Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г,
судей Бредихиной С.Г, Бусиной Н.В,
при секретаре Рогожиной И.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Кузенковой О. Н. на решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по иску Кузенковой О. Н. к Управлению социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и "адрес"м Алтайского края о признании действий незаконными, возложении обязанности по назначению ежемесячной денежной суммы.
Заслушав доклад судьи Бредихиной С.Г, судебная коллегия
установила:
Кузенкова О.Н. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и "адрес"м Алтайского края, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГ состояла в браке с Кузенковым В. М, который являлся ликвидатором последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В 1998 году ему была установлена *** группа инвалидности. В ДД.ММ.ГГ Кузенков В.М. умер. Решением Бийского городского суда от ДД.ММ.ГГ истец была признана находившейся на иждивении супруга при его жизни. В связи с этим Кузенковой О.Н. по потере кормильца, в силу требований Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от ДД.ММ.ГГ ***, была назначена ежемесячная денежная компенсация.
При определении размера денежной компенсации для исходного расчета выплат применена твердая денежная сумма равная 2 500 рублей, установленная для инвалидов 2 группы. С учетом инфляции данная сумма на сегодняшний день составила 4 606,49 рублей. Между тем, из системного толкования вышеуказанного закона применительно к положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Таким образом, учитывая, что общий заработок супруга при его жизни составлял 68878,66 рублей, следовательно, размер компенсации истца, как супруги умершего должна составлять в размере 34 439,33 рубля.
При таких обстоятельствах истец просила суд: признать действия Управлению социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и "адрес"м Алтайского края, выразившиеся в отказе в назначении истцу ежемесячной денежной суммы в возмещении вреда здоровью в размере 50% исходя из твердой суммы за установление супругу ДД.ММ.ГГ группы инвалидности незаконными; обязать назначить и выплачивать в пользу истца начиная с ДД.ММ.ГГ пожизненно за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную сумму за потерю кормильца в размере 34 439,33 рубля, индексируя ее ежегодно с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год на коэффициент индексации, определяемый Правительством Российской Федерации.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Кузенкова О.Н. просит решение суда отменить, вынести новое, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на то, что судом нарушены нормы материального права, суд не дал никакой оценки положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на которые ссылалась истец.
Кроме того, суд сослался на п.25 ч. 1 ст. 14 базового Закона, который применяется только к инвалидам, участникам аварии ЧАЭС, впервые обратившимся за назначение сумм в возмещении вреда здоровью после вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 5-ФЗ. Об этом дано разъяснение в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ N 11-П, следовательно, вывод суда о том, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после редакцией п. 25 ч. 1 ст. 14 базового закона, в котором предусмотрены только твердые суммы, к истцу не относится. Суд неверно истолковал Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ N 11-П.
Истец заявляла требования по ч.2 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 5-ФЗ, который предусматривает, что ежемесячная денежная сумма, определяется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. И именно по указанным положениям закона должна быть рассчитана ежемесячная компенсация. В противном случае истец ставится в неравное положение с членами семей граждан, которым суммы исчислены по иному.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и "адрес"м, Министерство труда и социальной защиты Алтайского просят апелляционную жалобу истца оставить без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Кузенкова О.Н, представитель истца Дмитрук В.И. на доводах жалобы настаивали, представитель Министерства труда и социальной защиты Алтайского края просил решение суда оставить без изменения.
Остальные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежаще. В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в жалобе, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения доводов жалобы.
Судом установлено, что Кузенкова О.Н. с ДД.ММ.ГГ состояла в зарегистрированном браке с Кузенковым В.М.
Кузенков В.М. с 1998 года являлся инвали "адрес" группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и получателем ежемесячной компенсации за вред здоровью, предусмотренной Законом РФ от ДД.ММ.ГГ *** "О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Размер компенсации был определен Кузенкову В.М. решением Восточного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ.
Кузенков В.М. по состоянию на 2014 год являлся получателем ежемесячной компенсации в возмещении вреда здоровью в размере 43 144,36 руб, ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 2 999,87 руб, ежегодной компенсации за вред здоровью за 2014 год в размере 5 000 руб, ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; пенсии по инвалидности в размере 12 430,75 руб. и двойной денежной выплаты по инвалидности 4247,84 руб. ежемесячно.
ДД.ММ.ГГ Кузенков В.М. скончался.
Решением Бийского городского суда от ДД.ММ.ГГ, с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГ установлен факт нахождения Кузенковой О.Н. на иждивении Кузенкова В.М. На Управление социальной защиты населения по "адрес", Бийскому и "адрес" возложена обязанность назначить Кузенковой О.Н. за счет средств федерального бюджета ежемесячную компенсацию за вред причиненный здоровью начиная с ДД.ММ.ГГ, бессрочно с последующей индексацией в порядке, установленном законом.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о назначении ежемесячной денежной компенсации по потере кормильца, исходя из его заработка, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что денежная компенсация Кузенковой О.Н, как нетрудоспособному члену семьи, находившейся на иждивении инвалида - чернобыльца, подлежит выплате в твердой денежной сумме, поскольку впервые истец обратилась в органы социальной защиты за денежной компенсацией после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Оснований не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии не имеется, так как они основаны на материалах дела и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.
Доводы апелляционной жалобы истца Кузенковой О.Н. относительно того, что ей должна быть назначена компенсация исходя из заработка супруга при его жизни, а не исходя из твердой денежной суммы по его инвалидности, связаны с неправильным пониманием норм закона регулирующего данные правоотношения.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ N 842-О-О правовой основой регулирования отношений, связанных с возмещением вреда здоровью граждан, причиненного чернобыльской катастрофой, является принятый ДД.ММ.ГГ Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", определивший государственную политику в области социальной поддержки граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1), и гарантирующий гражданам возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергнувшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (часть первая статьи 3).
Пунктом 15 ч.1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы при возмещении вреда и оказании мер социальной поддержки - наряду с предусмотренными другими положениями данного Закона иными выплатами и установленными в дополнение к ним льготными условиями реализации конкретных прав в сфере жилищно-коммунального и социального обслуживания - гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом в соответствии с частью второй той же статьи в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на указанную ежемесячную денежную компенсацию вне зависимости от причины смерти в установленном законом порядке распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении таких инвалидов.
Выплата инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью впервые была закреплена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно пункту 8 статьи 1 которого ее размер определялся в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, допуская при этом - если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составлял менее одного полного календарного месяца - возможность исчисления ее размера из условного месячного заработка без его ограничения.
Нетрудоспособным же членам семьи, находившимся на иждивении умершего гражданина, ставшего инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, вред возмещался в размере той доли заработка (дохода) умершего, которую они получали на свое содержание при его жизни. Аналогичным образом определялся размер ежемесячной денежной компенсации и для семей, потерявших кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, но не признанных инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы (при том что им самим право на получение данной компенсации предоставлено не было).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 5-ФЗ был установлен иной порядок определения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, - в твердых суммах в зависимости от степени утраты здоровья (группы инвалидности), а также распространено право на данную денежную компенсацию на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в случае смерти последних (пункт 3 статьи 1). Одновременно частью первой статьи 2 того же Федерального закона было предусмотрено право инвалидов-чернобыльцев (в случае их смерти - нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан), ранее получавших возмещение вреда, причиненного здоровью катастрофой на Чернобыльской АЭС, осуществить выбор - получать ежемесячную компенсацию по новым правилам (в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности) или компенсацию, которую они получали ранее, т.е. исчисленную из заработка (дохода, денежного довольствия). Что же касается тех граждан (как самих инвалидов-чернобыльцев, так и членов их семей), которые впервые обратились за ежемесячной денежной компенсацией в возмещение вреда здоровью после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГ, то за ними было признано право получать данную компенсацию в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности.
Изменение законодателем порядка определения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в Постановлении от ДД.ММ.ГГ N 11-П исходя из принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, признал не противоречащими Конституции Российской Федерации, в частности, положения пункта 25 (в действующей редакции - пункта 15) части первой и части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 5-ФЗ) в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 5-ФЗ, не предоставляющие нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении инвалида-чернобыльца, право на получение возмещения вреда в случае его смерти в размере, который исчисляется из заработка, если они впервые обратились за возмещением вреда после вступления в силу данного Федерального закона.
Таким образом, положения части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" сами по себе не нарушают права членов семей инвалидов-чернобыльцев, обратившихся за получением ежемесячной компенсации после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 5-ФЗ, так как обеспечивают им равные условия получения соответствующих выплат в зависимости от установленной умершему кормильцу группы инвалидности.
Распространив в части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой данной статьи (наряду с иными мерами социальной поддержки), на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, законодатель исходил из того, что право на возмещение вреда, причиненного смертью пострадавшего вследствие воздействия радиации кормильца, посредством ежемесячных выплат, как и в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием, должно быть обеспечено указанным гражданам на равных условиях с членами семей умерших инвалидов-чернобыльцев.
Вместе с тем в части второй статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 5-ФЗ, направленной на осуществление регулирования соответствующих отношений в условиях переходного периода (до определения размера ежемесячной денежной компенсации для членов семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, непосредственно в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), для названной категории граждан был сохранен прежний порядок выплаты ежемесячной денежной суммы.
Такое законодательное регулирование имело целью создание правового механизма реализации права на получение ежемесячной денежной компенсации членами семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, на период отсутствия в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" положений, закрепляющих для них порядок исчисления размера ежемесячной денежной компенсации, а потому оно не может рассматриваться как нарушающее права нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.
Этим не исключается право федерального законодателя установить иной способ определения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, выплачиваемой семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни или иных заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, обеспечив при этом непротиворечивое правовое регулирование, согласующееся с Конституцией Российской Федерации и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 11-П.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после ДД.ММ.ГГ, сама Кузенкова О.Н. до ДД.ММ.ГГ получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 5-ФЗ, назначение и выплата данной компенсации должны были осуществляться исходя из суммы компенсации, предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",которым определено возмещение денежных средств только в твердой денежной сумме.
Вопреки доводам жалобы, как раз таки положения пункта 25 (в действующей редакции - пункта 15) части первой и части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 5-ФЗ) в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N5-ФЗ, не предоставляющие нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении инвалида-чернобыльца, право на получение возмещения вреда в случае его смерти в размере, который исчисляется из заработка, если они впервые обратились за возмещением вреда после вступления в силу данного Федерального закона, свидетельствует об отсутствии у истца права на получение компенсации в заявленном ею размере.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства, а потому не могут быть приняты во внимание.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, решение является правильным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Кузенковой О. Н. на решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.