Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе
председательствующего Вишняковой С.Г,
судей Бредихиной С.Г, Сухаревой С.А,
при секретаре Рогожиной И.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчиков администрации "адрес", МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации "адрес"" на решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску Коржнева В. В. к администрации "адрес", МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации "адрес"", МУП "адрес" "Память" о признании незаконным расширения территории кладбища, возложении обязанности определить границы земельного участка под размещение кладбища в соответствии с санитарными правилами и нормами, переносе ограждения кладбища, организации санитарно-защитной зоны кладбища и запрете осуществлять захоронения.
Заслушав доклад судьи Бредихиной С.Г, судебная коллегия
установила:
истец проживает по адресу: "адрес", в доме, который принадлежит истцу и его супруге - третьему лицу по спору Коржневой Е.А. - на праве собственности. Земельный участок по указанному адресу также принадлежит Коржневым: В.В, Е.А. на праве собственности. В непосредственной близости с принадлежащими истцу и его супруге объектами недвижимости размещается кладбище " ***, образованное в 1944 году.
В период с 1990 по 2012 годы погребение умерших осуществлялось на указанном кладбище редко, поскольку оно считалось недействующим.
Однако в 2012 году в нарушение нормативных требований, предъявляемых к кладбищам, кладбище " *** было огорожено забором на расстоянии 17м. от принадлежащего истцу и третьему лицу жилого дома, после чего на кладбище стало систематически осуществляться погребение умерших.
В период с 2012 года по настоящее время Коржнев В.В. неоднократно обращался в различные инстанции с жалобами на нарушение его права на благоприятную среду и санитарно - эпидемиологическое благополучие.
ДД.ММ.ГГ на жалобу истца руководитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в "адрес", Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и "адрес"х сообщил, что кладбище " ***" закрыто для новых захоронений, а в отношении МУП "адрес" "Память" возбуждено дело об административном правонарушении.
Однако погребение умерших на закрытом кладбище " *** в "адрес", не прекратилось и продолжается до настоящего времени. Захоронения производятся хаотично, а потому отсутствует возможность проезда автотранспорта и спецтехники, похоронные процессии выстраиваются около ограды истца и простаивают часами. В настоящее время крайнее захоронение расположено в 60м. от дома Коржнева В.В.
Неоднократные жалобы истца в администрацию "адрес" и МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации "адрес"" ни к чему не привели. Так, администрация "адрес" на указанные жалобы сообщала, что территорию кладбища содержит МУП "адрес" "Память", а жилой дом, принадлежащий истцу, построен без должного санитарного разрыва от границ кладбища, привести территорию кладбища в соответствие с требованиями СанПиН не представляется возможным.
Коржнев В.В. не согласен с тем, что жилой дом по адресу: "адрес", был построен без необходимого разрыва от границ кладбища. Жилой дом по указанному адресу был построен Северо-Алтайской экспедицией в 1951 году, когда территория кладбища была расположена на расстоянии более 300м. от жилых домов и составляла около 5га. Территорию кладбища расширили в 1955 году на 5га и в 1989 году еще на 4га, после чего площадь кладбища составила 14,4га. В период с 2012 года по настоящее время территория кладбища расширилась до 24,7га, что подтверждается техническим заключением специалиста ***-СТИХ/2017 от ДД.ММ.ГГ.
Указанное кладбище расположено на земельном участке в кадастровом квартале 22:65:017337. Вид разрешенного использования - городские леса (земли под лесами и поселениями). В нарушение требований действующего законодательства земельный участок, именуемый как кладбище " *** Бийске, в установленном законом порядке для погребения умерших не отведен, не поставлен на кадастровый учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Проект санитарно-защитной зоны кладбища " ***" в "адрес", разработан не был, указанная зона на данном кладбище не установлена и не обустроена. При этом, расстояние от ограждения кладбища до жилых домов составляет менее 500м, что подтверждается техническим заключением специалиста ***-СТИХ/2017 от ДД.ММ.ГГ.
В нарушение установленных норм администрация "адрес" не выполняет обязанность по организации мест захоронения, отвечающих требованиям законодательства, так как земельный участок на пересечении улиц Герцена, Достоевского и Шишкова, занят кладбищем, не оформленным в муниципальную собственность. Все это оказывает негативное воздействие на здоровье населения, так как жилая застройка по этим улицам находится вблизи кладбища.
При таких обстоятельствах нарушаются права и интересы Коржнева В.В, а именно, право на благоприятную окружающую среду, так как выполнение мероприятий по содержанию кладбищ в соответствии с санитарными правилами, их реконструкция невозможны в связи с отсутствием оформленного права собственности на земельный участок, занятый кладбищем, достаточные денежные средства в местный бюджет не закладываются.
Кроме того, участки для захоронений предоставляются гражданам при отсутствии у муниципального образования "адрес" права распоряжаться данными земельными участками.
Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям расширение действующих кладбищ традиционного и смешанного типа площадью свыше 20га допускается при условии установления санитарно-защитной зоны и обеспечения её режима. Такая зона должна отделять потенциально опасный объект от жилой застройки.
Таким образом, в отсутствие проекта санитарно-защитной зоны и установленной санитарно-защитной зоны кладбища " ***", в "адрес", в целях защиты права истца на благоприятную среду обитания должен быть установлен запрет на осуществление деятельности по захоронению на территории данного кладбища на расстоянии ближе 500м. от жилых домов.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, обратившись в суд с указанным иском к ответчикам, Коржнев В.В. просил, признать незаконным расширение земельного участка для размещения кладбища " *** в "адрес", до 24,7га; возложить на администрацию "адрес" обязанность определить границы земельного участка под размещение кладбища " ***", в "адрес", в соответствии с санитарными правилами и нормами и поставить его на кадастровый учет; возложить на ответчиков обязанность организовать санитарно-защитную зону кладбища " ***", в "адрес", согласно требованиям санитарных норм и правил, установить ограждение, определяющее границы кладбища на местности; возложить на ответчиков обязанность перенести ограждение кладбища со стороны "адрес", Достоевского и Шишкова, в "адрес", в прежнее положение, существовавшее до 2012 года; запретить ответчикам предоставлять земельные участки для размещения мест погребения на территории кладбища " ***", в "адрес".
Решением Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ постановлено:
Удовлетворить исковые требования Коржнева В.В. частично.
Возложить на администрацию "адрес" обязанность установить границы земельного участка под размещение кладбища " ***", в "адрес", и поставить земельный участок на кадастровый учет в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию "адрес", МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации "адрес"" обязанность установить санитарно-защитную зону кладбища "Заречное", в "адрес", в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию "адрес", МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации "адрес"", МУП "адрес" "Память" обязанность не производить новые захоронения в северном, западном и северо-западном направлении кладбища "Заречное", в "адрес".
В остальной части иска Коржнева В.В. отказать.
В апелляционной жалобе ответчики просят решение отменить, и вынести новое об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что СанПин ДД.ММ.ГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружения похоронного назначения" вступил в силу с ДД.ММ.ГГ. При вынесении решения суд не учел того обстоятельства, что кладбище " ***" основано в 1944 году, и в силу фактически сложившегося обустройства мест захоронений, выполнение ряда условий, предусмотренных СанПин физически невозможно. Земельный участок под кладбище выделен до вступления в силу СанПин ДД.ММ.ГГ-11, что подтверждено в судебном заседании и никем не оспаривается.
Никакого заключения о воздействии на среду обитания вблизи кладбища как доказательство, подтверждающее нарушение прав истца не представлено, экспертиза по назначению суда по указанному вопросу не проводилась. Выводы эксперта также не могут быть положены в основу решения, так как носят предположительный характер. Земельный участок, занятый кладбищем относится к муниципальной собственности, земельный участок относится к подзоне СН-1 (зона кладбищ). Расширения кладбища в сторону "адрес" нет. В заключение указана примерная площадь захоронений, фактическую площадь занятого кладбища установить не представляется возможным.
В соответствии с актом 1994 года, предоставленном в материалы дела, с северной стороны отдельные дома по "адрес" находятся на расстоянии 70-100 метров от кладбища без должного санитарного разрыва, захоронения в северной части к западу от дороги осуществлялись в глубь леса. В представленных в материалы дела документов содержаться сведения о том, что кладбище и первые захоронения осуществлялись от "адрес" с 1944 года, а в 50 годах началось самовольное строительство жилых домов. Истец возвел дом в 2012 году в пределах границ земельного участка на месте старого дома, и знал, что осуществляет строительство вблизи кладбища.
На территории санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядных объектов. Коржнев В.В. осуществляет строительство жилого дома в 113 метрах от кладбищ. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрыва устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 СанПин 2.2.1/2. ДД.ММ.ГГ-03 Указанный СанПиН также введен в действие после фактически сложившихся границ кладбища и осуществления захоронения. Так, эксперт указывает, что некоторые дома построены в 50-е годы на расстоянии, меньше чем требовалось для санитарно-защитной зоны. Кладбище располагается на земельном участке с кадастровым номером 22:65:017337: 47, за границы земельного участка не выходит.
Кроме того, установление санитарно защитной зоны за пределами указанного участка не представляется возможным, так как между границами земельного участка 22:65:017337: 47 и земельным участком истца имеется только проезд, обустройство санитарно защитной зоны предполагает и обустройства обваловки, что физический сделать невозможно.
Сам факт эксплуатации кладбища не свидетельствует о загрязняющих веществах свыше установленных гигиеническими нормативами и свыше величин приемлемого риска для здоровья населения. Роспотребнадзором при проверках исследования качества атмосферного воздуха не проводилось.
Апеллятор полагает, что не доказано наличие потенциальной угрозы здоровью в связи с отсутствием санитарно-защитной зоны. Сам по себе факт отсутствия в настоящее время санитарно-защитной зоны не является достаточным основанием для удовлетворения иска.
Постановлением Главного государственного врача РФ от ДД.ММ.ГГ *** были внесения изменения в СанПин 2.2.1/2. ДД.ММ.ГГ-03, были исключены слова "действующих", начало действия данного документа ДД.ММ.ГГ. Таким образом, на момент образования кладбища указанные Санитарные нормы не распространяются на уже действующие объекты. Доказательств того, что спорный объект является вновь строящимся либо реконструированным, не представлено.
Также администрация города настаивает, что не является надлежащим ответчиком, поскольку осуществляет свои полномочия через структурные подразделения, которым на исполнение возложенных функций выделяются денежные средства. Полномочия по организации предоставления ритуальных услуг и содержания мест захоронения преданы МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации "адрес"". Все контракты, связанные с исполнением указанных функций заключает именно Управление.
Кроме того, ответчики настаивают на применение к заявленным требованиям срока исковой давности, поскольку истцом не указано на нарушение каких именно прав влияет размещение кладбищ.
В возражениях на апелляционную жалобу В.В. Коржнев просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков администрации "адрес", МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации "адрес"" на доводах жалобы настаивала.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем публикации сведений на официальном сайте "адрес"вого суда, в судебное заседание не явились. В соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, выслушав явившихся участников процесса, исследовав возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В силу статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ), общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно части 2 статьи 15 Федерального закона N 8-ФЗ места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно статье 16 Федерального закона N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Статья 42 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 11 Федерального закона N 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГ "Об охране окружающей среды" определяют, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзац 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) установлено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 84 утверждены СанПиН ДД.ММ.ГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН ДД.ММ.ГГ-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (пункты 1.1 - 1.2 СанПиН ДД.ММ.ГГ-11).
Согласно пункту 2.7 СанПиН ДД.ММ.ГГ-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
Обращаясь с настоящим иском в суд истец указал, что в нарушение установленных требований администрация "адрес" не выполняет обязанность по организации мест захоронения, отвечающих требованиям законодательства, площадь земельного участка для размещения кладбища незаконно увеличена, на кладбище продолжаются захоронения, при этом не разработан проект санитарно-защитной зоны кладбища, границы земельного участка под размещение кладбища не определены, кладбище не поставлено на кадастровый учет. В связи с этим права и интересы Коржнева В.В, а именно, право на благоприятную окружающую среду, нарушаются, поскольку имеет место быть негативное воздействие на здоровье истца, так как принадлежащий ему жилой дом находится вблизи от кладбища.
Представитель ответчиков в судебном заседании подтвердил факт того, что кладбище является действующим, в настоящее время захоронения производятся, кладбище не стоит на кадастровом учете. Постановление Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице Территориального отдела от ДД.ММ.ГГ в отношении директора МУП "адрес" "Память" имеется, постановление об отсутствии обвалки территории кладбища, этот вопрос будет рассмотрен в 2018 году после того, как будут найдены источники финансирования.
Из пояснений представителя ответчика МУП "адрес" "Память" следует, что границы кладбища не установлены, со стороны "адрес" захоронения не производятся, место выделяет администрация "адрес", они смотрят расстояние между могилами, возможно ли там захоронение или нет. На вопрос истца о захоронениях на против дома истца 2012-2017 года в стороне от кладбища с бетонными столбиками МУР "адрес" "Память" представитель указал на разрешения выданные администрацией "адрес", поскольку там территория кладбища.
Из материалов дела следует, что Коржнев В.В. проживает по адресу: "адрес", в доме, который принадлежит истцу и его супруге - третьему лицу по спору Коржневой Е.А. - на праве собственности. Земельный участок по данному адресу также принадлежит Коржневым на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка *** от ДД.ММ.ГГ заключенного между МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации "адрес" и Коржневым В.В, Коржневой Е.А. на основании постановления администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***.
В непосредственной близости с принадлежащими истцу и третьему лицу Коржневой Е.А. объектами недвижимости находится кладбище " *** в "адрес".
Указанное кладбище размещено на земельном участке с кадастровым номером 22:65:017337:47 общей площадью 247222 кв.м. (земли населенных пунктов с разрешенным использованием городские леса (земли под лесами в поселениях)) согласно фрагментам карты градостроительного зонирования и Генерального плана городского округа "адрес" (т. 1 л.д. 124-125), общей площадью 22,105га.
После расширений 1965г. и 1989г. согласно акту от ДД.ММ.ГГ (т. 1 л.д. 171,151-152) площадь кладбища "Заречное" составляла 14,4га.
В рамках рассмотрения дела судом назначена и проведена комплексная строительно-техническая и эпидемиологическая экспертиза, согласно заключению которой, на земельном участке с кадастровым номером 22:65:017337:47 общей площадью 247222 кв.м. земли населенных пунктов с разрешенным использованием городские леса (земли под лесами в поселениях) согласно фрагментам карты градостроительного зонирования и Генерального плана городского округа "адрес" (т. 1 л.д. 124-125) расположено кладбище "Заречное" общей площадью 22,105га. После расширений 1965г. и 1989г. согласно акту от ДД.ММ.ГГ (т. 1 л.д. 171) площадь кладбища " ***" составляла 14,4га, при этом в материалах дела представлены следующие документы, где указана общая площадь кладбища, а именно: план кладбища в заречной части города (т. 1 л.д. 173) - 14,33га; акт от ДД.ММ.ГГ: " *** кладбище в заречной части города - 14,4га (т. 1 л.д. 171); письмо *** от ДД.ММ.ГГ - общая площадь кладбища составляет 14,4га. Определить фактическую площадь кладбища " ***", в "адрес", в настоящее время не представляется возможным из-за отсутствия закрепления границ на местности и отсутствия их описания. Проведенными построениями установлено, что зона захоронений отступает от границ кладбища по плану 1976г. в северо-западном направлении вдоль западной стороны и в северо-восточном направлении.
В результате исследования установлено, что расстояния от жилых домов по "адрес", в "адрес", до захоронений составляют: до "адрес" - 113,7м, до "адрес" - 101,8м, до "адрес" - 95,1м, что не соответствует п.2 ст. 16 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", согласно которому вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300м. от границ селитебной территории (Сели?тебная террито?рия ? земли, предназначенные для строительства жилых и общественных зданий, дорог, улиц, площадей в пределах городов и посёлков городского типа.
Кладбище "Заречное" не соответствует действующим санитарно- эпидемиологическим требованиям и нормам, а именно:
п.10.6 СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживания следует принимать не менее: кладбища традиционного захоронения и крематории - до стен жилых домов - 300м.;
п. ДД.ММ.ГГ Приложения СанПиН 2.2.1/2. ДД.ММ.ГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спора, торговли и оказания услуг; КЛАСС II - санитарно-защитная зона 500м. (кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40га); КЛАСС III - санитарно-защитная зона 300м. (кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20га);
п. 9 ст. 36 Правил землепользования и застройки муниципального образования "адрес" (вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300м. от границ селитебной территории);
территория кладбища " ***", в "адрес", не обвалована, площадки под мусорными контейнерами не огорожены и не имеют твердого покрытия, отсутствуют урны для сбора мусора, что не соответствует п. 2.7, п.6.6-6.1 СанПиН ДД.ММ.ГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
При этом, экспертом отмечено, что согласно материалам дела (т. 1 л.д. 171) некоторые дома были построены в 50-е года 20 века на расстоянии 70-100м. от границ кладбища, что являлось нарушением санитарно-защитной зоны которая составляла 300м.
При отсутствии утвержденного проекта установить, соответствуют ли организованные проезды на кладбище "Заречное" действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям, эксперту не представилось возможным.
Для того, чтобы кладбище " ***" соответствовало санитарно-эпидемиологическим требованиям, необходимо предпринять следующие меры, а именно: прекратить новые захоронения в северном, западном и северо-западном направлении, так как в санитарно-защитной зоне находятся жилые дома; произвести обваловку кладбища; организовать место для стоянки катафалков и легковых автомобилей; обустроить места для мусорных контейнеров (твёрдое покрытие) и оградить площадки под мусорные контейнеры; уменьшить санитарно-защитную зону при обосновании.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца частично, суд первой инстанции, оценив в совокупности имеющиеся доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом фактических обстоятельств дела согласился с доводами истца, что непринятие мер по приведению кладбища в соответствии с требованиями законодательства, неосуществление его кадастрового учета в отсутствие определенных границ может привести к обезличиванию территории кладбища, влечет нарушение санитарных правил и прав истца Коржнева В.В. на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений умерших.
Судебная коллегия, исходя из доводов апелляционной жалобы, соглашается с выводом суда об удовлетворении требований истца.
Пунктом 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГг. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведённые в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учётом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГг. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы местного самоуправления являются участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
В силу ч.ч.1, 2, 3 ст. 8 указанного Федерального закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определённой вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
В соответствии с ч.5 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Пунктом ДД.ММ.ГГ Положения о МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации "адрес"" предусмотрено, что Управление несет ответственность за осуществление функции организации предоставления ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Как следует из материалов дела, пояснений представителя ответчиков -Администрации "адрес" и МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации "адрес" кладбище не состоит на кадастровом учете. Правоустанавливающие документы, определяющие границы "Зареченского кладбища" "адрес" и документы, описывающие существующие границы " ***" "адрес" ответчиком для исследования не представлены, по представленным документам земельный участок с кадастровым номером 22:65:017337:47 имеет вид разрешенного использования "Городские леса (земли под лесами в поселения)". На кладбище имеются захоронения 2000-2017 годов расположенные в северной части к западу от дороги, идущей от "адрес" вглубь участка от жилых домов по "адрес", расстояние до захоронений составляет 113,7, 101,8, 95,1, что не соответствует п. 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** ФЗ "О погребении и похоронном деле". При этом как следует из пояснений ответчика МУП "адрес" "Память" об имеющихся захоронениях напротив дома истца в 2012-2017 годах в стороне от кладбища с бетонными столбиками МУП "адрес" "Память", последний пояснил, что разрешение выдает администрация "адрес", там территория кладбища. Как следует из пояснений представителя ответчиков - Администрации "адрес" и МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации "адрес", а также ответа на запрос суда, кладбище " ***" в "адрес" является действующим, сведения об установлении санитарно-защитной зоны кладбища отсутствуют. Положением о МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации "адрес"" разделом функции и полномочия, управление несет ответственность за осуществление организации предоставления ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
С учетом изложенного доводы жалобы о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком, расширения кладбища в сторону "адрес" нет, первые захоронения с 1944 года, а строительство домов началось в 50 годах, Коржневым возведен дом в 2012 годах, не доказано наличие потенциальной угрозы здоровью в связи с отсутствием санитарно-защитной зоны судебной коллегией отклоняются.
Доводы жалобы о несогласие с решением суда в части возложения обязанности установить санитарно-защитную зону кладбища " ***" в "адрес", судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 85 ЗК РФ земельные участки, выделенные для размещения кладбищ, относятся к территориальной зоне специального назначения в составе земель населенных пунктов.
В силу пункта 2.5.2 Национального стандарта Российской Федерации "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения. ГОСТ Р 53107-2008", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГ N 516-ст, в котором реализованы нормы Федерального закона "О погребении и похоронном деле", кладбищем является объект похоронного назначения, предназначенный для погребения останков и праха умерших или погибших. Кладбище состоит из различных функционально-территориальных зон: места погребения, составляющие зону захоронения кладбища; территории и объекты, не являющиеся местами погребения (имущественный комплекс кладбища) и другие (пункт 2.13 ГОСТа).
Санитарно-защитная зона: функционально-территориальная зона между кладбищем и (или) крематорием и жилой (селитебной) или промышленной застройкой, ширина которой определяется нормативно-правовыми актами (пункт 2.13.6 ГОСТа Р 53107-2008).
Согласно п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Границы зон с особыми условиями использования территорий могут не совпадать с границами территориальных зон (п.3 ст. 34 ГрК РФ).
Зоны, занятые кладбищами, крематориями, включаются в состав зон специального назначения (п. 13 ст. 35 ГрК РФ).
В соответствии с СанПиН ДД.ММ.ГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов (п. 2.5).
На территории санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов.
Территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры (п. 2.9).
При этом, требования СанПиН ДД.ММ.ГГ-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (пункты 1.1 - 1.2 СанПиН ДД.ММ.ГГ-11).
Санитарно-защитная зона это специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается в целях обеспечения безопасности населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нор СанПиН СанПиН 2.2.1/2. ДД.ММ.ГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.2.1/2. ДД.ММ.ГГ-03 санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).
Пунктом 1.5 данного СанПиНа предусмотрено, что санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
П. ДД.ММ.ГГ приложения СанПиН 2.2.1/2. ДД.ММ.ГГ-03 установлено, что сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спора, торговли и оказания услуг, КЛАСС II предусматривают санитарно-защитную зону в 500м. (кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40га); КЛАСС III -300м. (кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20га);
Согласно п.п. 4.5 и 4.6 СанПиН 2.2.1/2. ДД.ММ.ГГ-03 размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен или увеличен для предприятий I и II класса опасности Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (п. 3.1). Наличие проекта обоснования санитарно-защитных зон является необходимым условием для установления размера такой зоны (п. 4.1.)
В пункте 2.10 также предусмотрено право на изменение размера санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
В пункте 2.11 также предусмотрено право на изменение размера санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV,V класса опасности Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
Из материалов дела следует, что расширение кладбища было 1965 и 1989 годах, согласно акта от ДД.ММ.ГГ, площадь кладбища "Заречное" составляло 14,4 га по состоянию на 1994 год. Определить фактическую площадь кладбища в настоящее время не представляется возможным из-за отсутствия закрепления границ на местности и отсутствия их описания. С какого года функционирует кладбище (документы не найдены). Кладбище является действующим, с 2012 года по настоящее время выдано 834 разрешения на захоронение, проект устройства кладбища отсутствует, сведения об установлении санитарно-защитной зоны кладбища "Заречное" отсутствуют.
Совокупность материалов дела свидетельствует, что земельный участок, на котором расположено кладбище "Заречное" не определен на местности, территория захоронения не известна, кладбище действующее, захоронения продолжаются, территория кладбища расширяется, проект устройства кладбища не разрабатывался, территория санитарно-защитной зоны не планировалась, отсутствует, эта зона на данном кладбище не установлена и не обустроена. Между тем, территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридор.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нарушение санитарных правил в отношении кладбища, фактическое образование которого произошло задолго до введение в действие санитарных норм, регулирующих отношения по организации кладбищ, то есть на момент введения в действие указанных норм кладбище имело определенный порядок устройства, не имеет правового значения, поскольку содержание кладбищ осуществляет администрация и в настоящее время, в связи с чем, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, должна руководствоваться СанПиН, которые являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, чья деятельность связана с содержанием кладбищ.
При таких обстоятельствах в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан, в том числе истца, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду, суд обоснованно возложил на администрацию "адрес" обязанность установить санитарно-защитную зону кладбища " ***", в "адрес".
Доводы жалобы об отсутствии нарушения прав истца судебной коллегией отклоняются как противоречащие установленным материалами дела обстоятельств, представленных доказательств, оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Доводы жалобы о не обоснованном отклонении судом применения срока исковой давности к заявленным требованиям основаны на неправильном толковании норм права.
Доводы жалобы о несогласие с заключением экспертов, несостоятельны, поскольку эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а изложенные в жалобе суждения не свидетельствуют о порочности указанного заключения.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, и фактически сводятся к изложению позиции, выраженной при рассмотрении дела судом первой инстанции и которой дана оценка, с которой судебная коллегия не находит оснований не согласиться, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчиков администрации "адрес", МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.