Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю,
судей Куловой Г.Р. и Смирновой О.В.
при секретаре Гильмутдиновой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления земельный и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 4 мая 2018 г, по административному иску Калмыкова А.А. к Управлению земельный и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности утвердить согласование схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю, выслушав объяснения Калмыкова А.А. и его представителя Халикова А.Н, заинтересованного лица Равилова Р.Х, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Калмыков А.А. обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация города), Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - УЗИО) о признании незаконным решения Администрации города от дата в лице зам. начальника УЗИО, которым отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: адрес, и возложении обязанности утвердить согласование схемы расположения названного земельного участка.
Заявленные требования мотивированы тем, что решением Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 1 ноября 2013 г. удовлетворены исковые требования Ардашировой Ф.А. и Калмыкова А.А. о признании за ними права собственности на земельный участок с кадастровым номером N.., расположенный по адресу: адрес (Ардашировой Ф.А. - N.., Калмыкову А.А. - N... ). Однако до принятия решения суда данный земельный участок был снят с кадастрового учета. 16 октября 2017 г. Калмыков А.А. обратился к главе Администрации города с заявлением об утверждении и согласовании схемы расположения земельного участка, который находится по адресу: адрес, на кадастровом плане территории.
дата от Администрации города в лице зам. начальника УЗИО ФИО8 поступило письмо с отказом в утверждении схемы расположения земельного участка, так как в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа N 7/4 от 22 августа 2008 г. (в редакции от 28 июня 2017 г. N 12/7), испрашиваемый земельный участок расположен в жилой зоне N... и общественно-деловой зоне N.., в соответствии с подпунктом 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации разработка схемы расположения земельного участка нарушает требования, предусмотренные статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации к образуемым земельным участкам. Согласно пункту 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон. Формируемый земельный участок расположен в границах красных линий и согласно решению Совета городского округа город Уфа N N... от 28 января 2015 г. "О резервировании земельных участков в границах городского округа г.Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" зарезервирован для муниципальных нужд.
Изложенное административный истец полагает нарушающим его права и не соответствующим закону, поскольку статья 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации говорит об образуемых земельных участках. В данном же случае земельный участок по адресу: адрес был образован значительно раньше, чем все перечисленные решения Администрации города. Полагает, что в данном случае не было оснований образовывать некие территории, нарушающие право на собственность земли Калмыкова А.А. и Ардашировой Ф.А. Кроме этого, отказ Администрации города затрагивает права Равилова Р.Х, проживающего по адресу: адрес, поскольку создает видимость его права выхода через участок адрес, хотя этим нарушается право собственности на землю Калмыкова А.А. и Ардашировой Ф.А.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 4 мая 2018 г, с учетом определения об исправлении описки от 18 июля 2018 г, постановлено:
административные исковые требования Калмыкова ФИО12 к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ, Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности согласовать схему - удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации городского округа г. Уфа РБ от дата в лице заместителя начальника Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ ФИО8, которым отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: адрес адрес.
Обязать Администрацию городского округа г. Уфа РБ утвердить согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, который находится по адресу: адрес.
В апелляционной жалобе УЗИО ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм процессуального и материального права.
Административные ответчики - представители Администрации города и УЗИО, заинтересованные лица - Ардаширова Ф.А. и представитель Федеральной кадастровой палаты Управления Росреестра по Республике Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. На основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата признано за Ардашировой Ф.А. право собственности на N.., за Калмыковым А.А. на N... доли в праве долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N... расположенный по адресу: Республики Башкортостан, адрес.
дата Калмыков А.А. обратился в Администрацию города с заявлением о предварительном утверждении и согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, который находится по адресу: адрес, приложив к заявлению решение суда на земельный участок, копию ситуационного плана и территориального плана на домовладение по данному адресу.
Обжалуемым решением от дата N N... УЗИО сообщило, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа N... от 22 августа 2008 г. (в редакции от 28 июня 2017 г. N 12/7), испрашиваемые земельные участки расположены в жилой зоне N... и общественно-деловой зоне N...
УЗИО в соответствии с подпунктом 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с разработкой схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон. Формируемый земельный участок расположен в границах красных линий и согласно решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N... от 28 января 2015 г. "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" зарезервирован для муниципальных нужд.
Удовлетворяя требования Калмыкова А.А, суд первой инстанции исходил из того, что требования, установленные статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся к вновь образуемым участкам, в то время как в данном случае земельный участок по адресу: адрес, был образован значительно раньше. Право собственности Калмыков А.А. на долю земельного участка было признано решением суда, вступившим в законную силу, до принятия решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N... от 28 января 2015 г. "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд". Из представленных доказательств не следует, что границы расположения земельного участка Калмыков А.А. были изменены, то есть какие-либо признаки относить спорный земельный к вновь образованным суд не усмотрел. Кроме того, решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N... от 28 января 2015 г. "О резервировании земельных участков в границах городского округа г.Уфа РБ для муниципальных нужд", которым земельный участок с кадастровым номером N... включен в список зарезервированных для муниципальных нужд, противоречит фактическим обстоятельствам дела, а именно установленным сведениям о том, что дата сведения о земельном участке были аннулированы и исключены из ЕГРН (кадастра недвижимости).
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку совокупность таких условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение им прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
С учетом положений статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации для решения вопроса о возможности утверждения схемы расположения земельного участка суду надлежало установить, соответствует ли схема расположения земельного участка форме и формату схемы, которые установлены Постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; выяснить, достаточна ли площадь образованной в результате раздела исходного участка оставшейся части для эксплуатации объектов недвижимости и не затронет ли раздел участка прав и законных интересов третьих лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно положениям статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13).
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 данного Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 данного Кодекса.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислен в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, ими являются: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Представленными в дело документами подтверждается, что, обращаясь в Администрацию города с заявлением о предварительном утверждении и согласовании схемы расположения земельного участка, Калмыков А.А. представил решение суда о праве собственности на земельный участок, копию ситуационного плана и территориального плана на домовладение по адресу: адрес, заявителем не была представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по форме схемы соответствующей приложению N.., утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. N...
Согласно пункту 4 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N... при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проектов планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, о зонах с особыми условиями использования территории, о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях, о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
В силу требований пункта 6 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N... схема расположения земельного участка должна включать в себя следующие сведения: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектную площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка.
Не соблюдение формы схемы заявителем является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, так как невозможно определить обозначение характерных точек границ образуемых земельных участков в кадастровом квартале N.., с учетом сведений о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях. В связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований, тем более, для возложения обязанности на Администрацию города утвердить схему расположения земельного участка, которая как таковая отсутствует и административным истцом не была представлена.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 4 мая 2018 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Калмыкова ФИО13 к Управлению земельный и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности утвердить согласование схемы расположения земельного участка - отказать.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья ФИО10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.