Дата вступления в законную силу - 20 декабря 2018 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Широкова Е.А., при секретаре Костине Ф.В., рассмотрев 20 декабря 2018 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении
Общества с ограниченной ответственностью "Строительная корпорация "Аркада" (далее - ООО "СК "Аркада"), ИНН 7801271630, ОГРН 1157847027799, юридический адрес: Санкт-Петербург, ул. Корпусная, д.9, лит.А, пом.70-Н,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 ноября 2018 года ООО "СК "Аркада" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Вина ООО "СК "Аркада" установлена в привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у этого иностранного гражданина разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, совершенном в городе федерального значения Санкт-Петербурге.
Указанное административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
24.09.2018 в 11 часов 00 минут сотрудниками ОИК отдела по Приморскому району Санкт-Петербурга УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в ходе проведения внеплановой выездной проверки на основании распоряжения N N... от 14.09.2018 в отношении ООО " "... "" (в рамках операции "Нелегал - 2018") на предмет соблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации на строительном объекте по адресу: Санкт-Петербург, ул.Яхтенная, участок N 10 (северо-западнее пересечения улицы Яхтенной и улицы Оптиков) был выявлен гражданин Узбекистана И, "дата" г.р, нарушивший миграционное законодательство Российской Федерации, выразившееся в незаконном осуществлении трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего, а именно: выносил строительный мусор на строительном объекте, находящимся по адресу: Санкт-Петербург, ул. Яхтенная, участок N 10, (северо-западнее пересечения улицы Яхтенной и улицы Оптиков), где застройщиком является ООО " "... "", не имея при этом патента, действующего на территории субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург, когда такой патент требуется в соответствии с п.1 ст.13.3 Федерального закона от 25.07.2002г. N 115 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", то есть совершил административное правонарушение в субъекте федерального значения Санкт-Петербург, предусмотренное ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, в связи с чем, в деянии гражданина Узбекистана И, "дата" г.р, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.10 КоАП РФ.
25.09.2018 было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования. В ходе административного расследования установлено, что вышеуказанный иностранный гражданин осуществлял трудовую деятельность по адресу проведения проверочных мероприятий, фактически осуществлял трудовую деятельность в интересах ООО "СК "Аркада" с целью извлечения прибыли.
Законный представитель ООО "СК "Аркада" генеральный директор Беляева И.В. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об изменении постановления судьи районного суда в части наказания, применении положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, заменив штраф в размере 200 000 руб. на предупреждение.
В обоснование жалобы указала, что по факту выявления иностранного гражданина на строительном объекте был составлен протокол, на основании которого должностное лицо (начальник участка) привлечено к административной ответственности, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35000 руб. Административный штраф был уплачен должностным лицом. Согласно материалам дела, иностранный гражданин привлечён лично начальником участка П, который не убедился в наличии разрешительных документов у И. и не поставил в известность руководство ООО "СК "Аркада". Таким образом, Обществу назначено несоразмерное содеянному правонарушению наказание. При этом из представленных в материалы дела документов следует, что Общество включено в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ранее к административной ответственности не привлекалось, совершенное правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других возможных последствий, указанных в ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ, также учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, заявитель жалобы полагает возможным применить к ООО "СК "Аркада" административное наказание в виде предупреждения.
Законный представитель ООО "СК "Аркада" генеральный директор Беляева И.В. в Санкт-Петербургский городской суд не явилась, согласно материалам дела и пояснениям защитника, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы.
Защитник ООО "СК "Аркада" Н. в ходе рассмотрения жалобы в Санкт-Петербургском городском суде изложенные в ней доводы поддержала в полном объеме.
Исследовав материалы дела, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ в ходе производства по делу не установлено, вопреки доводам жалобы, судья Приморского районного суда Санкт-Петербурга на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установилвсе юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Так, частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена, в том числе, ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
В силу части 4 статьи 18.15 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 названной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В примечании к статье 18.15 Кодекса закреплено, что в целях данной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Частью 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Вина ООО "СК "Аркада" установлена в привлечении к трудовой деятельности гражданина Республики Узбекистан И. на территории Санкт-Петербурга без патента, который требуется в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ.
Как следует из материалов дела, гражданин Узбекистана И. был выявлен в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО " "... "" по распоряжению от 14 сентября 2018 года N.., основанием для проведения которой явился рапорт начальника отдела по Приморскому району Санкт-Петербурга УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о выявлении нарушений миграционного законодательства в ходе проведенного мониторинга при реализации второго этапа оперативно-профилактического мероприятия "Нелегал-2018", проводимого в соответствии Приказом ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 19.07.2018 N 380/310/19/157/92. Данная проверка проведена в соответствии с требованиями п.3 ч.5 ст. 32 Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в соответствии с которым основанием для проведения внеплановой проверки является выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований. В ходе проверки был проведен осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, о чем в соответствии с требованиями ст.27.8 КоАП РФ составлен протокол от 24 сентября 2018 года с участием понятых, данные которых отражены на первом листе протокола, являющийся допустимым источником доказательств.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", нарушений положений которых в ходе проведения проверочного мероприятия, вопреки доводам жалобы, не установлено. Факт допуска Обществом на территории осуществления им хозяйственной деятельности к работе иностранного гражданина И. при отсутствии у последнего патента, действующего на территории Санкт-Петербурга, подтверждается исследованными судьей доказательствами, в том числе объяснениями начальника строительного участка П, предупрежденного об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, данными им 24 сентября 2018 года о том, что иностранный гражданин И. осуществлял трудовую деятельность в интересах ООО "СК "Аркада", что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.15 КоАП РФ. Постановление судьи вынесено в соответствии требованиям ст.29.10 КоАП РФ. Административное наказание назначено в пределах санкции ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, в соответствии с требованиями главы 4 КоАП РФ с применением положений ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ. Довод жалобы о применении положений ст.4.1.1 КоАП РФ подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.Вместе с тем, анализ взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на ООО "СК "Аркада" административного штрафа на предупреждение. Так, правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, в частности, осуществление ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируется Законом о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Одной из приоритетных целей указанного Федерального закона является защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям. Осуществление иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на территории России трудовой деятельности носит разрешительный характер. На основании п.2 ст.13.3 Закона о правовом положении иностранных граждан для получения патента иностранный гражданин, помимо иных документов, обязан представить документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; миграционную карту с указанием работы как цели визита в Российскую Федерацию и с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты; действующий на территории Российской Федерации на срок осуществления трудовой деятельности данным иностранным гражданином договор (полис) добровольного медицинского страхования; документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции); документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания.
Таким образом, привлечение работодателем иностранного гражданина к трудовой деятельности при отсутствии у него оформленного в установленном порядке патента создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, а также угрозу безопасности государства. В данном случае, угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении ООО "СК "Аркада" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством, регламентирующим порядок привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности. Таким образом, оснований для применения положений ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Строительная корпорация "Аркада" оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "СК "Аркада" генерального директора Беляевой И.В. - без удовлетворения.
Судья Е.А. Широкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.