснабжения в скважине "Номер обезличен", расположенного по "Адрес обезличен",
- холодной питьевой воды централизованной системы питьевого водоснабжения из водопроводной сети, расположенного по "Адрес обезличен", котельная,.., кран в бытовке,
- в подземном источнике централизованного водоснабжения в скважине "Номер обезличен", расположенного по "Адрес обезличен",
требованиям пунктов 3.2, 3.5 "СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (с изменениями), пунктов 103, 555 раздела 2 ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования" (Экспертное заключение от "Дата обезличена" "Номер обезличен" ФБУЗ "... ").
Установив указанные обстоятельства, административный орган составил в отношении ООО "Усинская ТК" протокол от "Дата обезличена" "Номер обезличен" об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрев который уполномоченное должностное лицо Управления вынесло оспариваемое заявителем постановление.
Совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается исследованными судом первой инстанции доказательствами, которым, в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дана соответствующая правовая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что факт нарушения ООО "Усинская ТК" санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде установлен. Качество питьевой воды, поставляемой ООО "Усинская ТК" населению не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по показателям цветности, мутности и содержанию железа, что подтверждено протоколами лабораторных исследований и не оспаривалось ответчиком.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечёт административную ответственность, установленную статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что ООО "Усинская ТК" не является субъектом вмененного административного правонарушения, нельзя признать состоятельным в силу следующего.
Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ).
Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ).
Организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (пункт 15 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ).
Таким образом, на организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, в силу закона возложена обязанность обеспечить соответствие качества воды указанных систем санитарным правилам. Все исполнители, участвующие в обеспечении населения питьевой водой, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности соответствующих сетей.
Субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут выступать как лица, осуществляющие забор воды, так и лица, которые производят ее транспортировку, подачу в жилой фонд и по внутридомовым сетям непосредственно потребителю.
Поскольку ООО "Усинская ТК" является организацией, обеспечивающей транспортировку холодной воды, и эксплуатирующей централизованную систему водоснабжения, оно обязано исполнять требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарно-эпидемиологических норм и правил к качеству воды и, вопреки доводам жалобы, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы об отсутствии вины ООО "Усинская ТК" со ссылкой на то, что обязанность по приведению в соответствие качества воды должна быть возложена на собственника объектов, а именно на.., на правильность выводов суда не влияют, поскольку в силу требований части 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязанность по приведению качества питьевой воды до установленных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов лежит на лице, осуществляющем эксплуатацию указанных объектов в целях обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, которым в данном случае является ООО "Усинская ТК".
Ссылка в жалобе на решение суда от "Дата обезличена", которым на... возложена обязанность привести воду из скважин "Номер обезличен" и "Номер обезличен" и водонапорной башни, расположенных по адресу:... в соответствие с требованиями СанПиН и на решение суда от "Дата обезличена" по иску.., не исключает состава вмененного Обществу административного правонарушения, поскольку каждый субъект правоотношений несет самостоятельную административную ответственность при наличии в его действиях состава административного правонарушения.
Несостоятельны доводы жалобы о том, что нарушение Обществом пункта 2.4 приложения N 1 СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", выразившиеся в отсутствии разработанной и согласованной с ТО Управления Роспотребнадзора по РК в г. Усинске рабочей программы производственного контроля качества воды, поскольку как следует из постановления должностного лица, указанное нарушение Обществу не вменялось.
Административное наказание ООО "Усинская ТК" в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, избранная мера соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Существенных нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену состоявшегося постановления и судебного акта, допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 28 июня 2018 года оставить без изменения, жалобу исполнительного директора ООО "Усинская Тепловая Компания" Гнездило В.С. - без удовлетворения.
Судья В.М Соболев
Копия верна, судья Соболев В.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.