Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Турумтаевой Г.Я,
судей Сагетдиновой А.М,
Хакимова А.Р.
при секретаре Аминеве И.Р.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Десяткиной Т. В. к Минеевой О. В. о признании недостойным наследником, по апелляционной жалобе Десяткиной Т.В. на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 сентября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Хакимова А.Р, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Десяткина Т.В. обратилась в суд с иском к Минеевой О.В. о признании ответчика недостойным наследником после смерти матери сторон - Менщиковой В.М, умершей 11 января 2018 года.
В обоснование иска указано, что 11.01.2018 года умерла Менщикова В.М, которая приходилась сторонам матерью. После ее смерти открылось наследство в виде 2-х комнатной адрес по адресу адрес. Ответчик подлежит отстранению от наследования как недостойный, так как она какой-либо помощи по содержанию больной матери, в том числе материальной, не оказывала, на похоронах не присутствовала, помощи в организации похорон не оказывала.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Десяткина Т.В. ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда. В обоснование жалобы приведены доводы аналогичные указанным в исковом заявлении.
В заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, сведений об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено о рассмотрении дела без их участия.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу пунктов 1,2 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке. Однако граждане, которым наследодатель после утраты ими права наследования завещал имущество, вправе наследовать это имущество.
Не наследуют по закону родители после детей, в отношении которых родители были в судебном порядке лишены родительских прав и не восстановлены в этих правах ко дню открытия наследства.
По требованию заинтересованного лица суд отстраняет от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при рассмотрении требований об отстранении от наследования по закону в соответствии с пунктом 2 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации судам следует учитывать, что указанные в нем обязанности по содержанию наследодателя, злостное уклонение от выполнения которых является основанием для удовлетворения таких требований, определяются алиментными обязательствами членов семьи, установленными Семейным кодексом Российской Федерации между родителями и детьми, супругами, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и внуками, пасынками и падчерицами и отчимом и мачехой. Граждане могут быть отстранены от наследования по указанному основанию, если обязанность по содержанию наследодателя установлена решением суда о взыскании алиментов.
Суд отстраняет наследника от наследования по указанному основанию при доказанности факта его злостного уклонения от исполнения обязанностей по содержанию наследодателя, который может быть подтвержден приговором суда об осуждении за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, решением суда об ответственности за несвоевременную уплату алиментов, справкой судебных приставов-исполнителей о задолженности по алиментам, другими доказательствами. В качестве злостного уклонения от выполнения указанных обязанностей могут признаваться не только непредоставление содержания без уважительных причин, но и сокрытие алиментнообязанным лицом действительного размера своего заработка и (или) дохода, смена им места работы или места жительства, совершение иных действий в этих же целях.
Исходя из вышеизложенного, для признания наследника недостойным необходимым условием является наличие вступившего в законную силу судебного акта, которым были бы установлены обстоятельства злостного уклонения от исполнения обязанности по содержанию наследодателя, справки о наличии задолженности по уплате алиментов.
Из материалов дела следует, что наследодатель Менщикова В.М. умерла 11.01.2018 года г, что подтверждается свидетельством о смерти от 11.01.2018 года серии N... N N...
Менщикова В.М. приходилась матерью Десяткиной Т.В. (свидетельство о рождении серии N... N N... ) и Минеевой О.В. (свидетельство о рождении N... N N... ).
Из свидетельства о государственной регистрации права от 04.10.2000 года N... следует, что Менщикова В.М. являлась собственником квартиры расположенной по адресу адрес.
Как следует из материала наследственного дела, наследниками после смерти Менщиковой В.М. являются дочери Десяткина Т.В. и Минеева О.В, наследственное имущество состоит из права собственности на квартиру, расположенную по адресу адрес, 8-44, денежных средств на счете в банке.
17.01.2018 года к нотариусу Шайховой Л.Н. с заявлением о принятии наследства обратилась Минеева О.В.
04.04.2018 года к нотариусу Шайховой Л.Н. с заявлением о принятии наследства обратилась Десяткина Т.В.
В соответствии с положениями части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения (статью 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 19, 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании"), пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку истец не доказал наличие предусмотренных действующим законодательств оснований для признания ответчика недостойным наследником.
Судебная коллегия считает, что разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о признании ответчика недостойным наследником, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, правильно руководствовался положениями статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно исходил из того, что истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств в подтверждение того, что ответчик совершила умышленные противоправные действия, направленные против наследодателя, его наследников. Не представлены доказательства злостного уклонения ответчика от выполнения лежавших на нем в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.
Вступившего в законную силу приговора суда в отношении ответчика, которым она была бы признана виновным в совершении противоправных действий в отношении наследодателя, а также в отношении наследников, не имеется. В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, также не представлено доказательств, подтверждающих обстоятельства, перечисленные в пункте 1 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По существу доводы жалобы направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального и процессуального права к спорным правоотношениям применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328 (пункт 1) и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Десяткиной Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.