Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
Венедиктовой Е.А, Селезневой Е.Н.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 ноября 2018 года апелляционную жалобу Двиняникова В. В. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 21 августа 2018 г. по гражданскому делу N... по иску Двиняникова В. В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж в льготном полуторном исчислении, обязании назначить пенсию с определенной даты.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, выслушав объяснения представителя истца Двиняникова В.В. - Мартыновой О.О, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга - Яркова Ю.С, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Двиняников В. В. обратился в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга о признании решения N... от 26.06.2018 незаконным, обязании включить периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с 22.03.1986 по 11.03.1990, с 12.03.1990 по 24.09.1990, с 02.10.1990 по 06.06.1991, с 10.06.1991 по 12.04.1993, с 16.04.1993 по 14.05.1993, с 19.05.1993 по 26.01.1994, с 09.07.1999 по 31.12.2001 в специальный стаж в льготном полуторном исчислении, обязании назначить досрочную страховую пенсию на основании п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 17.03.2018.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в Невском районе Санкт-Петербурга N... от 26.06.2018 спорные периоды работы с 1986 года по 2013 год учтены в специальный стаж в календарном порядке, что является незаконным, поскольку оспариваемые периоды должны быть включены в полуторном размере, то есть как 1 год 6 месяцев, следовательно, досрочная страховая пенсия подлежит назначению с 17.03.2018, поскольку в указанную дату истцу исполнилось 55 лет.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 21 августа 2018 г. в удовлетворении исковых требований Двиняникова В.В. отказано.
В апелляционной жалобе истец Двиняников В.В. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 32 названного Федерального Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 33 данного Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Анализ приведенных норм права свидетельствует о том, что в случае выработки необходимого стажа в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к нему, у граждан возникает право на досрочное назначение страховой пенсии с уменьшением общего пенсионного возраста на 5 лет.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Двиняников В.В. по достижении возраста 55 лет обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Решением ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга N... от "дата" Двиняникову В.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 ФЗ от "дата" N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера.
Согласно оспариваемого решения, стаж Двиняникова В.В, принятый к зачету пенсионным органом в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (работа в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностям), составил 13 лет 08 месяцев 22 дня.
Спорные периоды работы истца с 22.03.1986 по 11.03.1990, с 12.03.1990 по 24.09.1990, с 02.10.1990 по 06.06.1991, с 10.06.1991 по 12.04.1993, с 16.04.1993 по 14.05.1993, с 19.05.1993 по 26.01.1994, с 09.07.1999 по 31.12.2001 включены ответчиком в стаж Двиняникова В.В, предоставляющий ему право на льготное пенсионное обеспечение в календарном исчислении, в то время как истец полагает, что указанные периоды работы подлежат льготному исчислению из расчета один год работы за один год и шесть месяцев на основании статьи 94 Федерального закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Положениями абз. 6 ст. 94 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" было предусмотрено, что при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке: в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере.
Подпунктом 6 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Статьей 28.1 того же Федерального закона предусмотрено суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно пункту 2 этой статьи (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. N 319-ФЗ) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Доводы истца, обоснованные ссылкой на норму ст. 94 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", по существу сводятся к тому, что при определении его права на трудовую пенсию по старости факт его работы в районах Крайнего Севера должен учитываться дважды - как основание для исчисления в полуторном размере приобретенного в этих районах стажа работы в особых условиях, дающего право на снижение пенсионного возраста, и как самостоятельное основание для такого снижения.
Однако нормы действующего законодательства не дают оснований для такого применения закона.
Как указано выше, суммирование трудового стажа работ с различными особыми условиями труда при назначении пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предусмотрено статьей 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Ранее аналогичные положения содержались в статье 29 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", утратившей силу в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ.
Таким образом, суммирование трудового стажа в указанных выше случаях предусматривалось положениями пенсионного законодательства, действовавшими как до 01.01.2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и утраты силы Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), так и после этой даты.
Вместе с тем норм, которые предусматривали бы одновременный учет факта работы в районах Крайнего Севера как основания для исчисления в полуторном размере стажа выполнявшейся в этих районах работы в особых условиях, дающего право на снижение пенсионного возраста, и как самостоятельного основания для его дополнительного снижения, пенсионное законодательство не содержало и не содержит.
Статьей 14 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалась пенсия в связи с работой на Крайнем Севере, устанавливавшаяся согласно части 1 этой статьи мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Соответствующее положение содержалось в ч. 1 ст. 25 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В настоящее время аналогичное положение предусмотрено пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О трудовых пенсиях".
Норма ст. 94 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", на которую ссылается истец, воспроизводила положение ст. 28 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", которой предусматривалось, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Таким образом, по смыслу указанной статьи, льготное исчисление трудового стажа (в том числе специального) предусматривалось в целях определения права на пенсию по основаниям, предусмотренным статьями 10, 11, 12, 29 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а не в целях суммирования трудового стажа в порядке ст. 29 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В свою очередь, статьей 29 предусматривалось суммирование трудового стажа работ с различными особыми условиями труда в целях определения права на пенсию по старости за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 14 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Из этих положений закона в их взаимосвязи не следовала возможность одновременного учета факта работы в районах Крайнего Севера как обстоятельства, влекущего льготное исчисление стажа работы в особых условиях, дающего право на досрочное назначение пенсии, и как самостоятельного основания для дополнительного снижения пенсионного возраста, что к тому же противоречило бы смыслу понятия суммирования трудового стажа.
Следовательно, условием дополнительного снижения на пять лет возраста, установленного для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, является наличие необходимого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, исчисленного в календарном порядке.
Поскольку иного порядка льготного назначения пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных в ним местностям законодательством не предусмотрено, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оснований для исчисления спорных периодов в полуторном размере не имеется.
Доводы жалобы в данной части основаны на неверном толковании закона, опровергаются приведенными выше обстоятельствами и основаниями применения статьи 94 Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем, не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, повторяют основания заявленных исковых требований, направлены на переоценку выводов суда и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 21 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Двиняникова В. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.