Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю,
судей Куловой Г.Р. и Смирновой О.В.
при секретаре Идельбаеве З.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чистяковой Людмилы Вениаминовны к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация), управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - управление) о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в собственность по апелляционной жалобе Чистяковой Л.В. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 02 октября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Смирновой О.В, объяснения Чистяковой Л.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
установила:
Чистякова Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации, управлению о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в собственность.
В обоснование иска указала, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: адрес (далее - жилой дом), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата серия N...
Для обслуживания жилого дома и надворных построек администрация в лице управления заключила с Чистяковой Л.В. договор аренды от дата N... земельного участка с кадастровым номером N.., площадью N... кв. м (далее - земельный участок), сроком с дата до дата
дата истец обратилась в администрацию с заявлением о выкупе земельного участка, на котором расположен жилой дом. Письмом от дата управлением отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на ограничение его в обороте, а именно, нахождении во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы.
Считает указанный отказ незаконным, нарушающим её права, как собственника жилого дома, имеющей исключительное право на приобретение в собственность земельного участка.
Просила признать незаконным, несоответствующим статьям 39.3, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) отказ администрации о предоставлении в собственность Чистяковой Л.В. земельного участка с кадастровым номером N.., выраженный в письме управления от дата исх. N N.., обязать администрацию в 30-дневный срок со дня вступления в законную силу решения направить в адрес Чистяковой Л.В. проект договора купли-продажи земельного участка.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований Чистяковой Л.В. отказано за необоснованностью.
В апелляционной жалобе Чистяковой Л.В. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, не соответствующего нормам материального права.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - Кодекс административного судопроизводства) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы административного дела в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, правильно распределив бремя доказывания обстоятельств, обоснованно указал, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 02:55:030760:42 находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Уфы, в связи с чем, ограничен в обороте, что влечет невозможность передачи участка в собственность истца.
Судебная коллегия полагает выводы суда законными, обоснованными на правильном применении норм материального права.
Так, согласно Основам водного законодательства Союза ССР и союзных республик государственное управление в области использования и охраны вод в РСФСР осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами по регулированию использования и охране вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии со статьями 91, 98 Водного кодекса РСФСР, утверждённого ВС РСФСР 30 июня 1972 г, в целях охраны вод, используемых для питьевого и бытового водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются округа и зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Порядок установления и использования водоохранных зон (полос) определяется Советом Министров РСФСР, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР.
В целях усиления санитарной охраны водопроводов и источников водоснабжения Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР N 96 и Совета Народных Комиссаров СССР N 834 от 17 мая 1937 г. "О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения" было предусмотрено, что в каждом населённом пункте Союза ССР, в котором имеется или строится водопровод общего пользования или водопровод для технических целей, но используемый также для обслуживания населения, обязательно устанавливается зона санитарной охраны открытых и подземных источников водоснабжения, питающих данный водопровод (пункт 1); зона санитарной охраны источников водоснабжения делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим (пункт 2); второй пояс охватывает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки (пункт 4); зона санитарной охраны источников водоснабжения и ее подразделение на пояса устанавливается в каждом населенном пункте решением соответствующего местного совета с утверждения: советов народных комиссаров союзных республик - для столиц союзных республик и для населенных пунктов, расположенных в важнейших курортных районах (Южный берег Крыма, Кавказские Минеральные Воды, Сочи - Мацестинский район и др.), а также для краевых и областных центров и всех городов с населением свыше 200 000 человек; советов народных комиссаров автономных республик, краевых и областных исполнительных комитетов - для прочих населенных пунктов (пункт 6).
Главным государственным санитарным врачом СССР 18 декабря 1982 г. за N 2640-82 утверждено "Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения" (далее - Положение от 18 декабря 1982 г. N 2640-82), которым определялся порядок проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и водопроводов, питающих воду хозяйственно-питьевого назначения для населения, персонала промышленных предприятий, а также для предприятий, требующих воду питьевого качества, и предназначено для организаций, проектирующих и эксплуатирующих водозаборы и водопроводы, а также для органов санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный санитарный надзор.
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от их ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, в том числе с искусственным пополнением, используемую для хозяйственно-питьевых нужд.
Основной целью зон санитарной охраны является охрана от загрязнения источников водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающей территории.
Судебной коллегией установлено, что в 1994 г. с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия источников хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Уфы Республики Башкортостан и в соответствии с санитарными правилами и нормами Положения от 18 декабря 1982 г. N 2640-82, институтом "Коммунводоканалпроект" разработан проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы". Данным проектом определены границы зон санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения г. Уфы. Данный проект утверждён распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 г. за N 801-р, опубликованным 30 июня 2017 г. на официальном Интернет-портале правовой информации Правительства Республики Башкортостан.
22 августа 2008 г. на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 г. N 801-р Советом городского округа г. Уфа принято решение N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа", на основании которого в государственный кадастр недвижимости ранее были внесены сведения о нахождении земельных участков во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Новый проект зон санитарной охраны водных объектов г. Уфы Республики Башкортостан не разработан.
Между тем, оснований полагать, что в настоящее время отсутствует решение уполномоченного органа об утверждении зон санитарной охраны, не имеется. Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 г. N 801-р не утратило силу и подлежит применению к спорным правоотношениям.
Регулируя вопросы водопользования, Водный кодекс Российской Федерации предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43).
Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьёй 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), в соответствии с которой границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (часть 5).
При этом Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.
На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, с 01 июня 2002 г. введены в действие Санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утверждённые Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г. (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Вместе с тем определение действия во времени и пространстве ранее принятых нормативных правовых актов по вопросам границ зон санитарной охраны названными актами не ограничено.
Согласно подпункту 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
Как следует из письма управления от дата исх. N N... земельный участок с кадастровым номером N... в соответствии проектом "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы" расположен во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы, что согласуется с сообщением МУП "Уфаводоканал" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 01 октября 2018 г. N 13-24/499, у которого находится оригинал документа, о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы.
Судебная коллегия признаёт указанное письменное доказательство относимым и допустимым, соответствующим положениям статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Последующее исключение указанных сведений из Единого государственного реестра недвижимости не свидетельствует о нахождении земельных участков за пределами второго пояса источника водоснабжения г. Уфы, поскольку проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы" подтверждено их местонахождение в границах зон, не допускающих приватизацию земельных участков вследствие особого режима использования.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что принятым решением органа местного самоуправления об отказе в предоставление в собственность земельного участка собственнику жилого дома, на котором он расположен, нарушен материальный закон и законные интересы административного истца, у судебной коллегии не имеется.
Довод апелляционной жалобы о принятии судом решения без учёта предоставления административному истцу в аренду земельного участка без каких-либо ограничений, что свидетельствует, по его мнению, об оборотоспособности земельного участка, не является основанием для отмены судебного постановления, поскольку правовая природа арендных правоотношений основана на временном владении и пользовании имуществом за плату, в том числе земельным участком, находящимся в пределах второго пояса источника водоснабжения г. Уфы. Собственник земельного участка в отличие от арендатора имеет более расширенный перечень полномочий, включающий помимо указанных функций право на распоряжение имуществом, то есть правом на определение судьбы вещи, вследствие чего законодатель подпунктом 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничивает оборот таких земельных участков путём запрета на передачу в собственность.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности нахождения испрашиваемого земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы ввиду отсутствия сведений о регистрации ограничений в Едином государственном реестре недвижимости и иных письменных документов, достоверно позволяющих определить границы второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы на местности, а также принятия судом решения без учёта расположения земельного участка в территориальной зоне с индексом "Ж-1", предназначенной для индивидуального жилищного строительства, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, выражают несогласие с законными и обоснованными выводами суда, не влекут правовых последствий в виде отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 310-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 02 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Чистяковой Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судья
Справка: судья Попенова Т.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.