ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 ноября 2018 года по делу Nа-37/2018 г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Хавчаева Х.А,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием представителя административного истца по доверенности ФИО4; от административных ответчиков: Управления Росреестра по Республике Дагестан - ФИО6; Правительства Республики Дагестан - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
ФИО1 в лице представителя ФИО9 обратилась в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, указав в обоснование, что она является собственником земельного участка по адресу: "адрес", пр.1, N, площадью 1215,03 кв.м. с кадастровым номером 05:41:000180:0111, кадастровая стоимость которого по состоянию на "дата" составляет 7645734,23 руб. Просила установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере его рыночной стоимости - 1670809 руб, как это установлено отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от "дата" NО-05-07/18, составленного оценщиком ФИО3 (ООО АК "Цестрис-аудит").
Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал и с учетом их уточнения просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на "дата" в размере 1636970 рублей, которая установлена заключением судебной оценочной экспертизы от "дата" N.
Представители административных ответчиков - Правительства Республики Дагестан ФИО5; Управления Росреестра по Республике Дагестан - ФИО6 заявленные требования не признали и просили в их удовлетворении отказать, указывая на законность и обоснованность оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка.
Заинтересованные лица - Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан и администрация МО " "адрес"", надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч.8 ст.96 КАС РФ), своих представителей в суд не направили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем административное дело рассмотрено в отсутствие представителей вышеуказанных лиц.
В письменном отзыве на административное исковое заявление глава городского округа " "адрес"" ФИО10 просил оставить установленную кадастровую стоимость земельного участка без изменения, ссылаясь на то, что налог, исчисляемый из кадастровой стоимости, включен в доходную часть бюджета.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания эксперта, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных уточненных исковых требований по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 05:41:000180:111, площадью 1215,03 кв.м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, "адрес", пр.1 N, что подтверждается записью о государственной регистрации права от "дата" N.
Согласно сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте Росреестра, данный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - для торгово-коммерческой деятельности.
Из представленной в суд выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка составляет 7645734,23 рублей.
Основанием внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от "дата" N "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан".
Полагая установленную и внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка необоснованной и не соответствующей его рыночной стоимости, ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным иском, представив в обоснование заявленных требований отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от "дата" NО-05-07/18, выполненный оценщиком ФИО3 (ООО "Аудиторская компания "Цестрис-Аудит"), согласно которому рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на "дата" составляла 1670809 рублей.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от "дата" N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III.1 Федерального закона от "дата" N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу ч.2 ст.24.15 Федерального закона "Об оценочной деятельности" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Датой формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых Постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N утверждены удельные показатели кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан, является "дата".
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со ст.11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В связи с тем, что отчет о результатах оценки рыночной стоимости земельного участка от "дата" NО-05-07/18 не соответствовал ч.2 ст.82 КАС РФ, судом по ходатайству представителя Правительства Республики Дагестан назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату оценки.
В соответствии с заключением судебного эксперта ФИО7 (ООО "Има-Ком") от "дата" N рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:41:000180:111, площадью 1215,03 кв.м, по состоянию на "дата" составляла 1636970 рублей.
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО7, будучи предупрежден об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения и заведомо ложных показаний, изложенные в заключении от "дата" N выводы о размере рыночной стоимости земельного участка полностью подтвердил.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Оценивая указанное экспертное заключение по правилам ст. ст. 84 и 168 КАС РФ, суд исходит из того, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта недвижимости эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; экспертом произведена оценка объекта оценки с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по основным ценообразующим параметрам; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на дату оценки; заключение эксперта содержит ссылки на источники используемой информации; распечатки объявлений о продаже объектов, используемых в качестве аналогов, приложены экспертом к своему заключению, что позволяет проверить использованные им сведения.
В свою очередь административными ответчиками и заинтересованными лицами каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного земельного участка, не представлено, выводы судебного эксперта не опорочены и не опровергнуты, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих соответствие кадастровой стоимости земельного участка, указанной в выписке из ЕГРН, рыночной стоимости данного земельного участка ими не представлено, ходатайств о назначении дополнительной либо повторной судебной экспертизы на предмет установления рыночной стоимости земельного участка в ином размере не заявлено; оснований для назначения такой экспертизы по инициативе суда также не установлено.
С учетом вышеизложенного у суда не имеется оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение, данное заключение судебного эксперта по настоящему делу является допустимым и достоверным доказательством, объективно подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости.
Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ФИО1 "дата" обращалась в Комиссию при Управлении Росреестра по РД с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, в чем ей решением Комиссии от "дата" было отказано.
Таким образом, заявленные ФИО1 по настоящему делу требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости с учетом их уточнения подлежат удовлетворению; датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату обращения административного истца с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости в Комиссию при Управлении Росреестра по РД (п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от "дата" N 28).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от "дата" N, при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
В связи с вышеизложенным, расходы по уплате административным истцом по настоящему делу государственной пошлины, подтвержденные материалами дела, подлежат взысканию с Правительства Республики Дагестан как с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Меджидовой Хадижат Магомедовны удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:41:000180:111 площадью 1215,03 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", пр.1 N, равной его рыночной стоимости по состоянию на "дата" в размере 1636970 (один миллион шестьсот тридцать шесть тысяча девятьсот семьдесят) рублей, на период с "дата" и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать "дата".
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.
Решение суда в части взыскания судебных расходов по уплате государственной пошлины подлежит исполнению Министерством финансов Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено "дата".
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Х.А.Хавчаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.