Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Стальмахович О.Н,
судей
Володкевич Т.В, Мелентьевой Ж.Г,
при секретаре
Пушкарь О.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 29 ноября 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Долбенковой Л.В. на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 21 августа 2018 года, которым постановлено:
иск Федерального государственного казенного учреждения "Пятый объединенный авиационный отряд" удовлетворить.
Признать утратившими право на нахождение на регистрационном учете Долбенкову Л.В. и ее несовершеннолетних членов семьи "данные изъяты", по адресу: "адрес"
Взыскать с Долбенковой Л.В. государственную пошлину в доход бюджета Елизовского муниципального района в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Володкевич Т.В, объяснения представителя ФГКУ "Пятый объединенный авиационный отряд" Мартынюка С.Б. полагавшего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФГКУ "Пятый объединенный авиационный отряд" (далее по тексту - 5 ОАО) обратилось в суд с иском к Долбенковой Л.В, несовершеннолетним ФИО. о признании их утратившими право нахождения на регистрационном учете по месту жительства.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что Долбенкова Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ проходит военную службу в ФГКУ "Пятый объединенный авиационный отряд".
В силу пункта 3 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" Долбенкова Л.В. и ее несовершеннолетние дети ФИО. были зарегистрированы по адресу штаб-казармы в "адрес", правообладателем которого является ФГКУ "Пятый объединенный авиационный отряд".
В последующем, решением жилищной комиссии от 21 декабря 2011 года Долбенковой Л.В. и членам ее семьи было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", ввиду чего с ней заключен договор найма указанного жилого помещения N 93 от 26 декабря 2011 года.
В указанное жилое помещение вместе с нанимателем были вселены ее несовершеннолетние дети.
На основании вышеуказанного пункта 3 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", а также пункта 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, Долбенкова Л.В. обязана была не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, для регистрации по новому месту жительства ее самой и несовершеннолетних членов своей семьи, чего она до настоящего времени не сделала.
Ссылаясь на отсутствии у неё правовых оснований для сохранения регистрации по месту дислокации войсковой части, истец просил суд признать Долбенкову Л.В, и ее несовершеннолетних детей ФИО утратившими право на нахождение на регистрационном учете по адресу: "адрес".
Представитель истца ФГКУ "Пятый объединенный авиационный отряд" Пантюхов А.Г. поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что с 4 августа 2018 года Долбенкова Л.В. исключена из списков личного состава и более не является военнослужащей.
Ответчик Долбенкова Л.В, действующая в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей ФИО, иск не признала. Ссылаясь на пункт 3 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" полагала, что имеет право быть зарегистрированной по месту дислокации войсковой части.
Третье лицо Управление образования администрации Елизовского муниципального района своего представителя в судебное заседание не направило.
Рассмотрев дело, суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе Долбенкова Л.В. выражает несогласие с принятым решением, просит данное решение отменить по причинам его незаконности и отказать истцу в удовлетворении иска. В обоснование жалобы ссылается на то, что судом необоснованно не было принято во внимание то обстоятельство, что пунктом 3 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено право сохранения за военнослужащими регистрации по адресам дислокации войсковых частей до получения ими жилых помещений. Поскольку она и члены её семьи в июле 2018 года признаны нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства, то они имеют законные основания быть зарегистрированными по адресу дислокации воинской части. Считает, что увольнение из рядов вооруженных сил лишает её права претендовать на регистрацию в жилом помещении, предоставленном по договору служебного найма, поскольку таковое предоставлено ей только на период прохождения военной службы.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Данная норма в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 16 июля 2015 года N 1694-О, направлена на защиту интересов определенной категории военнослужащих, нуждающейся в обеспечении жильем за счет Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, военнослужащие и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту дислокации воинских частей.
Следовательно, регистрация военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту, и членов их семей, по месту дислокации воинских частей осуществляется лишь до получения ими жилых помещений за счет военного ведомства, которые в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" должны предоставляться не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место службы.
При предоставлении военнослужащим жилых помещений они обязаны зарегистрироваться в них по месту жительства или по месту пребывания в соответствии с общим порядком, установленным Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с ДД.ММ.ГГГГ Долбенкова Л.В. проходила военную службу по контракту в 5 ОАО г. Елизово Камчатского края.
Судом также установлено, что ответчик и ее несовершеннолетние дети ФИО были зарегистрированы по адресу штаб-казармы "адрес", правообладателем которого является ФГКУ "Пятый объединенный авиационный отряд".
Решением жилищной комиссии 5 ОАО ФСБ России от 21 декабря 2011 года Долбенковой Л.В, с учетом членов ее семьи - несовершеннолетних детей ФИО, распределено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", площадью 56,3 кв. м.
26 декабря 2011 года между 5 ОАО ФСБ России и Долбенковой Л.В. заключен договор N 93 найма указанного служебного жилого помещения, в которое ответчик вселилась вместе с детьми и где проживает до настоящего времени.
Несмотря на предоставление ответчику и членам её семьи служебного жилья, она продолжает сохранять регистрацию по месту дислокации войсковой части.
Приказом ФСБ России от 10 апреля 2018 года N 248-ЛС Долбенкова Л.В. уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а 4 августа 2018 года исключена из списков личного состава.
23 и 28 июня 2017 года истец направил в адрес Долбенковой Л.В. уведомления о необходимости сняться с регистрационного учета по адресу штаб-казармы в "адрес", и произвести регистрацию по месту жительства, однако указанные уведомления были оставлены ответчиком без внимания.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Долбенкова Л.В. обеспечена служебным жилым помещением, где она проживает и где обязана зарегистрироваться в общем порядке, следовательно, основания, предусмотренные пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для сохранения регистрации ответчика по месту дислокации войсковой части, отсутствуют, права же детей производны от прав ответчика.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворил иск.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных доказательствах, их надлежащей оценке, сделаны в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению в данном случае.
Учитывая, что Долбенкова Л.В. обеспечена служебным жильем, её доводы о том, что она имеет право сохранять регистрацию по месту дислокации войсковой части вплоть до получения жилого помещения в избранном месте жительства, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Утверждение же апеллянта о возможном учинении препятствий в регистрации по месту жительства (в служебной квартире) является лишь её (Долбенковой Л.В.) домыслом, а потому не может служить основанием для сохранения за ней права на регистрацию по адресу дислокации войсковой части, - строения, являющегося нежилым административным зданием, не обладающим статусом жилого помещения и не являющимся местом жительства или пребывания ответчика и её детей.
Более того, как указывалось судебной коллегией выше, в служебном жилом помещении Долбенкова Л.В. проживает на законном основании - на основании договора найма, являющегося действительным. По смыслу же части 2 статьи 6 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального или процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Елизовского районного суда Камчатского края от 21 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по апелляционной жалобе, вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.