Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Турумтаевой Г.Я.
судей Васильевой Г.Ф.
Сагетдиновой А.М.
при секретаре Шакировой Г.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Хусаинова Р.И. на решение Учалинский районного суда РБ от 16 октября 2018 г, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Хусаинова Р.И. к Администрации MP "... " РБ, Государственному комитету Республики Башкортостан о признании не соответствующим требованиям Закона и отмене подпункта 2.10 пункта 2 Решения жилищно-бытовой комиссии при администрации MP Учалинский район РБ "... " от "... " об исключении семьи Хусаинова Р.И. из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на "... " в Республике Башкортостан, признании несоответствующим требованиям Закона и отмене подпункта 1.10 пункта 1 Постановления главы Администрации MP Учалинский район РБ "... " УД от "... " об исключении и списка участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" семьи Хусаинова Р.И, признании за семьей Хусаинова Р.И. права на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и обязании администрацию MP Учалинский район РБ восстановить семью Хусаинова Р.И. в Списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" - отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хусаинов Р.И. обратился в суд с иском к Администрации MP Учалинский район РБ, Государственному комитету РБ о признании не соответствующим требованиям Закона и отмене подпункта 2.10 пункта 2 Решения жилищно-бытовой комиссии при администрации MP Учалинский район РБ "... " от "... " об исключении семьи Хусаинова Р.И. из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы в РБ, признании несоответствующим требованиям Закона и отмене подпункта 1.10 пункта 1 Постановления главы Администрации MP Учалинский район РБ "... " от "... " об исключении и списка участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" семьи Хусаинова Р.И, признании за семьей Хусаинова Р.И. права на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и обязании администрацию MP Учалинский район РБ восстановить семью Хусаинова Р.И. в Списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей". Требования мотивировал тем, что решением жилищно-бытовой комиссии Администрации MP Учалинский район РБ "... " от "... " семья Хусаиновых исключена из списка участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" Госпрограммы РФ "Об обеспечении доступным и комфортным жильем граждан РФ", в связи с превышением возраста 35 лет одного из супругов - участника программы Хусаинова Р.И. Считает данное решение незаконным в связи с чем просил исковые требования удовлетворить.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Хусаинова Р.И, ставится вопрос об отмене приведенного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Хусаинова Р.И. Биисова К.Б. поддержавшего доводы жалобы, представителя Госкомитета по строительству и архитектуре - Рысаева Д.И. полагавшего решение суда законно и обоснованно, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, руководствуясь положениями статей 167, 327 ГПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").
Согласно пункту 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и предоставляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 22 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Из Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования следует, что основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является, в том числе несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил (п.п. "а" п. 18), а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи -участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет (п.п. "а" п. 6).
В соответствии с Законом Республики Башкортостан, подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, Правительство Республики Башкортостан своим Постановлением N 131 от 28 апреля 2011 года утвердило Республиканскую программу государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011 - 2015 годы.
Раздел 4 Программы "Участники реализации программы" закрепляет, что право на участие в Программе имеют молодые семьи, признанные в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях и отвечающие следующим условиям: молодая семья - семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного или более детей; наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой государственной поддержки.
Пунктом 18 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
Из анализа указанных норм следует, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участником подпрограммы, а с момента её включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Из материалов дела следует, что "... " Хусаинов Р.И. обратился с заявлением о включении его и членов его семьи в состав участников Республиканской Программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на "... " г.г.
Письмом "... " от "... " Хусаинову Р.И. сообщено об исключении из участников подпрограммы по тем основаниям, что семья Хусаинова Р.И. обеспечена жилой площадью более установленной учетной нормой.
Решением Учалинского районного суда РБ от "... " постановлено:
признать как несоответствующее требованиям закона и отменить п.п. 1.1.4 п. I постановления главы администрации MP Учалинский район от "... " в части исключения семьи Хусаинова Р.И. из участников подпрограммы "Обеспечением жильем молодых семей".
Признать за семьей Хусаинова Р.И. право на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
Обязать администрацию MP Учалинский район восстановить семью Хусаинова Р.И. в Списке участников подпрограммы "Обеспечение жилье молодых семей" не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу".
Решение суда вступило в законную силу "... "
Постановлением главы Администрации MP Учалинский район РБ "... " УД от "... " в соответствии со ст. 50, п. 2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 07 марта 2012 г. N 203-р. решением Учалинского городского совета Республик Башкортостан от "... " "... ", подпунктами "... " пункта "... " порядка предоставления социальных выплат участникам основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 г. N 131, Порядком предоставления государственной поддержки молодым учителям, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 мая 2012 г. N 137, на основании решения жилищно-бытовой комиссии от "... " "... " Хусаинов Р.И, "... " г.р. исключен из списка участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", в связи с превышением "... " - летнего возраста одним из супругов.
"... " Хусаинову Р.И. исполнилось "... " лет.
Поскольку семья истца не соответствует критериям участников программы, а именно условию о возрасте, Хусаинов Р.И. достиг возраста 36 лет, суд пришел к обоснованному мнению о том, что решение Администрации MP Учалинский район РБ об исключении молодой семьи из числа претендентов на улучшение жилищных условий является правомерным.
Факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечёт безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Так как бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в связи с достижением одним из супругов или одним из родителей в неполной семье возраста, превышающего "... " лет, призвано не допустить нецелевого использования бюджетных средств.
Судебная коллегия отмечает, что как федеральное, так и региональное законодательство предусматривают в качестве основания для участия молодой семьи в подпрограмме наличие определенного возраста (не более 35 лет для каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье) на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Список утверждается ежегодно, в связи с чем, лица, уже достигшие возраста 36 лет, в него не могут быть включены.
Таким образом, в силу федерального закона, молодая семья с момента признания её участником подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии; в случае утраты статуса молодой семьи, она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
Поскольку Хусаиновы утратили по достижении Хусаиновым Р.И. возраста, превышающего "... " лет, статуса молодой семьи, следовательно, у администрации имелись достаточные основания для исключения данной семьи из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы, по сути, выражают несогласие с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильной оценке фактических обстоятельств дела.
Судебная коллегия полагает, что решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Учалинский районного суда РБ от 16 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Хусаинова Р.И. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Я. Турумтаева
Судьи: Г.Ф. Васильева
А.М. Сагетдинова
Справка: судья Гильманов Р.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.