Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 01 ноября 2018 года) жалобу представителя Управления городского хозяйства администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан ФИО8. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 по г. Салавату Республики Башкортостан от 10 июля 2018 года и решение судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 23 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 27 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Управления городского хозяйства администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 по г. Салавату Республики Башкортостан от 10 июля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 23 августа 2018 года, Управление городского хозяйства администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере... рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с вынесенными по делу судебными постановлениями, представитель Управления городского хозяйства администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан ФИО9. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит отменить ввиду незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются полное, всестороннее и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В силу ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.1, ч. ч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Исходя из положений указанной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч. 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 26 июня 2018 года в 12 часов 00 минут при надзоре за дорожным движением на участке улично-дорожной сети в районе пересечения улиц Уфимская и Калинина г. Салавата Республики Башкортостан выявлено невыполнение в установленный законом срок Управлением городского хозяйства администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан предписания от 11 мая 2018 года, выданного временно исполняющим обязанности главного государственного инспектора ДН ОГИБДД ОМВД России по г. Салават ФИО10, об установлении дублирующих знаков 5.19.1 "Пешеходный переход" над проезжей частью.
По данному факту старшим государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по г. Салават ФИО11 27 июня 2018 года был составлен протокол об административном правонарушении.
Однако, нижестоящими судебными инстанциями при рассмотрении дела не учтено, что материалы дела не содержат сведений о надлежащем извещении Управления городского хозяйства администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, протокол составлен при защитнике ФИО12, действующего на основании доверенности от 09 апреля 2018 года (л.д. 13).
Закон допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего в качестве защитника на основании доверенности, выданной законным представителем лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Такое лицо допускается к участию в производстве по делу с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуется всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется производство.
Согласно п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при применении ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ необходимо учитывать, что, поскольку КоАП РФ не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника и представителя на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос должен быть решен применительно к общим положениям ч. ч. 2 и 3 ст. 53 ГПК РФ, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.
Однако, исходя из текста доверенности, выданной Управлением городского хозяйства администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан в лице начальника ФИО13, отсутствует указание на наличие у последнего права на участие при составлении протокола об административном правонарушении и подписания его.
Более того, участие защитника не свидетельствует о создании должностным лицом необходимых условий для реализации законным представителем юридического лица, который является основным и самостоятельным участником производства по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренных законом прав. Участие защитника не освобождает должностное лицо от обязанности извещения о времени и месте рассмотрения дела законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
Из имеющихся материалов дела следует, что Управление городского хозяйства администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан своевременно и надлежащим образом не извещено о дате составления протокола об административном правонарушении от 27 июня 2018 года. Доказательств надлежащего уведомления законного представителя управления - начальника ФИО14. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, административным органом в материалы дела не представлено.
Кроме того, в нарушение ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не подписан должностным лицом, его составившим - инспектором ФИО15, что не было устранено мировым судьей в порядке ч. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Таким образом, при рассмотрении дела должностным лицом допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ.
Нижестоящими судебными инстанциями не был проверен факт создания Управлению городского хозяйства администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан необходимых условий для реализации права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту, и не выявлен факт существенного нарушения требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, в связи с чем, постановление мирового судьи судебного участка N 2 по г. Салавату Республики Башкортостан от 10 июля 2018 года и решение судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 23 августа 2018 года нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
жалобу представителя Управления городского хозяйства администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан ФИО16 удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 по г. Салавату Республики Башкортостан от 10 июля 2018 года и решение судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 23 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 27 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Управления городского хозяйства администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З. У. Латыпова
Справка:
мировой судья Мусин Э.Р.
федеральный судья Салимов И.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.