Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Александровой Ю.К.
судей
Зарочинцевой Е.В,
Мелешко Н.В.
при секретаре
Монгуш С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление Псковского транспортного прокурора на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 20 августа 2018 года по гражданскому делу N 2-1587/2018 по иску Псковского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
Заслушав доклад судьи Александровой Ю.К, объяснения представителя истца, поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя ответчика, возражавшего относительно удовлетворения апелляционного представления, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Псковский транспортный прокурор обратился в Мещанский районный суд Москвы с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности движения и защите прав потребителей, в том числе в сфере социальной защиты прав инвалидов и других маломобильных категорий граждан, при эксплуатации железнодорожного пешеходного моста расположенного по адресу: Псковская область, г. Псков, станция Псков, состоящего на балансовом учете Псковской дистанции пути Октябрьской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО "РЖД", были выявлены следующие нарушения:
- отсутствие специальных технических устройств и приспособления для инвалидов и других маломобильных групп населения,
- отсутствие тактильно-контрастных указателей, выполняющих предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участках, ведущих к лестничным подъемам моста,
- покрытие участков, ведущих к входам на железнодорожный мост находится не в удовлетворительном состоянии, асфальтовое покрытие имеет неровную поверхность, выбоины, провалы, местами совсем отсутствует,
- лестничные подъемы железнодорожного моста имеют выбоины в покрытии ступеней, отсутствуют полосы, контрастные с поверхностью ступени, предупреждающие тактильно-контрастные указатели перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша лестниц отсутствуют,
- лестничные подъемы железнодорожного пешеходного моста не оборудованы пандусами или подъемными устройствами,
- не установлены поручни с учетом технических требований к опорным стационарным реабилитационным устройствами по ГОСТ 51261-99.
Поскольку нарушение носят длящийся характер, создают потенциальную угрозу интересам общества и государства в сфере безопасности функционирования транспортного комплекса, а также существенно нарушают права инвалидов и маломобильных групп населения, прокурор просил признать незаконным бездействие ОАО "РЖД" в лице Октябрьской Дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО "РЖД", выразившееся в непринятии мер по оборудованию пешеходного железнодорожного железобетонного моста, расположенного по адресу: Псковская область, г. Псков на станции Псков, специальными техническими устройствами, возложить на ОАО "РЖД" обязанность обеспечить минимальный стандарт доступности инвалидов и других маломобильных групп населения к пешеходному железнодорожному железобетонному мосту, расположенному по адресу: Псковская область, г. Псков на станции Псков, и обеспечения реальной возможности пользования указанным объектом социальной инфраструктуры инвалидами и другими маломобильными группами населения путем:
- оборудования железнодорожного моста тактильно-контрастными указателями, выполняющими предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участках, ведущих к лестничным подъемам моста,
- ремонта покрытия пешеходных путей на участках, ведущих к входам на мост,
- установки перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша лестниц моста предупреждающих тактильно-контрастных указателей;
- оборудования лестничных подъемов железнодорожного пешеходного моста поручнями, пандусами или подъемными устройствами.
Определением Мещанского районного суда города Москвы от 5 марта 2018 года дело по указанному иску было передано на рассмотрение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга.
После уточнения требований в окончательном варианте истец просил признать незаконным бездействие ОАО "РЖД" в лице Октябрьской Дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО "РЖД", выразившееся в непринятии мер по обеспечению возможности беспрепятственно передвигаться инвалидам и другим группам населения с
ограниченными возможностями на пешеходном железнодорожном
железобетонном мосту, расположенном по адресу: Псковская область,
город Псков станция Псков, возложить на ОАО "РЖД" обязанность устранить выявленные нарушения закона и обеспечить минимальный стандарт доступности инвалидов и других маломобильных групп населения к пешеходному железобетонному железнодорожному мосту, расположенному по адресу: Псковская область, город Псков, станция Псков, следующим образом:
-оборудовать железнодорожный пешеходный мост тактильно-контрастными указателями, выполняющими предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участках, ведущих к лестничным подъемам моста;
-обеспечить проведение ремонтных работ покрытия пешеходных путей на участках, ведущих к входам на мост;
-установить перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша лестниц моста предупреждающие тактильно-контрастные указатели;
-оборудовать лестничные подъемы железнодорожного пешеходного моста поручнями, пандусами или подъемными устройствами;
-разработать и осуществить организационные мероприятия по адаптации пешеходного железнодорожного моста в рамках "разумного приспособления", путем оборудования моста с обеих сторон специальными тактильными, звуковыми и цветовыми элементами, в том числе, установить на сходах моста кнопки вызова персонала с размещением информационных табличек с указанием номеров телефонов ответственных работников для оказания ситуационной помощи по проследованию через мост инвалидов и других маломобильных групп населения.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 20 августа 2018 года исковые требования Псковского транспортного прокурора частично удовлетворены.
Суд обязал ОАО "Российские железные дороги" оборудовать железнодорожный пешеходный мост, расположенный по адресу: город Псков, станция Псков, тактильно-контрастными указателями, обеспечить проведение ремонтных работ покрытия пешеходных путей на участках, ведущих к ходам на мост в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано.
В апелляционном представлении Псковский транспортный прокурор просит решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 20 августа 2018 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что в августе 2017 года Псковским транспортным прокурором была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и защите прав потребителей, в том числе в сфере социальной защиты прав инвалидов и других маломобильных категорий граждан при эксплуатации железнодорожного пешеходного моста расположенного по адресу: Псковская область, город Псков, станция Псков, находящийся на балансе Псковской дистанции пути Октябрьской Дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО "РЖД".
В ходе проверки было установлено, что инвалидам не обеспечена возможность самостоятельно передвигаться по территории вокзала, в связи с отсутствием тактильно-контрастных указателей, выполняющих предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участках, ведущих к лестничным подъемам моста; покрытие участков, ведущих к входам на железнодорожный мост, находится в неудовлетворительном состоянии, асфальтовое покрытие имеет неровную поверхность, выбоины, провалы, местами совсем отсутствует, что создает угрозу для травматизма; лестничные подъемы железнодорожного моста не соответствуют требованиям действующего законодательства - имеют выбоины, неровности в покрытии ступеней, отсутствуют полосы, контрастные с поверхностью ступени, предупреждающие тактильно-контрастные указатели перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша лестниц отсутствуют; лестничные подъемы железнодорожного пешеходного моста не оборудованы пандусами или подъемными устройствами; не установлены поручни с учетом технических требований к опорным стационарным реабилитационным устройствам.
Свои исковые требования прокурор основывает на положениях Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 декабря 2013 года N473, Свод правил 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированая редакция СНиП 35-01-2001".
Разрешая требования Псковского транспортного прокурора, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что, поскольку железнодорожный пешеходный мост на станции Псков-Пассажирский построен в 1973 году, его реконструкция, капитальный ремонт или модернизация не производились, а законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, оснований для понуждения ответчика в принудительном порядке исполнить требования статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов транспортной инфраструктуры отсутствуют.
Поскольку ответчик не отрицал возможность проведения работ по оборудованию моста тактильно-контрастными указателями и ремонту покрытия пешеходных путей, данные работы не относятся к работам капитального характера, требующих значительных затрат, суд возложил на ответчика обязанность по проведению указанных работ, установив срок с учетом процедур выделения финансирования и проведения закупок 12 месяцев.
Требование прокурора об обязании ответчика разработать и осуществить организационные мероприятия по адаптации пешеходного железнодорожного моста в рамках "разумного приспособления" оборудовать мост с обеих сторон специальными тактильными, звуковыми и цветовыми элементами, установки кнопки вызова персонала с размещением информационных табличек с указанием номеров телефонов ответственных работников для оказания ситуационной помощи по проследованию через мост инвалидов и других маломобильных групп населения суд первой инстанции оставил без удовлетворения, так как перечень действий в рамках "разумного приспособления" не установлен.
Суд первой инстанции указал, что железнодорожный пешеходный мост на станции Псков-Пассажирский является транзитным, не имеет спуска к железнодорожным платформам, не принимает участия в технологическом процессе по обеспечению безопасности движения поездов, железнодорожных перевозок, доступ инвалидов к объекту инфраструктуры - вокзалу - осуществляется со стороны привокзальной площади в городе Пскове, а также через автомобильный пешеходный мост, расположенный по Октябрьскому проспекту города Пскова.
Между тем с указанными выводами суда в части отказа в удовлетворении требования об обязании ответчика разработать и осуществить организационные мероприятия по адаптации пешеходного железнодорожного моста в рамках "разумного приспособления", путем оборудования моста с обеих сторон специальными тактильными, звуковыми и цветовыми элементами, в том числе, установить на сходах моста кнопки вызова персонала с размещением информационных табличек с указанием номеров телефонов ответственных работников для оказания ситуационной помощи по проследованию через мост инвалидов и других маломобильных групп населения судебная коллегия не считает возможным согласиться на основании следующего.
Вывод суда о недоказанности необходимости оборудования моста с обеих сторон специальными тактильными, звуковыми и цветовыми элементами, в том числе, установки на сходах моста кнопки вызова персонала с размещением информационных табличек с указанием номеров телефонов ответственных работников для оказания ситуационной помощи по проследованию через мост инвалидов и других маломобильных групп населения сделан ввиду ненадлежащей оценки доказательств, представленных в обоснование позиции истца. Более того, судом бездоказательно опровергается позиция компетентного органа по защите прав инвалидов, свидетельствующая о необходимости оборудования железнодорожного моста тактильными средствами.
Указание суда на возможность разрушения платформы, в результате проведения мероприятий направленных на установку тактильных полос и на необходимость проведения ее реконструкции считает необоснованным, поскольку в судебном заседании стороной ответчика не предоставлялись и не исследовались доказательства, устанавливающие невозможность исполнения требований прокурора без проведения реконструкции объекта в указанной части.Судом не принято во внимание, что выполнение заявленных прокурором требований не связано с немедленной реконструкцией или заменой пассажирских платформ, напротив, их исполнение позволит разумно, без излишних финансовых или временных затрат, обеспечить минимальный стандарт доступности, безопасность инвалидов и возможность самостоятельно пользоваться услугами железнодорожного транспорта.
Вывод суда о том, что перечень действий в рамках "разумного приспособления" законодательно не установлен, не отвечает признакам законности и обоснованности решения, поскольку ставит в приоритет интересы коммерческой организации ОАО "РЖД", вопреки защите прав и законных интересов маломобильных групп населения; при этом именно в рамках "разумного приспособления" подлежит разработке полная программа для обеспечения инвалидов, с учетом мнения Псковской областной организацией Всероссийского общества инвалидов.
Согласно статье 80 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ", перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии, соответствовать требованиям градостроительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Согласно статье 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливает, что объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
Выявленные нарушения не относятся к капитальной реконструкции объекта недвижимости, но при этом препятствуют в полной мере лицам, с ограниченными физическими возможностями, а также иным маломобильным группам населения пользоваться предоставляемыми перевозчиками услугами, что нарушает права и интересы названной категории граждан на равное с другими участие в жизни общества.
Правила, предусмотренные СП 59.133330.2012, применяются в совокупности с нормами Федерального закона "О социальной защите инвалидов", "О техническом регулировании", Технического регламента "О безопасности зданий и сооружений" и предполагают "разумное приспособление" объекта для нужд маломобильных граждан. При этом добровольность применения стандартов не исключает обязанности пользователя транспортной инфраструктуры обеспечить исполнение требований федерального законодательства о доступности названной категории граждан к инфраструктуре.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно положениям пункта 3.14 "СП 35-101-2001. Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения", одобренных Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года N 70, установлено, что предупреждающая сигнализация о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности, краю платформы и др.) для людей с недостатками зрения следует также обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров, применением информирующего рельефа (покрытии) и яркой контрастной окраски.
Согласно пункту 76 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 1047-р, в указанный перечень включены СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Согласно пункту 2 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 декабря 2013 года N 473, перевозчики, владельцы инфраструктур и иные организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, поездов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
Кроме того, в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 4 июня 2013 года N 1252р, изданным в целях повышения качества обслуживания пассажиров, установлены требования к конструктивным материалам, используемым для покрытия пассажирских платформ и прилегающих территорий.
Так, на пассажирских платформах для пассажиров с ослабленным зрением должны применяться отличные по структуре покрытия поверхности, образующие дорожки (тактильные полосы) вдоль всей длины платформы, обозначающие опасные участки и направления движения (п. 5.4.4), а также пандусами (п. 5.2.7).
Более того, в пункте 4 протокола совещания у заместителя начальника Центральной дирекции инфраструктуры от 23 апреля 2018 года по рассмотрению представления Северо-Западной прокуратуры об устранении нарушений федерального законодательства на пешеходном железобетонном мосту на станции Псков-Пассажирский Псковской дистанции пути Октябрьский дирекции инфраструктуры указано: "Согласиться с фактом отсутствия каких-либо оснований у ОАО "РЖД" для проведения реконструкции указанного сооружения и считать целесообразным в соответствии с требованиями пункта 4.1 СП 59.13330.2016 рассмотреть возможность адаптации объекта в рамках "разумного приспособления" (л.д. 72).
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов изложенных в апелляционном представлении, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным в части, оно подлежит отмене по основаниям ст. 330 ГПК РФ ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права с постановлением нового решения об удовлетворении требования прокурора об обязании ответчика разработать и осуществить организационные мероприятия по адаптации пешеходного железнодорожного моста в рамках "разумного приспособления" оборудовать мост с обеих сторон специальными тактильными, звуковыми и цветовыми элементами, установки кнопки вызова персонала с размещением информационных табличек с указанием номеров телефонов ответственных работников для оказания ситуационной помощи по проследованию через мост инвалидов и других маломобильных групп населения.
В тоже время судебная коллегия не считает возможным согласиться с доводами апелляционного представления в части обязании ответчика установить пандусы или подъемные устройства.
В соответствии с пунктом 3.1.17 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте" для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать: устройство пандусов.
23 апреля 2018 года у заместителя начальника Центральной дирекции инфраструктуры состоялось совещание с участием прокурора по рассмотрению представления Северо-Западной прокуратуры об устранении нарушений федерального законодательства на пешеходном железобетонном мосту на станции Псков-Пассажирский Псковской дистанции пути Октябрьский дирекции инфраструктуры, на котором было принято решение, что учитывая конструктивные особенности моста и нормы его проектирования, выполнить требования изложенные в СП 59.13330.2016 в части устройства пандусов и подъемных устройств без реконструкции прилегающей территории, основных несущих элементов и мостового перехода, в том числе пролетных строений и опор, не представляется возможным.
Согласно требованиям п. 5.1.14 СП при высоте от обреза фундамента до верха дорожного покрытия более 3 метра требуется установка подъемников с автономным энергосбережением, что в существующей конструкции пешеходного моста установить невозможно, так как расчет грузоподъемности моста выполнен без учета подъемника на нагрузку 400 кг/м. Техническая возможность переустройства существующего пешеходного моста полностью отсутствует.
Также согласно обследованию высота пешеходного моста на станции Псков-Пассажирский составляет 8,77 м, длина 129,66 м. Уклон сходов составляет 1:2 и 1:3. Согласно п. 5.1.14 СП уклон непрерывного марша пандуса не круче 1:20 (5%). При уклоне 1:2 (50%) и 1:3 (33%) установка пандусов невозможна. Более того, установка пандусов с указанным уклоном угрожает безопасности для пользования инвалидов-колясочников, матерей с детскими колясками и иных групп лиц.
Довод прокурора, что представлено мнение специалиста о возможности устройства подъемника опровергается текстом данного документа, поскольку это не мнение специалиста, а коммерческое предложение, в котором также указано, что разрешение данного вопроса возможно только после технического обследования моста (л.д. 136-142).
ПАО "Ленгипротранс" в письме от 5 декабря 2018 года сделан вывод о невозможности оборудования пешеходного моста высотой 8 м подъемными платформами или лифтами, т.к. несущая способность опор и пролетных строений не будет обеспечена.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований Псковского транспортного прокурора об обязании ответчика разработать и осуществить организационные мероприятия по адаптации пешеходного железнодорожного моста в рамках "разумного приспособления", путем оборудования моста с обеих сторон специальными тактильными, звуковыми и цветовыми элементами, в том числе, установить на сходах моста кнопки вызова персонала с размещением информационных табличек с указанием номеров телефонов ответственных работников для оказания ситуационной помощи по проследованию через мост инвалидов и других маломобильных групп населения подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска в указанной части, учитывая, что по делу не требуется установления новых обстоятельств.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 20 августа 2018 года - отменить в части, апелляционное представление Псковского транспортного прокурора удовлетворить частично.
Постановить новое решение.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" оборудовать железнодорожный пешеходный мост, расположенный по адресу: город Псков, станция Псков, тактильно-контрастными указателями, обеспечить проведение ремонтных работ покрытия пешеходных путей на участках, ведущих к ходам на мост, разработать и осуществить организационные мероприятия по адаптации пешеходного железнодорожного моста в рамках "разумного приспособления", путем оборудования моста с обеих сторон специальными тактильными, звуковыми и цветовыми элементами, в том числе, установить на сходах моста кнопки вызова персонала с размещением информационных табличек с указанием номеров телефонов ответственных работников для оказания ситуационной помощи по проследованию через мост инвалидов и других маломобильных групп населения в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 20 августа 2018 года оставить без изменений, апелляционное представление- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.