Ставропольского краевого суда Козлов О.А., рассмотрев протест исполняющего обязанности прокурора Ставропольского края Мухаметова Э.Р. на вступившее в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда города Ставрополя от 16 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Карачаушева П.С.,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда города Ставрополя от 16 марта 2018 года Карачаушев П.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на 3 (трое) суток.
В принесенном протесте исполняющий обязанности прокурора Ставропольского края Мухаметов Э.Р. указывает на то, что постановление судьи районного суда подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием в действиях Карачаушева П.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ознакомившись с доводами протеста, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
Объективную сторону состава рассматриваемого административного правонарушения могут образовывать публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистских атрибутики и символики, атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в средствах массовой информации.
Под нацисткой символикой понимаются знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашисткой партией Италии: свастики и других отличительных знаков государственный, военных и других структур, признанных преступными Нюрнбергским международным трибуналом, фасций, приветственных жестов и т.д, а также всякая другая символика и атрибутика, напоминающая нацистскую (фашистскую).
Под демонстрацией нацисткой символики понимается ее публичное выставление, показ, ношение, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото-, кино- и видеоматериалах, тиражирование и другие действия, делающие ее восприятие доступным.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Карачаушева П.С. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило то обстоятельство, что он 26 декабря 2017 года разместил на персональной странице в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте "В Контакте" нацистскую символику, доступную неограниченному кругу лиц для просмотра и копирования.
В постановлении о привлечении Карачаушева П.С. к административной ответственности судья районного суда указал на то, что факт совершения привлекаемым лицом вышеуказанного административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и сомнений не вызывает.
При этом судьей районного суда не принято во внимание следующее.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года N80 "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" установлен запрет на использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
В силу требований статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" к экстремистской деятельности (экстремизму) отнесены пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
Как следует из материалов дела, Карачаушев П.С. на своей персональной странице в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте "В Контакте" разместил репортаж о музее Второй мировой войны в Гданьске (Польша), где в качестве исторической экспозиции представлен, в том числе, флаг нацистской Германии, размещенный в информационных и просветительных целях.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 10 января 2018 года N5-АД17-109, вывод о том, что оборот нацистских атрибутики и символики не направлен на их пропаганду, можно сделать только в том случае, если он совершен в целях, не связанных с ней, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовку материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события.
Вместе с тем, при решении вопроса о наличии или отсутствии у лица прямого умысла и цели возбуждения ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства при размещении материалов в сети "Интернет" или иной информационно-телекоммуникационной сети суду следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, форму и содержание размещенной информации, ее контекст, наличие и содержание комментариев данного лица или иного выражения отношения к ней, факт личного создания либо заимствования лицом соответствующих аудио-, видеофайлов, текста или изображения, содержание всей страницы данного лица, сведения о деятельности такого лица до и после размещения информации, в том числе о совершении действий, направленных на увеличение количества просмотров и пользовательской аудитории, данные о его личности (в частности, приверженность радикальной идеологии, участие в экстремистских объединениях, привлечение ранее лица к административной и (или) уголовной ответственности за правонарушения и преступления экстремистской направленности), объем подобной информации, частоту и продолжительность ее размещения, интенсивность обновлений (пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N11 от 28 июня 2011 года "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности").
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 02 июля 2013 года N1053-О указал на то, что, применяя положения пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", судам следует учесть, что явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной, в том числе, призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.).
Доказательств того, что целью размещения Карачаушевым П.С. вышеуказанного материала явилась демонстрация и пропаганда нацистских атрибутики и символики, материалы дела не содержат, а судом указанные обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, надлежащим образом установлены не были.
Исходя из изложенного, при оценке материалов дела на предмет относимости, допустимости и достоверности, полагаю, что нельзя прийти к однозначному выводу о наличии в действиях Карачаушева П.С. состава вмененного ему административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Принимая во внимание изложенное, постановление судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку, исходя из смысла положений части 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность предусмотрена исключительно за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, что материалами настоящего дела не подтверждено.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 16 марта 2018 года, вынесенное в отношении Карачаушева П.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Карачаушева П.С. состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.12 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
протест исполняющего обязанности прокурора Ставропольского края Мухаметова Э.Р. удовлетворить.
Постановление судьи Ленинского районного суда города Ставрополя от 16 марта 2018 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Карачаушева П.С. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
И.о. председателя О.А. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.