Судья Алтайского краевого суда Бакланов Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника федерального казенного учреждения "Исправительная колония N3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" Л.Т.П. на решение судьи Индустриального районного суда г.Барнаула от 10 сентября 2018 года и постановление ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора и надзора за водными ресурсами, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республики Алтай N *** от 27 декабря 2017 года по делу об административно правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении федерального казенного учреждения "Исправительная колония N3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю",
установил:
постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора и надзора за водными ресурсами, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республики Алтай N *** от 27 декабря 2017 года федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" (далее - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю, Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник ФКУ "ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю" Л.Т.П. обратилась в районный суд с жалобой.
Решением судьи Индустриального районного суда г.Барнаула от 10 сентября 2018 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В поданной в Алтайский краевой суд жалобе защитник Л.Т.П. требует отменить решение судьи и удовлетворить жалобу на постановление о назначении административного наказания. В обоснование требований автор жалобы ссылается на отсутствие оснований для привлечения ФКУ "ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю" к ответственности, поскольку денежные средства, выделенные по соответствующей статье бюджетной классификации, были в полном объеме перечислены в счет оплаты за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, в связи с изменением законодательства плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается. По этой причине учреждение имеет переплату по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 года. Также защитник полагает, что вменяемое правонарушение является малозначительным.
В судебном заседании защитник Л.Т.П. доводы жалобы поддержала; иные лица, участвующие в производстве по делу, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения названной жалобы не явились, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем, жалоба рассматривается в их отсутствие.
Выслушав защитника и проверив дело в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, приходу к следующим выводам.
В силу статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. В числе прочих к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, а также хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды).
Оставляя без изменения постановление о назначении административного наказания, судья исходил из того, что ФКУ "ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю" не внесло до 20 июля 2017 года плату за негативное воздействие на окружающую среду (выбросы (вредных) загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха, размещение отходов производство и потребления) за 2 квартал 2017 года в размере 26617 рублей 06 копеек.
При этом не принято во внимание, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Как следует из материалов дела, за 1,2,3 и 4 кварталы 2016 года Учреждением внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 106468 рублей 24 копейки.
Кроме того, согласно платежным поручениям от 07 апреля 2017 года ФКУ "ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю" внесены платежи на общую сумму 31845 рублей 86 копеек в счет платы за загрязнение окружающей среды.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ (редакции от 31 декабря 2017 года) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.
Вместе с тем, судьей районного суда не проверено является ли лицо, в отношении которого ведется производство по делу, плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов; образовалась ли у него переплата за негативное воздействие на окружающую среду вследствие изменения действующего законодательства.
Выяснение данных обстоятельств имеет значения для правильного рассмотрения дела, поскольку в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно положениям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Поскольку при пересмотре постановления должностного лица данные требования судьей не соблюдены, прихожу к выводу о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, по причине которого решение не может быть признано законным и подлежит отмене.
На основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении следует возвратить на новое рассмотрение судье Индустриального районного суда г.Барнаула.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Индустриального районного суда г.Барнаула от 10 сентября 2018 года отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении федерального казенного учреждения "Исправительная колония N3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" возвратить на новое рассмотрение судье Индустриального районного суда г.Барнаула.
Судья Е.А. Бакланов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.