Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Барминой Е.А.
судей
Селезневой Е.Н.
Ягубкиной О.В.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 ноября 2018 года гражданское дело N 2-2525/2018 по апелляционной жалобе СПб ГАУ "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 10 июля 2018 года по иску Гадришиной В.А. к СПб ГАУ "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" о признании безработным, как впервые ищущего работу, обязании поставить на учет, обязании назначить и выплатить пособие по безработице.
Заслушав доклад судьи Барминой Е.А, выслушав представителя ответчика - Фомину А.А, представителя третьего лица - Костомарову А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гадришина В.А. обратился в Октябрьский районный суд с иском к СПб ГАУ "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" о признании ее безработной как впервые ищущей работу, обязании с 27.07.2017 года поставить на учет как впервые ищущую работу, назначении пособия по безработице в размере среднемесячной заработной платы в Санкт-Петербурге в течение 6 месяцев.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 27.07.2017 года обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет, как впервые ищущей работу, признании безработной и выплате пособия. Ответчиком в постановке на данный учет было отказано, что является необоснованным, так как ее период работы носил временный характер в свободное от учебы время.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 10.07.2018 года исковые требования Гадришиной В.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик СПб ГАУ "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что при обращении к ответчику истец была зарегистрирована в целях поиска работы, как впервые ищущая работу, однако, не была зарегистрирована в качестве безработного, поскольку добровольно не явилась на регистрацию.
Со стороны истца Гадришиной В.А. представлены возражения на апелляционную жалобу, по доводам которых истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец Гадришина В.А. на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещался надлежащим образом по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посредством личного получения телефонограммы, ходатайств об отложении слушания дела и документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представил, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19.12.2003 года "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, и было установлено судом первой инстанции, Гадришина В.А, "дата" г.р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, ввиду того, что решением суда ее родители были лишены родительских прав, в связи с чем, имеет право на дополнительные меры социальной поддержки. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
Гадришина В.А. в 2013 году окончила ГБОУ центр образования N 162 Кировского района, получив основное образование. С 2013 года по 2017 год она проходила очное обучение в СПб ГБПОУ "Индустриально-строительный лицей", где получила среднее профессиональное образование (диплом от 27.07.2017 года).
В 2013 году - 3 месяца 22 дня - истец работала в ООО "Любавушка Ритейл Групп".
27.07.2017 истец обратилась в АЗН Невского района Санкт-Петербурга и была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы без регистрации в качестве безработного и назначении пособия по безработице; приказом от 04.08.2017 года истцу было отказано в признании ее безработной.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может и полагает решение суда подлежащим отмене, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют материалам дела.
Положениями статьи 7 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направляется на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Правовое значение для предоставления гарантий, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", для ищущих работу детей, оставшихся без попечения родителей, имеет факт поиска ими работы как лицами, находящимися в этом статусе.
На основании статьи 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", занятыми считаются граждане, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения.
Гадришина В.А. является совершеннолетней, однако, на момент обращения к ответчику не достигла возраста 23 лет, в связи с чем, относилась к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, и имела право на дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Гадришина В.А. в период с 2013 года по 2017 год являлся лицом занятым, поскольку имела статус обучающегося в СПб СГПОУ "Индустриально-строительный лицей" по очной форме обучения, на учете в качестве безработного не состояла.
С учетом данных обстоятельств, разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что трудовая деятельность истца в 2013 году в ООО "Любавушка Ритейл Групп" являлась ни чем иным как временным трудоустройством в период учебы, поскольку в силу действующего законодательства о занятости населения, временное трудоустройство несовершеннолетних не является трудоустройством как таковым, данная мера социальной поддержки направлена на трудовую адаптацию подростков.
При этом, судебная коллегия учитывает следующее.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" N 1032-1 от 19.04.1991 года, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Согласно п.п. 5, 8, 9 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 891 от 07.09.2012 года, постановка на регистрационный учет осуществляется путем внесения государственными учреждениями службы занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в предъявленных гражданами документах, а также даты обращения гражданина в указанное учреждение, являющейся датой постановки на регистрационный учет.
Порядок ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей), включая порядок, сроки и форму представления в них сведений, устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Трудоспособным гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), обратившимся в органы службы занятости по месту жительства, готовым приступить к работе или профессиональной подготовке по направлению органов службы занятости, при постановке на регистрационный учет государственные учреждения службы занятости населения устанавливают дату посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления следующих документов:
а) паспорт;
б) документ об образовании;
в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.
Сведения об установленной дате посещения зарегистрированными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц.
Как усматривается из материалов дела 27.07.2017 года Гадришина В.А. обратилась в Агентство занятости населения Невского района Санкт-Петербурге с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы (л.д. 35), предоставив, в том числе, справку о том, что она относится к категории лиц из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 39).
В день обращения - 27.07.2017 года - в установленном порядке истец была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы (л.д. 30), при этом истец была поставлена на учет как ранее не работавшее лицо, из числа детей-сирот (л.д. 28), истцу в день обращения - 27.07.2017 года - была назначена явка для регистрации ее в качестве безработного на 04.08.2017 года (л.д. 30).
Приказом N 11655-т/111 от 04.08.2017 года Гадришиной В.А. было отказано в признании ее безработной, в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", в связи с неявкой в службу занятости в установленный срок для регистрации в качестве безработного (л.д. 32-33).
Уведомление об отказе в признании ее безработной, а равно о возможности повторного обращения в службу занятости через 1 месяц со дня отказа для решения вопроса о признании безработной было направлено в адрес Гадришиной В.А. 04.08.2017 года (л.д. 34).
30.01.2018 года Гадришина В.А. повторно обратилась в Агентство занятости населения Невского района Санкт-Петербурге с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы (л.д. 45), предоставив, в том числе, справку о том, что она относится к категории лиц из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 49).
В день обращения - 30.01.2018 года - в установленном порядке истец была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы (л.д. 43), при этом истец была поставлена на учет как ранее не работавшее лицо, из числа детей-сирот (л.д. 41), истцу в день обращения - 30.01.2018 года - была назначена явка для регистрации ее в качестве безработного на 09.02.2018 года (л.д. 43).
Приказом N 1519-т/111 от 09.02.2018 года Гадришиной В.А. было отказано в признании ее безработной, в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", в связи с неявкой в службу занятости в установленный срок для регистрации в качестве безработного (л.д. 51-52).
Уведомление об отказе в признании ее безработной, а равно о возможности повторного обращения в службу занятости через 1 месяц со дня отказа для решения вопроса о признании безработной было направлено в адрес Гадришиной В.А. 09.02.2018 года (л.д. 53).
В соответствии с положениями ст. 3 Закона Российской Федерации N 1032-1 от 19.04.1991 года "О занятости населения в Российской Федерации", безработными не могут быть признаны граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;
- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
- осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
- перечисленные в статье 2 указанного Закона.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
В силу п.п. 9-12 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 891 от 07.09.2012 года, постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях:
а) отказ гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы;
б) два отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
в) неявка гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы;
г) неявка гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным;
д) представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.
Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц.
Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения.
При предъявлении зарегистрированными гражданами, не явившимися в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в государственные учреждения службы занятости населения для подбора подходящей работы, документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки, указанные учреждения принимают решение о признании таких граждан безработными и осуществляют постановку их на регистрационный учет.
Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, из материалов дела следует, что права истца ответчиком нарушены не были, при обращении в службу занятости, истец в установленном порядке была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущая работу. В установленном порядке истцу была назначена дата явки для регистрации ее в качестве безработного, однако, в установленную дату истец в службу занятости не явилась, что в силу вышеуказанных правовых норм являлось основанием для отказа в признании ее безработной. Доказательств наличия уважительных причин, препятствующих истцу в установленное время явиться в службу занятости для регистрации в качестве безработного истцом, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам истца, указанным в исковом заявлении, с которыми согласился суд первой инстанции, истцу было отказано в признании безработной не по причине наличия сведений о периоде работы истца в ООО "Любавушка Ритейл Групп", а в связи с неявкой истца в службу занятости для регистрации ее в качестве безработной.
При этом, в силу положений ст. 31 Закона Российской Федерации N 1032-1 от 19.04.1991 года "О занятости населения в Российской Федерации", пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Поскольку истец в установленном законом порядке не явилась в назначенное время для признания ее безработной, что послужило законным основанием для отказа в признании ее безработной, установленного законом права на получение пособия по безработице, в том числе, в повышенном размере как для лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у истца не возникло.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что ответчиком СПб ГАУ "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" нарушений прав истца допущено не было, а отсутствие назначенного истцу пособия по безработице явилось следствием ее добровольных действий (бездействия), что исключает возможность удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 10 июля 2018 года, - отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Гадришиной В.А. к СПб ГАУ "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" о признании безработным, как впервые ищущего работу, обязании поставить на учет, обязании назначить и выплатить пособие по безработице, - отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.