Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Хираева Ш.М., судей Гончарова И.А., Джарулаева А-Н.К., при секретаре Яхьяеве Т.Т., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Роспотребнадзора по РД к администрации ГО с ВД "город Махачкала" о признании бездействия, выразившегося в ненадлежащем обеспечении водоотведения на территории МКР "Ак-Гель" по ул. 15-я линия "Пальмирная" (МО ВР " "адрес" г. Махачкалы"), незаконным и обязании в течение трех календарных месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить в пределах границ территории МКР "Ак-Гель" по ул. 15-я линия "Пальмирная" проведение работ по прокладке ливневой и канализационной сети для сброса сточных вод в централизованную систему канализации г. Махачкалы,
по апелляционной жалобе представителя администрации ГОсВД "город Махачкала" ФИО5 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от "дата", которым административные исковые требования удовлетворены и постановлено:
признать незаконным бездействие администрации ГО с ВД "город Махачкала", незаконным и обязать прекратить совершение противоправных действий. выразившегося в ненадлежащем обеспечении водоотведения на территории МКР "Ак-Гель" по ул. 15-я линия "Пальмирная" (МО ВР " "адрес" г. Махачкалы").
В целях недопущения загрязнения поверхности земли территории населенных мест и ликвидации несанкционированных стоков, обязать МО ГОсВД "Город Махачкала" в течение трех календарных месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить в пределах границ территории МКР "Ак-Гель" по ул. 15-я линия "Пальмирная" (МО ВР " "адрес" г. Махачкалы") проведение работ по прокладке ливневой и канализационной сети для сброса сточных вод в централизованную систему канализации г. Махачкалы,
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К, судебная коллегия
установила:
Управление Роспотребнадзора по РД обратилось в суд с приведенным выше административным иском. Требования мотивированы тем, что к административному истцу поступило обращение жителя МКР "Ак-Гель" ФИО4 о несоблюдении законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения со стороны администрации ГОсВД "город Махачкала" по отношению данного микрорайона и его жителей. Так, в микрорайоне отсутствует коммунальная инфраструктура, в связи с чем стоки от частных домовладений отводятся на рельеф местности, образуя заболоченность. Администрацией ГОсВД "город Махачкала" не организовано должным образом водоотведение в границах МКР "Ак-Гель" (МО ВР " "адрес"" г. Махачкалы), что приводит к нарушению прав жителей на благоприятную среду обитания.
Данное является нарушением требований Федерального закона от "дата" N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от "дата" N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", СанПин 2. "дата"-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", и послужило основанием для обращения с административным исковым заявлением в суд.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился представитель административного ответчика администрации ГОсВД "город Махачкала" ФИО5
В поданной им апелляционной жалобе не отрицается наличие выявленных нарушений, однако не согласны с решением суда, поскольку оно постановлено с неправильным определением фактических обстоятельств административного дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Возражения на доводы апелляционной жалобы не поданы.
Административное дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в дел, извещенных о месте, дате и времени судебного заседания (ст.ст. 150, 307 КАС РФ).
Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с доказательствами по делу, судебная коллегия приходит к следующему.
Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Решение суда отвечает требованиям ст. 176 КАС РФ и разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от "дата" N "О судебном решении" о законности и обоснованности.
Разрешая возникший спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела и пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Так, в рамках проверки по обращению жителей МКР "Ак-Гель" выявлены нарушения в области санитарно-эпидемиологических требований к благоустройству территории микрорайона, которые не отвечают предъявляемым законом требованиям.
Считая выявленные нарушения со стороны администрации ГОсВД "город Махачкала", нарушающими права и законные интересы неопределенного круга лиц, Управление Роспотребнадзора по РД обратилось в суд с иском.
В соответствии со статьёй 40 КАС РФ административный истец вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. публичных интересов.
В соответствии со ст.ст. 2 и 42 Конституции России, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
По п. 1 ст. 2 Федерального закона от "дата" N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией России и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пункту 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от "дата" N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом в предела полномочий, установленных законодательством России.
В силу п.п. 5. п. 4 ст. 36 Федерального закона от "дата" N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта России.
Также согласно п. 1 ст. 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов России.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от "дата" N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании ст. 11 Федерального закона от "дата" N 52-ФЗ юридические лица в соответствие с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно положениям ст. 12 Федерального закона от "дата" N 52-ФЗ при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (ч. 1). При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила (ч.2)
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от "дата" N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (п.2 ст.2 Федерального закона от "дата" N 416-ФЗ).
Согласно п.4 ч.1 ст.6 Устава муниципального образования город Махачкала к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
С учетом приведенных правовых положений, удовлетворяя требования административного искового заявления, суд пришел к обоснованному выводу о наличии бездействия со стороны администрации ГОсВД "город Махачкала", выразившееся в непринятии мер по приведению территории МКР "Ак-Гель" (ул. 15-я линия "Пальмирная") в состояние, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям.
При этом исходил из того, что невыполнение административным ответчиком возложенной законодательством обязанности по осуществлению водоотведения, и т.п, создает реальную угрозу безопасности жизни, здоровья и имущества неопределенного круга лиц, граждан.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается. Поскольку нарушения установлены, то они подлежат устранению.
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку из их содержания усматривается, что они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не имеет, так как она соответствует требованиям ст. 84 КАС РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, признаются коллегией несостоятельными; оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не установлено; решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации ГОсВД "город Махачкала" ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.