Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Ягубкиной О.В, Стешовиковой И.Г.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 декабря 2018 года апелляционную жалобу Федорова А. В. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июля 2018 г. по гражданскому делу N... по иску Федорова А. В. к Администрации Невского района Санкт-Петербурга об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, выслушав объяснения истца Федорова А.В, третьего лица Дрозд В.К, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федоров А.В. обратился в суд с иском к администрации Невского района Санкт-Петербурга, в котором просил обязать Администрацию Невского района Санкт-Петербурга включить истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование заявленных требований истец указал, что состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 21.04.1983 г. С 1998 года до совершеннолетия находился под опекой. Истец обратился в администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением о включении его в списки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и постановке на учет для получения отдельного благоустроенного жилья из специализированного фонда, в чем ему было отказано. Отказ мотивирован тем, что на момент обращения истец утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможность осуществления права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях он имел в период с 18 до 23 лет, указанным правом не воспользовался. В настоящий момент истец на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях не состоит, жильем не обеспечен, зарегистрирован на жилой площади, принадлежащей на праве собственности его бабушке Дрозд В.К, являвшейся его опекуном. Истец полагает, что не утратил право на предоставление жилого помещения по достижении возраста 23 лет, данное право является мерой социальной поддержки сирот.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июля 2018 г. в удовлетворении исковых требований Федорова А.В. отказано.
В апелляционной жалобе истец Федоров А.В. просит отменить решении суда, как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Невского района Санкт-Петербурга не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в суд апелляционной инстанции не направил, доказательств уважительности причин неявки не представил. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определилавозможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Федоров А.В, 1982 года рождения, с 29.01.1998 г. по 02.06.2005 г. был зарегистрирован по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
С 29.09.2008 г. и по настоящее время истец зарегистрирован по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", "адрес", "адрес", кв. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Дрозд В.К.
01.12.2017 г. истцу установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию сроком до 01.12.2018 г.
Истец с 21.04.1983 г. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Согласно распоряжению Территориального управления Невского административного района Санкт-Петербурга от 26.02.1998 г. N... над несовершеннолетним Федоровым А.В. была установлена опека по причине смерти матери и уклонения отца от воспитания. Опекуном была назначена бабушка Дрозд В.К.
13.11.2017 г. истец обратился в администрацию Невского района с заявлением о внесении данных о льготе, которая имелась у него с 1998 по 2000 г.г. (являлся ребенком-сиротой).
Из ответа администрации Невского района от 06.12.2017 г. N... на вышеуказанное обращение следует, что истцу была учтена льгота "инвалид общего заболевания 2 группы". Его возраст на момент обращения в администрацию составляет 35 лет, ранее (до достижения возраста 23 лет), на основании п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2016 г. N 159-ФЗ, Федоров А.В. не обращался в администрацию с требованием о включении в список детей-сирот. Оснований для предоставления мер по социальной поддержки, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не имеется.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для их удовлетворения не имеется, поскольку до достижения возраста 23 лет, Федоров А.В. не был принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, как имеющий право на социальные гарантии, распространяющиеся на лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а после достижения 23 лет истец такое право утратил.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на нормах законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Исходя из положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьёй, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что Федоров А.В. к моменту обращения в администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением, достиг возраста 35 лет.
Федоров А.В, проживая в Санкт-Петербурге постоянно с 1982 г, с заявлением до ноября 2017 г. в администрацию Невского района Санкт-Петербурга не обращался, вопрос о предоставлении ему мер социальной поддержки как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, не ставил; Федоров А.В. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 1983 на общих основаниях.
Вывод суда относительно того, что по состоянию на 13.11.2017 г. у истца отсутствовало право на обеспечение жилым помещением как лица, оставшегося без попечения родителей, является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств дела, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июля 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Федорова А. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.