Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Асхабова А.А.
при секретаре судебного заседания - Арсланхановой Г.А.
с участием прокурора Магомедова Р.М, адвоката Мехтиханова Д.Р, обвиняемого Гасанова М.И, участие которого обеспечено посредством системы видеоконференцсвязи, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу адвоката Мехтиханова Д.Р. на постановление Советского районного суда г.Махачкалы от 21 декабря 2018 года, которым удовлетворено ходатайство и.о. следователя СУ СК РФ по РД Ибрагимова Р.Д. и в отношении Гасанова МИ, "дата" года рождения, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 п. "б" ч.5 ст.290 УК РФ, мера пресечения в виде заключения под стражу продлена на 1 (один) месяц, а всего до 4 (четырех) месяцев, то есть до 03 февраля 2019 года включительно.
Заслушав доклад судьи Асхабова А.А, выслушав выступления обвиняемого Гасанова М.И. и его адвоката Мехтиханова Д.Р, просивших по доводам апелляционной жалобы отменить постановление суда и избрать обвиняемому меру пресечения в виде домашнего ареста, мнение прокурора Магомедова Р.М, полагавшего необходимым постановление суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, суд апелляционной инстанции,
УСТАНОВИЛ:
В апелляционной жалобе адвоката Мехтиханова Д.Р. выражается несогласие с постановлением суда, ввиду его незаконности и необоснованности. В обоснование указывается, что постановление судом вынесено в нарушение позиций Пленума Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека по вопросам избрания и продления меры пресечения в виде заключения под стражу, выраженных в постановлении от 19.12.2013 N41, определении N330-О от 12.07.2005г. соответственно. Доводы суда о том, что подозреваемый может скрыться от суда и следствия, являются надуманными и не основаны на фактических и достоверных доказательствах и обстоятельствах дела. Гасанова М.И. женат, у него на иждивении трое детей, один из которых является инвалидом детства 1-й группы по состоянию здоровья, которому необходим регулярный постоянный уход и помощь своего отца, а также регулярное поддерживающее реабилитационное лечение. У Гасанова М.И. имеется постоянная работа - он является инспектором Управления Россельхознадзора по РД. Эти обстоятельства, а также отсутствие активов, родственников за рубежом, отсутствие подданства иностранного
государства, свидетельствуют об отсутствии основании полагать, что он может скрыться от органов следствия и суда. Гасанов М.И.
не предпринимал попыток побега, хотя, ему стало известно о проведенных в
отношении него оперативно-розыскных мероприятиях по заявлению об
особо тяжком преступлении и как майор полиции в отставке он предполагал
возбуждение уголовного дела по результатам проведенных ОРМ. Если Гасанов М.И. намеревался скрыться от правоохранительных органов в связи с его подозрением в совершении преступления, то он уже скрылся бы, потому что после проведения 29.09.2018 г. оперативными сотрудниками в отношении него оперативно-розыскных мероприятий и задержанием с поличным, он был отпущен ими после оформления первичного материала и двое суток он находился на свободе. 03.09.2018 г. по вызову оперативных сотрудников он добровольно явился к следователю. И в порядке ст. 91 и 92 УПК РФ он был задержан лишь 03.10.2018 г, в 22 часа 00 минут, после возбуждения следователем уголовного дела. При его намерении скрыться этого времени было ему достаточно, чтобы скрыться от уголовного преследования со стороны правоохранительных органов. Эти обстоятельства являются неопровержимым достоверным и фактическим доказательством того, что Гасанов М.И. не намерен скрываться от органа предварительного следствия и суда. Доводы суда о том, что Гасанов М.И. может угрожать
свидетелям, либо иным путем воспрепятствовать производству по
уголовному делу, также считает несостоятельными. Следствием не представлено в суд и в судебных
материалах нет сведений о реальности и наличии таких доказательств. Эти
доводы носят декларативный характер. Единственными свидетелями по делу являются оперативные сотрудники УФСБ РФ по РД, что само по себе свидетельствует о том, что Гасанов М.И. даже при наличии желания не может им угрожать и воздействовать на них каким-либо иным способом. Кроме того, за истекший период предварительного следствия, по делу проведены все необходимые следственные действия, направленные на закрепление вины Гасанова М.И, все свидетели по делу допрошены, назначены и проведены необходимые экспертизы, проведены проверки показаний на месте с его участием и заявителя Гаджиагаева Р.В... При этом Гасанов М.И. не отрицает вину в получении взятки, дает признательные показания по всем известным ему обстоятельствам дела и сотрудничает с предварительным следствием, дважды: 11.10.2018 г. и 26.11.2018 г. обращался в прокуратуру РД с ходатайствами о заключении досудебного соглашения. Эти обстоятельства полностью опровергают выводы предварительного следствия и суда, что Гасанов М.И, находясь на свободе, может угрожать свидетелям либо иным путем воспрепятствовать производству по делу.
Суд в своем постановлении формально ссылается также на необходимость учета обстоятельств, указанных, в ст.99 УПК РФ, при решении вопроса об избрании меры пресечения и определения ее вида при наличии оснований, предусмотренных ст.97 УПК РФ, т.е. что должны учитываться кроме тяжести преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства. Однако, судом при продлении срока содержания Гасанова М.И. под стражей в нарушение требований ст. 99 УПК РФ, эти обстоятельства проигнорированы. Так, хотя Гасанов М.И. органом предварительного следствия подозревается в совершении особо тяжкого преступления, он ранее не судим и впервые привлекается к уголовной ответственности, предметом преступной посягательства являются деньги всего лишь в сумме 30 тыс.рублей. Гасанов М.И. является гражданином РФ, живет со своей семьей, на оперативных и профилактических учетах в ОВД, в РНД и РПД МЗ РД не состоит, сам более 27 лет работал в органах внутренних дел, был старшим офицером и по роду своей деятельности боролся с преступностью, в составе подразделений МВД по РД, принимал активное участие в отражений нападения иностранных бандформирований на Республику Дагестан, является участником и ветераном боевых действий, характеризуется исключительно положительно, его супруга нигде не работает, не имеет за рубежом активов, родственников и жилья. После ухода на пенсию из органов внутренних дел по достижению предельного возраста работает инспектором Управления Россельхознадзора по РД. Награжден ведомственными медалями и знаками МВД России и Министерства обороны Союза ССР и частично признал свою вину в инкриминируемом преступлении, находясь на свободе, не будет препятствовать следствию и суду, готов нести предусмотренную законом ответственность.
Более того, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда России от 19.12.2013 г..N 41 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста", сам факт обвинения гражданина в совершении особо тяжкого преступления не является достаточным и единственным основанием для избрания (продления) указанной меры пресечения и заключение под стражей является исключительной и крайней мерой пресечения, избираемой, при невозможности избрания иных мер пресечения. Однако судом не приведены фактические доказательства невозможности избрания иных мер пресечения в отношении Гасанова М.И. и необходимости продления исключительной и крайней меры пресечения. У суда отсутствуют конкретные основания полагать, что подозреваемый, находясь на свободе, может скрыться от органов предварительного расследования и суда. В связи с чем, полагает, что суд продлил меру пресечения в виде заключения под стражу по надуманным основаниям, в нарушение ст. 97, 99, 108 и ч.1 ст. 110 УПК РФ.
С учетом изложенного, просит постановление Советского районного суда г.Махачкалы о продлении срока содержания под стражей Гасанова М.И. отменить и избрать ему меру пресечения в виде домашнего ареста.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе адвоката, выслушав выступления участников судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции считает необходимым постановление суда оставить без изменения.
Так, постановление суда в соответствии со ст.7 ч.4 УПК РФ должно быть законным, обоснованным и мотивированным.
Ходатайство следователя о продлении срока содержания под стражей подано в суд с согласия надлежащего должностного лица и соответствует требованиям ст.ст.108, 109 УПК РФ.
Согласно ч.2 ст.109 УПК РФ в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 06 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения, этот срок в случаях особой сложности уголовного дела может быть продлен судьей районного суда до 12 месяцев.
Согласно со ст.110 УПК РФ, мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст.ст.97, 98 УПК РФ.
Принимая решение о продлении срока содержания Гасанова М.И. под стражей, суд мотивировал свои выводы о необходимости оставления именно этой меры пресечения, при этом руководствовался положениями ст.ст.97 ч.1, 99, 109 УПК РФ.
Принимая решение об удовлетворении ходатайства, суд первой инстанции принял во внимание то, что Гасанов М.И. обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет и, оставаясь на свободе и опасаясь назначения наказания в виде реального лишения свободы, Гасанов М.И. может скрыться от органов следствия и суда. Указанные обстоятельства в совокупности с иными фактическими обстоятельствами дела, позволили суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что имеются достаточные основания полагать, что обвиняемый, находясь на свободе, опасаясь назначения наказания в виде лишения свободы на длительный срок может скрыться от органов следствия и суда, иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу, а, следовательно, имеются предусмотренные ст.97, 109 УПК РФ основания для продления меры пресечения в виде заключения под стражу.
Как следует из представленных материалов, срок следствия по делу продлен по 03.02.2019 включительно в связи с необходимостью выполнения следственных и процессуальных действий, направленных на завершение предварительного следствия. Данные обстоятельства были приняты во внимание судом. Из ходатайства следователя и представленных материалов видно, что органами следствия представлены убедительные доводы о невозможности своевременного окончания предварительного расследования.
Представленные суду материалы являлись достаточными для разрешения судом первой инстанции ходатайства следователя, каких-либо нарушений требований уголовно-процессуального закона, в том числе при возбуждении уголовного дела, задержании Гасанова М.И. в порядке ст.ст.91, 92 УПК РФ и предъявлении ему обвинения, судом не установлено.
Принимая во внимание фактические обстоятельства преступления, в совершении которого Гасанов М.И. обвиняется, его тяжесть и данные о личности, суд апелляционной инстанции также не находит оснований для изменения меры пресечения на иную, не связанную с заключением под стражу,
Сведений о наличии у Гасанова М.И. заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, удостоверенного медицинским заключением по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в установленном порядке, не имеется.
Нарушений уголовного или уголовно-процессуального законодательства, влекущих изменение или отмену данного постановления не имеется.
Таким образом, постановление полностью соответствуют требованиям ч.4 ст.7 УПК РФ и оснований для отмены или изменения, в том числе по доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Советского районного суда г.Махачкалы от 21 декабря 2018 года, которым удовлетворено ходатайство и.о. следователя СУ СК РФ по РД и в отношении Гасанова МИ, "дата" года рождения, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 п. "б" ч.5 ст.290 УК РФ, мера пресечения в виде заключения под стражу продлена на 1 (один) месяц, а всего до 4 (четырех) месяцев, то есть до 03 февраля 2019 года включительно - оставить без изменения, апелляционную жалобу адвоката Мехтиханова Д.Р. - без удовлетворения.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам, предусмотренным главой 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.