Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
Венедиктовой Е.А, Баоминой Е.А.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 октября 2018 года апелляционную жалобу Корчагина А. М. на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июня 2018 г. по гражданскому делу N... по иску Корчагина А. М. к Управлению ФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Федеральной службе охраны РФ о признании права на получение денежной компенсации за наем жилых помещений, обязании принятия решения о выплате компенсации, взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, выслушав объяснения представителя истца Корчагина А.М. - Гадельшина Р.Р, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Управления ФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Матросовой М.А, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Корчагин A.M. обратился в Дзержинский районный суд г. Санкт-Петербурга с иском к Управлению ФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Федеральной службе охраны Российской Федерации, в котором, с учетом уточненных требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил признать за истцом право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений; обязать Федеральную службу охраны Российской Федерации принять решение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений Корчагину A.M. С февраля 2014 года; обязать Управление ФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области выплатить истцу денежную компенсацию за поднаем жилого помещения за период с февраля 2014 года по 15 февраля 2017 года в сумме 548 035 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что проходил военную службу в Федеральной службе охраны Российской Федерации с ноября 1987 года по июнь 2005 года. Решением жилищной комиссии войсковой части 28685 от 15 мая 2006 года Корчагин A.M. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Истец, считая действия жилищной комиссии воинской части 28685 незаконными, обратился в суд с исковым заявлением. Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд решением от 06 февраля 2015 года по делу N... удовлетворил требования истца, обязав должностных лиц Федеральной службы охраны восстановить Корчагина A.M. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 30 октября 2003 года. Указанное решение суда 11.06.2015 года вступило в законную силу.
Истец указывает, что только в сентябре 2016 года получил ответ командира войсковой части 28685 о восстановлении его на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 30 октября 2003 года.
В ноябре 2016 года истец обратился в Центральную жилищную комиссию ФСО России с просьбой разъяснить порядок выплаты денежной компенсации за поднаем жилого помещения. В декабре 2016 года был получен ответ, из которого следует, что в целях получения компенсации следует обратиться с заявлением в отдел пенсионного обеспечения Управления ФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области и приложить к заявлению документы согласно перечню.
В феврале 2017 года истец обратился в указанный отдел с заявлением о выплате компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, предусмотренной Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909.
Истец указывает, что жилым помещением на данный момент не обеспечен и в соответствии с требованиями п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" имеет право на выплату денежной компенсации за наем жилых помещений. Однако, до настоящего времени истцу денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений не выплачивается. Истец считает, что указанная выплата может быть назначена с февраля 2014 года, учитывая исключительные обстоятельства и уважительность причин обращения за указанной выплатой в феврале 2017 года.
Уточнив исковые требования, истец указал, что ответчик Управление ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в ноябре 2017 года начал выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения, выплаты произведены из расчета 13 дней февраля 2017 года в сумме 6 964 рубля 29 копеек, а также за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2017 года из расчета 15 000 рублей за каждый месяц. Выплаты производятся по настоящее время.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июня 2018 г. в удовлетворении исковых требований Корчагина А.М. отказано.
В апелляционной жалобе истец Корчагин А.М. просит отменить решении суда, как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель ответчика Федеральной службы охраны Российской Федерации не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в суд апелляционной инстанции не направил, доказательств уважительности причин неявки не представил. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определилавозможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Корчагин A.M. проходил военную службу в Федеральной службе охраны Российской Федерации с ноября 1987 года по июнь 2005 года. Решением жилищной комиссии войсковой части 28685 от 15 мая 2006 года Корчагин A.M. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 06 февраля 2015 года по делу N... удовлетворены исковые требования Корчагина A.M.; должностные лица Федеральной службы охраны России обязаны восстановить Корчагина A.M. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 30 октября 2003 года. Указанное решение суда в части восстановления на учете Апелляционным определением Ленинградского окружного военного суда 11 июня 2015 года оставлено без изменения и вступило в законную силу.
Во исполнение указанного решения суда истец в составе семьи 1 человек был восстановлен на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по г. Санкт-Петербургу.
Истец указывает, что только в сентябре 2016 года он получил ответ (исх. N... от "дата") командира войсковой части 28685 о восстановлении его на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 30 октября 2003 года.
Корчагин A.M. является нанимателем жилого помещения на основании договоров найма жилого помещения.
В ноябре 2016 года истец обратился в Центральную жилищную комиссию Федеральной службы охраны Российской Федерации с просьбой разъяснить порядок выплаты денежной компенсации за поднаем жилого помещения. В декабре 2016 года истцом был получен ответ, из которого следует, что в целях получения компенсации следует обратиться с заявлением в отдел пенсионного обеспечения Управления ФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области и приложить к заявлению документы согласно перечню.
В феврале 2017 года истец обратился в указанный отдел с заявлением о выплате компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, предусмотренной Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909.
В связи с длительной невыплатой указанной компенсации истец в мае 2017 года обратился в адрес военного прокурора Западного военного округа с обжалованием действий должностных лиц отдела пенсионного обеспечения управления ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В связи с поступлением из Федеральной службы охраны Российской Федерации документальных материалов для назначения денежной компенсации за наем жилого помещения Управлением ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в ноябре 2017 года стала осуществляться выплата денежной компенсации за поднаем жилого помещения за период с "дата" по "дата" года в размере 15 000 рублей ежемесячно.
Также в последующем истец уведомлен о произведении соответствующей выплаты за период с "дата" по "дата" года в размере 15 000 рублей ежемесячно.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств в подтверждение понесенных им расходов по найму жилого помещения в спорный период с февраля 2014 г. по "дата", а также не представлены договора найма жилого помещения за указанный период времени.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с абз. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченных жилым помещением в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, согласно ч. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", им ежемесячно должна выплачиваться компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, определенных Правительством Российской Федерации.
На основании приведенных правовых норм, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 05 апреля 2007 года N 5-П и от 03 октября 2010 года N 3-П, исходя из того, что право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением, и такая компенсация выплачивается до обеспечения указанного лица жилым помещением, суд первой инстанции обоснованно указал, что с учетом того, что истец в соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ, имеет право на разовое обеспечение его благоустроенным жилым помещением в порядке определенном Правительством Российской Федерации, а до обеспечения его жилой площадью - на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения, отказ в выплате ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения за счет средств федерального бюджета не может быть признан законным.
Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченным жилым помещением в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, согласно которому выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" установлен предельный размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилых помещений, а также условия и размеры его повышения. Так в Санкт-Петербурге размер ежемесячной компенсации установлен равным 15 000 руб.
При этом, согласно п. 3 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, выплата денежной компенсации осуществляется ежемесячно на основании договора найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, в размере, предусмотренном договором, но не более установленных размеров.
Таким образом, вышеуказанными нормами права предусмотрена выплата денежной компенсации, то есть возмещения понесенных расходов, связанных с невозможностью обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях до 01 января 2005 года, лишь при наличии таких расходов со стороны указанной категории граждан.
Юридическим фактом, порождающим у гражданина обязанность вносить плату за жилье и нести жилищные расходы, является договор найма (поднайма) жилого помещения, который заключается в письменной форме и влечет за собой возникновение у нанимателя (поднанимателя) прав пользования жилым помещением для проживания в нем (ст. ст. 671, 674, 678, 679 и 685 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии ст. 674 Гражданского кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения заключается в письменной форме.
При этом согласно приложению N... к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235 решение о выплате денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, принимается соответствующим органом на основании заявления гражданина о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилья.
Учитывая, что Корчагин A.M. обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации за наем (поднаем) жилых помещений "дата", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Отдел пенсионного обеспечения и социальной защиты Управления кадров ФСО России принял правомерное решение о выплате истцу денежной компенсации за наем жилого помещения по адресу: "адрес", лишь за период с "дата" по "дата".
При этом суд первой инстанции исходил из того, что истцом в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что он обращался к ответчикам с заявлениями о выплате ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в период до "дата", и пришел к выводу о том, что истец отказался от реализации принадлежащего ему права на получение вышеуказанной компенсации за период до февраля 2017 года, в связи с чем, оснований для возмещения в его пользу расходов по найму жилого помещения за указанный в иске период не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанная выплата может быть назначена с февраля 2014 г, учитывая исключительные обстоятельства и уважительность причин обращения за указанной выплатой в феврале 2017 г, судебная коллегия отклоняет исходя из следующего.
В материалы дела представлен договор найма от "дата", в котором указано на оплату найма с "дата" по "дата", но вместе с тем, поскольку с заявлением о выплате компенсации истец обратился "дата", учитывая, что в соответствии с перечнем единых форм документов, необходимых для принятия решения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до "дата" в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы) (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года N 235) выплата компенсации носит заявительный характер, вывод суда первой инстанции о том, что Отдел пенсионного обеспечения и социальной защиты Управления кадров ФСО России принял правомерное решение о предоставлении истцу денежной компенсации за наем жилого помещения по адресу: "адрес", лишь за период с "дата" по "дата", следует признать верным.
Кроме того, решение Санкт-Петербургского военного гарнизонного суда постановлено в 2015 году, тогда как с заявлением о выплате компенсации истец обратился только в феврале 2017 года, что указывает на отсутствие исключительных уважительных причин.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, сводятся к изложению позиции, заявленной истцом в суде первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июня 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Корчагина А. М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.