Судья Камчатского краевого суда Горн В.Ф. при секретаре Ткаченко А.В., рассмотрев жалобу председателя Рыболовецкого колхоза им. В.И.Ленина Тарусова С.Б. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 8 октября 2018 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении Тарусова С.Б. по ч. 1 ст. 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 8 октября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 28 ноября 2018 года, председатель Рыболовецкого колхоза им. В.И.Ленина Тарусов С.Б. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Он признан виновным в невыполнении требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранной зоны Авачинской губы, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения, совершенном 27 апреля 2018 года на территории г. Петропавловска-Камчатского.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, Тарусов С.Б. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить. Приводит доводы о том, что обстоятельства вмененного ему нарушения охватываются иным составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по которой он уже был привлечен к административной ответственности. Указывает, что в постановлении должностного лица Росприроднадзора содержатся выводы о неисполнении им отдельных пунктов Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта и Санитарных правил для морских и речных портов СССР, нарушение которых протоколом об административных правонарушениях ему не вменялось.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения защитника Русецкой С.А, поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административной ответственности по ч. 1 ст. 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежат лица, допустившие невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
В соответствии с п. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Из материалов дела следует, что Рыболовецкий колхоз им. В.И.Ленина осуществляет деятельность по добыче, переработке, реализации рыбы и морепродуктов, для чего в г. Петропавловске-Камчатском эксплуатирует береговой причал по "адрес", береговой причал и оградительный мол по "адрес", которые расположены в пределах водоохранной зоны Авачинской губы Тихого океана.
Использование акватории Авачинской губы осуществляется Рыболовецким колхозом им. В.И.Ленина на основании договора водопользования от 14 октября 2015 года, деятельность по сбросу сточных вод в водный объект осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 14 апреля 2016 года.
В период с 9 по 17 апреля 2018 года должностными лицами Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка исполнения Рыболовецким колхозом им. В.И.Ленина природоохранного законодательства, результаты которой отражены в акте от 27 апреля 2018 года.
Выявлено, что установленная на береговых причалах система сбора, приема сточных вод не обеспечивает в полной мере сбор дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод, в результате чего часть сточных вод попадает в акваторию водного объекта минуя очистные сооружения.
Пирс (оградительный мол), выступающий в водный объект и образующий ковш причальных сооружений, оборудован идущими поперек пирса желобами, в которые собираются дождевые и талые воды, сбрасываемые без очистки через трубу в стенке причала.
Поверхностный сток с территории причала от морской акватории не отсекается. Местами на причале отсутствует отбуртовка или иные сооружения для отсечки поверхностного стока и попадания поверхностных вод в акваторию Авачинской губы. Край причальной стенки разрушен и не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
На причале (береговой причал) в районе здания столовой обнаружен участок с разрушенным бетонным покрытием, имеется провал до грунта, дождевые и талые воды затекают в повреждения и вытекают в водный объект через стенку причала.
На причале (рыбоприемный причал) часть края причальной стенки разрушена, в некоторых местах отсутствует отбуртовка, покрытие причала повреждено, талая вода с пленками нефтепродуктов не отсекается от водного объекта.
Оголовок причала в районе расположения выпуска сточных вод имеет повреждения в виде трещин, частичного разрушения бетона, деформации и обрывов стального уголка, расположенного по кромке оголовка.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении установленных п. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранной зоны Авачинской губы, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, что влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Выводы о наличии в действиях Тарусова С.Б. состава указанного административного правонарушения основаны на представленных в деле и исследованных должностным лицом и судьей доказательствах, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Председатель колхоза Тарусов С.Б, являясь в силу ст. 74 Устава Рыболовецкого колхоза им. В.И.Ленина, лицом, уполномоченным единолично в пределах своей компетенции распоряжаться имуществом колхоза, распоряжения и указания которого обязательны для всех членов колхоза и его работников, был обязан обеспечить исполнение требований водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды, однако достаточных мер для этого не принял, вследствие чего выводы о его привлечении к административной ответственности в качестве должностного лица соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Наказание Тарусову С.Б. назначено по правилам ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учётом характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в рамках срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Довод жалобы о том, что перечисленные в постановлении должностного лица нарушения образуют иной состав административного правонарушения, а также о повторном привлечении его к административной ответственности за совершение одного административного правонарушения, нахожу необоснованным.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности. Виды деятельности, запрещенной в границах водоохранных зон, в том числе прибрежной защитной полосы, определены в ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ. К ним, в числе прочего, отнесен запрет на движение и стоянку транспортных средств, за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Как следует из материалов дела, постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 29 мая 2018 года Тарусов С.Б. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с выявленными нарушениями требований п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ. Нарушения выразились в осуществлении в пределах водоохранной зоны водного объекта стоянки автотранспорта, проведении работ по обслуживанию, осмотру и ремонту транспортных средств на территории вспомогательной базы без согласования с Северо-Восточным территориальным управлением Росрыболовства, сбросе сточных вод на рельеф местности.
Событие административного правонарушения по настоящему делу заключается в необеспечении хозяйственных и иных объектов, расположенных в водоохранной зоне Авачинской губы, сооружениями обеспечивающими охрану водного объекта, к числу которых относятся сооружения для отведения сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в централизованные системы водоотведения, а также в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов, что является нарушением требований п. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ, которое составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях не охватывается.
Между тем, как обоснованно указано в жалобе должностного лица, постановление от 8 октября 2018 года и решение судьи от 28 ноября 2018 года содержат выводы о нарушении п.п. 170, 171, 174, 178 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 года N 620) и п.п. 2.6.3, 2.6.1 Санитарных правил для морских и речных портов СССР (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 2 июня 1989 N 4962-89), что согласно протоколу об административном правонарушении от 16 мая 2018 года Тарусову С.Б. не вменялось (том 1 л.д. 136). Принимая во внимание, что состав вмененного административного правонарушения носит бланкетный характер, указание на отдельные пункты Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта и Санитарных правил для морских и речных портов СССР, нарушение которых Тарусову С.Б. не вменялось, подлежит исключению из постановления должностного лица от 8 октября 2018 года и решения судьи от 28 ноября 2018 года, что в целом на квалификацию деяния не влияет.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 8 октября 2018 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 ноября 2018 года изменить, исключить из их содержания указание о нарушении Тарусовым С.Б. пунктов 170, 171, 174, 178 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 года N 620) и пунктов 2.6.1, 2.6.3 Санитарных правил для морских и речных портов СССР (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 2 июня 1989 N 4962-89).
В остальном указанные выше постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения, а жалобу Тарусова С.Б. - без удовлетворения.
Судья В.Ф. Горн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.