Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.
судей Соляникова Р.В, Колбасовой Н.А.
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 августа 2018 г. по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия к Региональной общественной организации "Карельская ассоциация общественного контроля" о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Региональная общественная организация "Карельская ассоциация общественного контроля" зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия (... ) Сведения о ней внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (... )
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия обратилось в суд с административным иском о признании названного общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ по тем основаниям, что административный ответчик не представил отчет за (... ) об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества по форме N ОН0003. Направленные в его адрес предупреждения возвратились в орган юстиции по истечении срока хранения. Сведения и документы, необходимые для внесения обновленных сведений в ЕГРЮЛ об адресе места нахождения юридического лица, административный ответчик также не предоставил. В (... ) административный ответчик не представил в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия сведения о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения.
Решением суда заявленные требования удовлетворены. Общественная организация признана прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключена из ЕГРЮЛ.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на незначительный срок непредставления отчетности в орган юстиции, систематическое предоставление отчетов в ИФНС России по г.Петрозаводску и ГУ - Региональное отделение ФСС Российской Федерации по Республике Карелия, открытие расчетного счета в банке. У административного истца отсутствовали сведения о фактическом прекращении деятельности общественной организации. Примененная судом мера несоразмерна допущенному нарушению. Непредставление отчетности не повлекло существенного нарушения прав и законных интересов иных лиц.
В возражениях относительно апелляционной жалобы административный истец просит оставить решение суда без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Седоева Т.П. поддержала доводы жалобы, пояснила, что в связи с окончанием действия договора аренды по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, организация корреспонденцию не получает, но продолжает осуществлять уставную деятельность по месту жительства ее руководителя, проводить различные организационные мероприятия, в том числе по переизбранию правления.
Представитель административного истца Гусев В.В. просил оставить решение суда без изменения.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
На основании абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организация", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пп. "а" п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
По делу установлено, что (... ) протоколом общего собрания учредителей утвержден устав Региональной общественной организации "Карельская ассоциация общественного контроля", согласно которому целями деятельности организации является содействие формированию и развитию системы общественного контроля, содействие обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, содействие обеспечению учета общественного мнения, содействие общественной оценке деятельности публичных органов.
В ст. 7 устава указано на обязанность общественной организации ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, а также информировать указанный орган об объеме денежных средств и иного имущества, получаемых из иностранных источников.
Согласно ст. 11 устава руководящими органами общественной организации являются общее собрание ее членов, правление и председатель. Общее собрание в силу ст.12 устава проводится не реже 1 раза в год. Правление на основании ст. 13 устава является постоянно действующим коллегиальным органом, избираемым на 2 года и проводящим свои заседания не реже 1 раза в 3 месяца. Председатель является постоянно действующим единоличным органом, избираемым на 2 года (ст. 14 устава).
(... ) Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия принято решение о государственной регистрации общественной организации, учетный (... ).
Сведения о государственной регистрации административного ответчика внесены в ЕГРЮЛ (... ) за основным государственным регистрационным номером (... )
За (... ) административным ответчиком не были представлены сведения об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, за (... ) - о продолжении своей деятельности.
(... ), (... ) и (... ) Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия вынесло в адрес административного ответчика предупреждения, обязав устранить допущенное нарушение.
Предупреждения были направлены посредством почтовой связи по адресу места нахождения регионального отделения, указанному в ЕГРЮЛ, и были возвращены отправителю в связи с истечением срока хранения. Применительно к положениям п. 1 ст. 165.1 ГК РФ указанные предупреждения следует считать доставленными адресату.
Сведений об оспаривании данных предупреждений у судебной коллегии не имеется.
Постановлением мирового судьи судебного участка (... ) за непредоставление отчета об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, за (... ) административный ответчик был привлечен к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Постановлением мирового судьи судебного участка (... ) за непредоставление сведений и документов, указанных в предупреждении органа юстиции (... ), административный ответчик был привлечен к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
В соответствии с ч. 5 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абз. 8 ч. 1 ст. 29 закона (об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников), является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ (ч. 3 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях").
Удовлетворяя исковые требования и признавая административного ответчика прекратившим свою деятельность, суд первой инстанции исходил из неполучения ответчиком корреспонденции по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и непринятия мер к устранению нарушений, указанных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия.
Вместе с тем суду следовало учесть правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 28.06.2012 N 1246-О, сводящуюся к следующему.
При рассмотрении дела о признании организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из ЕГРЮЛ суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности. Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении общественной организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации, которая имеет значение запрета на деятельность общественных объединений независимо от факта их государственной регистрации в качестве юридического лица.
Таким образом, само по себе непредставление отчетности и неполучение корреспонденции по указанному в ЕГРЮЛ адресу не может являться единственным основанием для вывода суда о фактическом прекращении ведения организацией своей деятельности.
Основываясь на вышеприведенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 15 постановления от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" дал разъяснения о необходимости извещения о времени и месте рассмотрения административного дела (в том числе с учетом абз. 4 п. 3 данного постановления - дела о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из ЕГРЮЛ) руководящий орган, руководителя или представителя административного ответчика.
Размещение информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте территориального органа Минюста России в силу п. 15 вышепоименованного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации осуществляется в том случае, если место нахождения руководящего органа организации, руководителя или представителя неизвестно.
К административному исковому заявлению была приложена выписка из ЕГРЮЛ, в которой указаны сведения о руководителе и учредителях административного ответчика (в том числе их имена и ИНН).
У суда первой инстанции с учетом ст. 63 КАС РФ имелась возможность запросить необходимые для направления извещений сведения об указанных лицах в соответствующих органах.
При соблюдении судом первой инстанции данного требования руководящие органы административного ответчика имели бы возможность представить свои возражения относительного административного иска и доказательства продолжения фактического осуществления деятельности.
В суд же апелляционной инстанции представлено подтверждение направления административным ответчиком необходимой отчетности в налоговый орган и ГУ - Региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, проведения собраний членов общественной организации, избрания органов управления, а также движения денежных средств по счету организации в (... ).
Данные доказательства опровергают приводимые административным истцом доводы о прекращении общественной организацией своей деятельности. При этом, как пояснил в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца, единственным основанием для обращения с административным иском в суд явилось непредставление отчетности и сведений о месте нахождения в орган юстиции. Данное нарушение в настоящее время административный ответчик лишен возможности устранить и предоставить соответствующие документы по причине вынесения судом обжалуемого решения и исключения его из ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам административного дела (п. 3 ч. 2 ст. 310 КАС РФ) и принимает новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 августа 2018 г. по настоящему делу отменить. Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.