Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Н.В,
при секретаре Пьянковой Н.А,
с участием прокурора "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску "данные изъяты" об оспаривании в части приложения 2 к Правилам землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***,
УСТАНОВИЛ:
решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края (далее по тексту также - Правила землепользования и застройки).
В настоящее время Правила землепользования и застройки действуют с учетом внесения изменений решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***.
Приложением 2 к Правилам землепользования и застройки является Карта зон с особыми условиями использования территории, из которой следует, что земельный участок по "адрес" находятся в зоне санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения, санитарно-защитной зоне и в зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона.
"данные изъяты" обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приложения 2 к Правилам землепользования и застройки в части отнесения указанного земельного участка к зонам с особыми условиями использовании территории.
Требования мотивированы тем, что "данные изъяты" является владельцем самовольно возведенного жилого дома, расположенного по указанному адресу. По причине нахождения земельного участка в зоне санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения, санитарно-защитной зоне и зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона невозможно получить его в собственность и оформить право собственности на самовольную постройку. Вместе с тем, зоны с особыми условиями использования территории установлены Барнаульской городской Думой без соблюдения действующего законодательства.
В письменных возражениях Барнаульская городская Дума просит отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая, что нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом, с соблюдением установленной для этого процедуры, в надлежащей форме, опубликован, не противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу (том 1 л.д. 47-57).
В судебное заседание Барнаульская городская Дума представителя не направила, сведения о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела имеются, ходатайств об отложении заседания не поступило, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя административного ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав административного истца "данные изъяты" и ее представителя "данные изъяты", настаивавших на удовлетворении требований, заключение прокурора "данные изъяты" о наличии оснований для признания недействующими оспариваемых в части Правил землепользования и застройки, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правила землепользования и застройки приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 8 части 2 статьи 42 Устава городского округа - "адрес" Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***. На момент вынесения последних изменений в Правила землепользования и застройки аналогичные полномочия были предусмотрены пунктом 8 части 2 статьи 40 Устава городского округа - "адрес" Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
Нарушений порядка принятия нормативного правового акта, внесения изменений и дополнений, опубликования, введения в действие при рассмотрении дела не установлено.
На основании справки "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ, выписки из технического паспорта от ДД.ММ.ГГ, технического заключения "данные изъяты" судом установлено, что по "адрес" расположен самовольно возведенный в ДД.ММ.ГГ жилой дом, в котором с ДД.ММ.ГГ по настоящее время проживает "данные изъяты" (том 1 л.д. 12-15, 18-27, том 2 л.д. 4). Земельный участок, на котором находится домовладение, согласно разработанной схеме имеет ориентировочную площадь "данные изъяты". и располагается в кадастровом квартале *** (том 1 л.д. 28).
В утверждении названной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории комитетом по земельным ресурсам и землеустройству "адрес" отказано, о чем "данные изъяты" сообщено в письме от ДД.ММ.ГГ *** (том 1 л.д. 29). Причинами такого отказа явилось нахождение в соответствии с Правилами землепользования и застройки земельного участка в санитарно-защитной зоне и в зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона, в которых запрещено размещение жилых домов в силу пунктов 5, 11 статьи 90 Правил землепользования и застройки, пунктов 5.1-5.4 СанПиН *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - СанПиН ***), пункта 8.2 СП *** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", а также в зоне санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения, поскольку участок в такой зоне не может быть предоставлен в собственность, так как ограничен в обороте в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку приложение 2 к Правилам землепользования и застройки было применено к "данные изъяты", суд приходит к выводу о том, что на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации она является надлежащим административным истцом по требованию об оспаривании данного приложения в части отнесения испрашиваемого ею участка к зонам с особыми условиями использования территории.
Проверяя соответствие оспариваемых норм положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий пунктом 16 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ ***).
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 30 того же Кодекса на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, которые также могут отображаться на отдельных картах.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (пункт 2 статьи 43).
Таким образом, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, относящиеся к территориям с особыми условиями использования, установленные в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, отображаются в правилах землепользования и застройки на соответствующих картах.
Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которой проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 4).
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 5).
Кроме того, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** внесены изменения в статью 43 Водного кодекса Российской Федерации и статью 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", которые прямо указываю, что зоны санитарной охраны источников водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такие решения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН *** "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее по тексту - СанПиН ***), настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (пункт 1.4 СанПиН ***).
Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН *** защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (абзац второй названного пункта).
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13 СанПиН ***).
Границы зон второго пояса подземных источников водоснабжения определяются согласно пункту 2.2 СанПиН ***, зон второго пояса поверхностных источников питьевого водоснабжения - в соответствии с пунктом 2.3 СанПиН ***.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, органом, уполномоченным на территории Алтайского края на принятие решения об утверждении или отказе в утверждении проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, для хозяйственно-бытового водоснабжения, решения об утверждении проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых в лечебных целях, либо отказывает в утверждении этих проектов, решения об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.
К заявлению об утверждении проекта округа и зон санитарной охраны водного объекта прилагаются, в том числе соответствующий санитарным правилам и нормам проект зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, текстовое и графическое описания местоположения границ зоны санитарной охраны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра, подготовленные в электронной форме в формате XML, в случае предоставления проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также может быть приложено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект округа и (или) зон санитарной охраны водного объекта, выданное уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и его копию (пункт 2.2 Порядка).
Проект округа и (или) зон санитарной охраны водного объекта подлежит согласованию с Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу по Алтайскому краю (пункт 3.1 Порядка).
Решение об утверждении проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является основанием для установления границ и режима зон охраны этих источников.
В течение 5 рабочих дней с даты вступления в силу решения об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения уполномоченный орган направляет комплект документов в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (пункт 3.6 Порядка).
Уполномоченный орган направляет решение об утверждении проекта округа и (или) зон санитарной охраны водного объекта вместе с этим проектом, а также решение об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и в администрацию городского округа или муниципального района, на территорию которого распространяется округ и зоны санитарной охраны, с предложением о внесении изменений в документы территориального планирования (пункт 3.7 Порядка).
Из приведенных норм права следует обязательность наличия единого документа, подтверждающего установление границ зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, при наличии которого земельные участки могут быть отнесены к ограниченным в обороте. Предусмотренный законодательством порядок установления ЗСО не предусматривает утверждение зон ни генеральным планом, ни правилами землепользования и застройки.
Административным ответчиком, на котором лежит бремя доказывания соответствия оспариваемого акта положениям вышестоящих нормативных правовых актов, допустимые и достоверные доказательства принятия в установленном порядке решения об установлении зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения, в которую включен земельный участок, указанный административным истцом, не представлены.
Из имеющихся в деле ответов ООО "Барнаульский Водоканал", Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю (том 1 л.д. 40, 42-43, 44) следует, что документы об установлении границ зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, которые включали бы испрашиваемый "данные изъяты" земельный участок, отсутствуют.
Правовые акты уполномоченных органов, принятые до вступления в силу Водного кодекса Российской Федерации и устанавливающие зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в районе земельного участка административного истца и прилегающей к нему территории, стороной административного ответчика не представлены.
Согласно пояснительной записке к Генеральному плану "адрес" в данном нормативном правовом акте отражены ориентировочные размеры зон санитарной охраны, что не может свидетельствовать об установлении зоны с особыми условиями в силу вышеизложенного.
Статья 52 Правил землепользования и застройки "адрес", закрепляя перечень зон с особыми условиями, в качестве наименования нормативного правового акта, в соответствии с которым определена граница зоны, и (или) документа, которым определена граница зоны санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ЗСО) предусматривает пункты 3.2, 3.3 СанПиН *** Между тем, данные пункты содержат только требования к мероприятиям на территории ЗСО подземных и поверхностных источников водоснабжения (режим использования) и не устанавливают границы и размеры зон санитарной охраны.
Соглашаясь с обоснованностью предъявленных административным истцом требований, суд отмечает, что установленные действующим законодательством ограничения землепользования в зонах с особыми условиями использования территории могут применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия таких зон и включения в их размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения. Отображение в документах градостроительного зонирования зон с особыми условиями использования при несоблюдении порядка установления зоны противоречит действующему законодательству.
Поскольку документы об установлении зоны II пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения отсутствуют, то, отображая размеры данной зоны на Карте зон с особыми условиями в Правилах землепользования и застройки в отсутствие таких документов и распространяя данную зону на территорию земельного участка административного истца, Барнаульская городская Думы вышла за пределы своих полномочий.
Что касается правомерности установления санитарно-защитной зоны, то судом установлено следующее.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
При этом к полномочиям органов местного самоуправления установление санитарно-защитных зон действующим законодательством не отнесено.
В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (часть 3 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
На основании части 3 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об охране атмосферного воздуха" в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в части 1 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации земель.
Согласно пунктам 1.4 и 2.1 СанПиН *** санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.). Если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II, классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (пункты 4.2 - 4.4).
Наличие проекта обоснования санитарно-защитных зон является необходимым условием для установления размера такой зоны (пункт 4.1).
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны (пункты 5.1 и 5.6 СанПиН ***).
В части 3 статьи 87 пункте 5.1 части 5 статьи 90 Правил землепользования и застройки предусмотрены аналогичные ограничения о недопустимости размещения жилой застройки в санитарно-защитных зонах.
На дату рассмотрения настоящего дела вступили в силу Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - Правила), согласно пункту 1 которых санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.
В силу пунктов 3, 14 Правил решение об установлении, изменении или о прекращении санитарно-защитной зоны в отношении объектов 1 и 2 класса опасности принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании заявления, к которому (в случае установления или изменения санитарно-защитной зоны) прилагается проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
В отношении объектов III - V класса опасности соответствующие полномочия по установлению, изменению, прекращению санитарно-защитных зон предоставлены территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
Решение об установлении санитарно-защитных зон является основанием для внесения сведений о границах зон в государственный кадастр недвижимости (пункт 23 Правил, пункт 3 части 2 статьи 7, статья 10, пункт 9 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О государственной регистрации недвижимости"), что, в свою очередь, влечет определение органом регистрации прав перечень земельных участков, ограничения в использовании которых установлены или изменены в связи с установлением или изменением границ зоны с особыми условиями использования территорий, если зона с особыми условиями использования территорий пересекает границы земельного участка (пункт 2 части 4 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О государственной регистрации недвижимости").
Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами предусмотрен определенный порядок установления санитарно-защитных зон, предусматривающий разработку проекта санитарно-защитной зоны, а также выдачу санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии нормативов и проектов санитарным правилам и принятие решения об установлении санитарно-защитной зоны. Установленные ограничения землепользования в санитарно-защитных зонах могу применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия санитарно-защитной зоны и включении в ее размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения.
Административный ответчик не представил доказательств установления границ санитарно-защитной зоны с соблюдением действующего законодательства, сославшись лишь на ее определение в Генеральном плане "адрес" на основании названных выше СанПиН ***. Однако действующими нормативно-правовыми актами определен порядок установления санитарно-защитных зон, из которого следует, что ни генеральным планом, ни правилами землепользования и застройки они устанавливаться не могут, как не определяются они нормативно по отношению ко всем предприятиям, расположенным в "адрес".
Кроме того, Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю на запрос суда представило информацию о том, что в районе земельного участка по "адрес" выдавались санитарно-эпидемиологические заключения на проекты, разработанные для ООО "Барнаульский Водоканал" и "данные изъяты" однако испрашиваемый административным истом земельный участок не находится в санитарно-защитной зоне указанных предприятий (том 1 л.д. 44).
Таким образом судом установлено отсутствие доказательств нахождения земельного участка по "данные изъяты" в установленных в предусмотренном законом порядке границах санитарно-защитной зоны как на момент отображения границ санитарно-защитной зоны в Правилах землепользования и застройки (в приложении 2), так и на момент вынесения решения по делу. Следовательно, границы такой зоны определены Барнаульской городской Думой с превышением предоставленных ей законом полномочий.
Относительно зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона судом установлено следующее.
Перечень зон с особыми условиями территории городского округа - "адрес", отображаемых на Карте зон с особыми условиями использования территории "адрес", закреплен в статьях 52 и 55 Правил, первоначальные редакции которых в качестве таких зон предусматривали зоны санитарной охраны II и III поясов источника питьевого водоснабжения; водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы; санитарно-защитные зоны; зоны охраны объектов культурного наследия; зоны особо охраняемых природных территорий; зоны санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; зоны охраняемых объектов (режимных территорий) и зоны размещения военных объектов (военной инфраструктуры).
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** статьи 52 и 55 Правил были изложены в новой редакции, согласно которой в перечень зон с особыми условиями включена в том числе оползневая зона.
В соответствии решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края (в ред. решения от ДД.ММ.ГГ ***)" в статьи 52 и 55 внесены изменения и в перечне зон с особыми условиями использования территории "адрес" оползневая зона заменена на опасную оползневую зону, включающую оползневые участки и зону отступа застройки от бровки неустойчивого склона.
В первоначальной редакции на Карте зон с особыми условиями использования территории (приложение 2 к Правилам) были отражены только границы зоны возможных оползневых процессов. Оползневые участки и зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона нанесены на нее в соответствии с решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края (в ред. решения от ДД.ММ.ГГ ***)".
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Из приведенных правовых норм следует, что органам местного самоуправления не предоставлено право определять виды зон с особыми условиями использования территорий.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 105, которая исчерпывающим образом устанавливает виды зон с особыми условиями использования территорий. При этом ни опасная оползневая зона, ни оползневые участки, ни зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона к зонам с особыми условиями использования территорий не отнесены. Указанные положения приведенного федерального закона вступили в силу со дня его опубликования, то есть с ДД.ММ.ГГ.
До принятия указанного федерального закона действующее законодательство в качестве зоны с особыми условиями использования территорий зону отступа застройки от бровки неустойчивого склона также не устанавливало.
Таким образом, предусматривая в статьях 52 и 55 Правил в качестве одной из зон с особыми условиями использования территорий оползневую зону, в том числе включающую в себя оползневые участки и зону отступа застройки от бровки неустойчивого склона, а также отображая на Карте зон с особыми условиями использования территории оползневые участки и зону отступа застройки от бровки неустойчивого склона при внесении изменений решениями от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ ***, представительный орган местного самоуправления установилграницы зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона, не предусмотренной законодательством Российской Федерации в качестве отдельной зоны с особыми условиями использования территорий, ограничения землепользования в которой законодательством Российской Федерации не предусмотрены. Следовательно, отнесение участка по "адрес" к зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона, как зоне с особыми условиями использования территории, противоречит действующему законодательству.
То обстоятельство, что в новых документах территориального планирования какие-либо зоны, связанные с оползневыми процессами, не планируется устанавливать, на что указывает Барнаульская городская Дума, не свидетельствует о возможности оставления без удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, заявленные "данные изъяты". требования подлежат удовлетворению в полном объеме и приложение 2 к Правилам землепользования и застройки в оспариваемой части следует признать недействующим с момента вступления настоящего решения в законную силу согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит публикации в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте "адрес" в сети Интернет (http://barnaul.org), где были размещены оспариваемые в части Правила землепользования и застройки.
При обращении в суд административным истцом была уплачена государственная пошлина в размере "данные изъяты". (том 1 л.д. 5), данные расходы подлежат возмещению Барнаульской городской Думой в силу части 1 статьи 103, части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также учитывая положения подпункта 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации. Так как Барнаульская городская Дума не является юридическим лицом и не имеет собственного счета, расходы взыскиваются за счет местной казны на основании статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить.
Приложение 2 к Правилам землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***), в части отнесения земельного участка ориентировочной площадью "данные изъяты", расположенного в кадастровом квартале *** по адресу: "адрес", к санитарно-защитной зоне, зоне санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения, зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона, признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте "адрес" в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Барнаульской городской Думы за счет казны городского округа - "адрес" Алтайского края в пользу "данные изъяты" "данные изъяты" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Новикова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.
Судья
Дело ***а-854/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
/Резолютивная часть/
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Н.В,
при секретаре Пьянковой Н.А,
с участием прокурора "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску "данные изъяты" об оспаривании в части приложения 2 к Правилам землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***,
руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить.
Приложение 2 к Правилам землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***), в части отнесения земельного участка ориентировочной площадью "данные изъяты", расположенного в кадастровом квартале *** по адресу: "адрес", к санитарно-защитной зоне, зоне санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения, зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона, признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте "адрес" в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Барнаульской городской Думы за счет казны городского округа - "адрес" Алтайского края в пользу "данные изъяты" "данные изъяты" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Новикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.