Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В,
судей: Медведевой И.А. и Салиховой Э.И,
при секретаре Демаковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Серебрякова С.А, Серебряковой Т.С. на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 4 октября 2018 года, по которому постановлено:
в удовлетворении исковых требований Серебрякова С.А, Серебряковой Т.С. к администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка площадью 229 кв.м, возложении обязанности опубликовать извещение о предоставлении земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства отказать.
Заслушав доклад председательствующего судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Серебряков С.А, Серебрякова Г.С. подали в суд административный иск к администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка площадью 229 кв.м, примыкающего к земельному участку, находящему в собственности административных истцов, возложении обязанности опубликовать извещение о предоставлении земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства. В обоснование административного иска были указаны следующие доводы и обстоятельства. 10 мая 2018 года Серебряков С.А. обратился к административному ответчику с заявлением о предоставления земельного участка площадью 229 кв.м, прилегающего к принадлежащему ему земельному участку по адресу: "... " для индивидуального жилищного строительства. Письмом от 16 мая 2018 года N 2051 в этом Серебрякову С.А. отказано со ссылкой на несоответствие предоставления земельного участка проекту планировки и проекту межевания территории, утвержденным постановлением администрации городского округа "Город Козьмодемьянск" от 25 декабря 2015 года N 672. По мнению административных истцов, отказ является незаконным, поскольку приведенное в нем основание не предусмотрено пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Серебряков С.А. и Серебрякова Г.С. просят решение отменить, указывая, что суд не принял во внимание положения закона и не ограничился применением срока на подачу административного искового заявления.
В судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы лица, участвующие в административном деле, не явились, извещены судебными повестками.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия приходит к убеждению, что оснований к отмене постановленного судом решения не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия
к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц,
в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований
о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Исследовав и оценив представленные доказательства полно
и всесторонне, верно установив правоотношения сторон, проанализировав применимое в настоящем административном деле законодательство, суд первой инстанции пришел к обоснованному итоговому выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению. В решении указаны определенные судом обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения административного дела, сделаны ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения. Судебная коллегия отклоняет апелляционную жалобу и отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 176 КАС РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Судом первой инстанции установлено и это подтверждается материалами административного дела, что 10 мая 2018 года Серебряков С.А. обратился в администрацию муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 229 кв.м, прилегающего к принадлежащему ему земельному участку площадью 1271 кв.м, кадастровый номер "... ", по адресу: "... ", указав вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство. Письмом от 16 мая 2018 года N 2051 администрация городского округа "Город Козьмодемьянск" сообщила о невозможности предоставления Серебрякову С.А. испрашиваемого земельного участка ввиду несоответствия проекту планировки и проекту межевания территории, утвержденным постановлением администрации городского округа "Город Козьмодемьянск" от 25 декабря 2015 года N 672. Копию оспариваемого решения Серебряков С.А. получил в мае 2018 года. Административное исковое заявление подано в суд 17 сентября 2018 года, т.е. с пропуском процессуального срока, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока административными истцами не заявлено, доказательств наличия обстоятельств, препятствующих административным истцам своевременно обратиться за судебной защитой, не представлено.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске Серебряковым С.А. и Серебряковой Г.С. срока на обращение в суд за защитой нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков па кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4 статьи 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных па предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подпунктов 4, 5 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории, а также расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно части 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Из материалов административного дела следует, что проектами планировки и межевания территории земельного участка в кадастровом квартале "... " общей площадью 54000 кв.м, утвержденными постановлением администрации городского округа "Город Козьмодемьянск" от 25 декабря 2015 года N 672 на основании постановления администрации городского округа "Город Козьмодемьянск" N 557 от 11 ноября 2015 года "О подготовке документации но планировки территории", с учетом результатов публичных слушаний, проведенных 18 декабря 2015 года, образование земельного участка площадью 229 кв.м в районе дома "... " с назначением "для индивидуального жилищного строительства" не предусмотрено. Испрашиваемый Серебряковыми земельный участок находится в границах территории проекта планировки и межевания квартала индивидуальной застройки на земельном участке с кадастровым номером "... " и предназначен для размещения дороги общего пользования.
Кроме того, как верно указано в решении, в силу статьи 11.3, подпункта 5 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ образование земельных участков в соответствии со схемой расположения земельного участка допускается лишь в случае отсутствия утвержденного проекта межевания территории, из которой предполагается образовать земельный участок. В данном случае ввиду наличия утвержденного проекта межевания территории оснований для утверждения схемы испрашиваемого земельного участка не имеется.
С учетом вышеприведенного правового регулирования и при установленных судом первой инстанции обстоятельствах отказ администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" в предоставлении испрашиваемого административными истцами земельного участка не противоречит действующему земельному законодательству, их прав и законных интересов не нарушает.
Доводами апелляционной жалобы, не основанными на нормах материального права и обстоятельствах административного дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не опровергаются. Оснований считать решение суда ошибочным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия считает, что по вышеприведенным мотивам решение суда должно быть оставлено без изменения, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 4 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
Серебрякова С.А, Серебряковой Т.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. Попов
Судьи И.А. Медведева
Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.