Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
Венедиктовой Е.А, Барминой Е.А.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 октября 2018 года апелляционную жалобу ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 29 мая 2018 г. по гражданскому делу N 2-2943/2018 по иску Барука Р. С. к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга об обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, выслушав объяснения представителя ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга - Левченко М.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Барука Р.С. - Ермаковой А.Н, полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представителя третьего лица Структурного подразделения "Детский дом" Государственного бюджетного образовательного учреждения школы N 7 Красносельского района Санкт- Петербурга - Шишкова Д.В, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Барук Р.С. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга, в котором просил обязать ответчика назначить ему пенсию по случаю потери кормильца на основании пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с даты прекращения ее выплаты - "дата".
В обоснование исковых требований истец указал, что он является ребенком, потерявшим обоих родителей, следовательно, на период его обучения, но не дольше 23 лет он имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца на основании пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Указанная пенсия ранее выплачивалась ему, однако с "дата" ее выплата была прекращена.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 29 мая 2018 года ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Красносельском районе Санкт-Петербурга обязано назначить Баруку Р.С. выплату социальной пенсии по случаю потери кормильца на основании пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", с "дата".
В апелляционной жалобе ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга просит отменить решение суда, как незаконное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
В соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ, право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ, гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по потере кормильца.
Таким образом, из прямого толкования закона следует, что право на получение данной пенсии имеет ребенок, потерявший одного или обоих родителей.
Понятие "ребенок, оставшийся без попечения родителей" приведено и в пункте 1 ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации и является оценочным. Перечисленные в указанной правовой норме причины утраты родительского попечения - это следствие невозможности защищать своего ребенка либо нежелания выполнять свой родительский долг. Отсутствие в п. 1 ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации ограничений в определении причин и признаков такой ситуации превращает данное положение закона в способ помощи детям, попавшим в бедственное положение.
При наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 121 Семейного кодекса РФ, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в выданном отделом ЗАГС администрации Кировского района Санкт-Петербурга свидетельстве I-AK N... от "дата" о рождении Барука Р. С, "дата" года рождения, уроженца Санкт-Петербурга, в графах "отец" и "мать" стоят прочерки.
С "дата" Барук Р.С. являлся воспитанником Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Специальная коррекционная школа-интернат N 7 Красносельского района Санкт-Петербурга.
Решением ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга от 20.10.2008 Баруку Р.С. назначена пенсия по случаю потери кормильца на основании пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на период с "дата" по "дата".
Решением ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга от "дата" Баруку Р.С. отказано в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, выплата пенсии прекращена с "дата".
"дата" Барук Р.С. обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Решением ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга от "дата" в назначении пенсии Баруку Р.С. отказано.
Основанием для принятия решений от "дата" и "дата" об отказе в назначении Баруку Р.С. пенсии явилось отсутствие документов, подтверждающих родственные отношения с умершими родителями, а также подтверждающих нахождение Барука Р.С. на их иждивении.
Решением ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга от 31.01.2018 Баруку Р.С. назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 05.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с "дата".
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришел к обоснованному выводу о признании незаконным решения и об обязании ответчика назначить истцу социальную пенсию по случаю потери кормильца. При этом указал, что как следует из прямого толкования закона, право на получение пенсии по потере кормильца имеет ребенок, потерявший одного или обоих родителей, и при этом, не имеет значения, каким образом ребенок потерял родителей, оставшись без их попечения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подтверждаются представленными по делу доказательствами.
Ссылка в жалобе о непредставлении истцом документов, подтверждающих факт потери кормильца и доказательств его происхождения от конкретной матери не может являться основанием к отказу в назначении указанной социальной пенсии, поскольку свидетельство о рождении, в котором отсутствуют указания на родителей, является подтверждением того, что ребенок потерял обоих родителей. Признание иного противоречило бы целям политики Российской Федерации как социального государства (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ).
Иные доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в постановленном решении.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло свое отражение в мотивировочной части решения, спор разрешилв соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 29 мая 2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.