Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
Венедиктовой Е.А, Стешовиковой И.Г.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 октября 2018 года апелляционную жалобу Санкт-Петербургского автономного учреждения "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 28 мая 2018 г. по гражданскому делу N... по иску Игнатьевой С. А. к Санкт-Петербургскому государственному автономному учреждению "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" о постановке на учет, как впервые ищущей работу.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, выслушав объяснения представителей ответчика Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" - Соколовской Ю.А, Антонова Д.И, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Игнатьева С.А. обратилась в Октябрьский районный суд с иском к Санкт-Петербургскому государственному автономному учреждению "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" о признании ее безработной как впервые ищущей работу, обязании 18.01.2018 г. поставить на учет как впервые ищущую работу, назначении пособия по безработице в размере среднемесячной заработной платы в Санкт-Петербурге, взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Игнатьева С.А, "дата" г.р, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 18.01.2018 г. обратилась в структурное подразделение ответчика в Приморском районе Санкт-Петербурга с заявлением о постановке на учет, как впервые ищущей работу, признании безработной и выплате пособия. Ответчиком было отказано со ссылкой на то, что имеется период работы в ООО "Яркая звезда" в 2013 году, засчитываемый в страховой стаж. Истец полагает, что поскольку работа носила временный характер в свободное от учебы время, то отказ ответчика необоснован.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 28 мая 2018 года Игнатьева С.А, "дата" года рождения, признана безработной впервые ищущей работу. Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" обязано поставить Игнатьеву С.А. на учет, как впервые ищущую работу с 18.01.2018 г, назначить и выплачивать в течение шести месяцев пособие по безработице в размере средней месячной заработной платы в городе Санкт-Петербурге. С Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" в пользу Игнатьевой С.А. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 6 000 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" просит отменить решение суда, как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Игнатьева С.А, представитель третьего лица - Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в суд апелляционной инстанции не направили, доказательств уважительности причин неявки не представили. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определилавозможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, Игнатьева С.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, и имеет право на дополнительные меры социальной поддержки, что не оспаривалось ответчиком.
Игнатьева (до заключения брака и смены фамилии Еремеева) С.А. обучалась в СПб ГБПОУ "Медицинский техникум N 9" по очной форме обучения с 01.09.2012 г. по 30.06.2016 г.
Из Сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, следует, что в 2013 г. Игнатьева С.А. работала в ООО "Яркая звезда".
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, ООО " "... "" "... " 20.12.2016 г. прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией.
18.01.2018 г. Игнатьева С.А. обратилась в Агентство занятости населения Приморского района Санкт-Петербурга и была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы без регистрации в качестве безработной и без назначения пособия по безработице, по причине того, что она не относится к гражданам, ищущим работу впервые.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Положениями статьи 7 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направляется на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Правовое значение для предоставления гарантий, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", для ищущих работу детей, оставшихся без попечения родителей, имеет факт поиска ими работы как лицами, находящимися в этом статусе.
На основании статьи 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", занятыми считаются граждане, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Игнатьева С.А. является совершеннолетней, однако не достигла возраста 23 лет, в связи с чем, по настоящее время она относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Игнатьева С.А. в период с 01.09.2012 г. по 30.06.2016 г. являлась лицом занятым, поскольку имела статус обучающегося в СПб ГБПОУ "Медицинский техникум N 9" по очной форме обучения, на учете в качестве безработного не состояла.
С учетом данных обстоятельств, разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что трудовая деятельность истца в 2013 году в ООО "Яркая звезда" являлась ни чем иным как временным трудоустройством в период учебы.
При этом, судебная коллегия отмечает, что в силу действующего законодательства о занятости населения, временное трудоустройство несовершеннолетних не является трудоустройством как таковым. Данная мера социальной поддержки направлена на трудовую адаптацию подростков.
Доказательств того, что Игнатьева С.А. осуществляла трудовую деятельность после окончания учебного заведения, материалы настоящего дела не содержат.
Таким образом, судебная коллегия находит верным выводы суда о том, что истец является лицом, впервые ищущим работу, и имеет право на получение пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Санкт-Петербурге. Судом правильно установлены значимые по делу обстоятельства, правильно применен закон к спорным правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Игнатьева С.А. обратилась в Агентство занятости населения Приморского района Санкт-Петербурга в целях поиска работы 18.01.2018 г, комплект документов, необходимый для регистрации в качестве безработного, установленный п. 2 ст. 3 Закона о занятости и п. 4 Правил регистрации безработных граждан (постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 г. N 891) не предоставила, в связи с чем не была зарегистрирована в качестве безработного не могут быть приняты во внимание,
В силу абз. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Согласно ч. 2 ст. 3 указанного Закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Порядок регистрации безработных граждан установлен Правительством Российской Федерации.
В силу п. 4 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 года N 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорта или документа, его заменяющего; трудовой книжки или документа, ее заменяющего; документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию; справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Между тем, как следует из материалов дела, Игнатьевой С.А. был представлен необходимый комплект документов для регистрации в качестве безработного в Агентство занятости населения Санкт-Петербурга, и судом первой инстанции обоснованно был сделан вывод о том, что то обстоятельство, что Игнатьева С.А. в 2013 г. осуществляла трудовую деятельность в ООО "Яркая звезда", не может быть признано работой, лишающий ее права на статус лица, впервые ищущего работу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В порядке ст.ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что истцом понесены расходы на оплату услуг представителя, с учетом принципа разумности обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца понесенные расходы на оплату услуг представителя в сумме 6 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что не было необходимости Умновой Л.Ю. представлять интересы и заключать договор на оказание юридических услуг с ребенком-сиротой, не работающим и не имеющим самостоятельных доходов на сумму в размере 25 000 рублей, поскольку по данной категории дел был привлечен в защиту интересов детей-сирот представитель уполномоченного по правам ребенка в г. Санкт-Петербурге, который дал заключение, поддержал и защищал в судебном процессе исковые требования Игнатьевой С.А, судебная коллегия во внимание не принимает. В соответствии с принципом диспозитивности гражданского процесса стороны самостоятельно распоряжаются своими материальными и процессуальными правами. Согласно ч. 1 ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Также судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что требование суда к выплате 6000 рублей не подтверждается понесенными расходами Игнатьевой С.А. и усматривается как неосновательное обогащение, поскольку несение данных расходов истцом подтверждено распиской представителя о получении денежных средств от 18.01.2018 г, включая денежную сумму в размере 6000 рублей.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 28 мая 2018 года, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.