Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Головкиной Л.А, Ильичевой Е.В.
при секретаре Зимиревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 октября 2018 года административное дело N2а-3792/2018 по апелляционной жалобе Марущака А. С. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2018 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N25 по Красноярскому краю к Марущаку А. С. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2012 и 2015 годы и пени.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения административного ответчика Марущака А.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N25 по Красноярскому краю (далее МИ ФНС России N25 по Красноярскому краю) обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением о взыскании с Марущака А. С. задолженности по транспортному налогу за 2012 и 2015 годы в сумме 19 858 рублей 16 копеек и пени в сумме 79 рублей 43 копейки.
В обоснование заявленных требований МИ ФНС России N25 по Красноярскому краю указала, что административному ответчику был начислен транспортный налог за 2012, 2015 годы, который не был оплачен в установленный срок, после чего было направлено требование о взыскании транспортного налога, которое также не было исполнено в добровольном порядке, судебный приказ о взыскании транспортного налога был отменен мировым судьей по заявлению административного ответчика.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2018 года административное исковое заявление удовлетворено частично, с Марущака А.С. в пользу МИ ФНС России N25 по Красноярскому краю взыскана задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 17 925 рублей, пени в размере 71 рубль 70 копеек; в доход государства с Марущака А.С. взыскана государственная пошлина в размере 719 рублей 86 копеек.
В апелляционной жалобе Марущак А.С. просит решение отменить и в удовлетворении административного иска отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что основания для начисления МИ ФНС России N25 по Красноярскому краю транспортного налога отсутствовали, поскольку местом жительства и местом нахождения транспортных средств административного ответчика является Санкт-Петербург, а в материалы дела не представлено доказательств, указывающих на то, что транспортные средства были зарегистрированы на территории Красноярского края.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель административного истца МИ ФНС России N25 по Красноярскому краю, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - заказным письмом с уведомлением, представил возражения на апелляционную жалобу и заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Неявка в судебное заседание представителя административного истца не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налогоплательщиками транспортного налога согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Согласно статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В соответствии с пунктом 1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 1001, данные Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
Согласно пункту 20 указанных Правил транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу согласно пункту 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения её обособленного подразделении, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
В силу пункта 7 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания-при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании информации, представляемой органами, указанными в пунктах 1-6 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.
Согласно пункту 5 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.
При этом, местом нахождения имущества в целях настоящей статьи согласно подпункта 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации признается для транспортных средств место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.
По сведениям отдела адресно-справочной работы Главного Управления Министерства внутренних дел по Красноярскому краю Марущак А.С. с 09 июля 2002 года по 16 января 2014 года состоял на регистрационном учете по адресу: "адрес" (л.д.95).
Согласно справке о регистрации АО "Сервис-Недвижимость" Марущак А.С. в период с 16 января 2014 года по 20 января 2017 года был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес" (л.д.87.
Согласно справке о регистрации ООО "Приморский город" Марущак А.С. с 20 января 2017 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес" (л.д.81).
По сообщению Главного управления внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на имя Марущак А.С. были зарегистрированы транспортные средства:
-с 12 февраля 2012 года по 26 октября 2013 года автомобиль РЕНО SYMBOL ЕХ14 93, мощностью 74,78 л.с,
-с 10 февраля 2011 года по 12 февраля 2012 года автомобиль ВАЗ 21043, мощностью 72 л.с, государственный регистрационный знак "... ";
-с 17 февраля 2014 года автомобиль НИССАН PATHFINDER, государственный регистрационный знак "... " (л.д.97, 101-105).
МИ ФНС России N25 по Красноярскому краю направила Марущак А.С.:
-19 сентября 2016 года налоговое уведомление N107641491 от 6 августа 2016 года об оплате до 1 декабря 2016 года транспортного налога за 2015 год за автомобиль НИССАН PATHFINDER, государственный регистрационный знак "... ", в сумме 17 925 рублей (л.д.14-15),
-01 декабря 2016 года через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление N141409071 от 25 ноября 2016 года об уплате транспортного налога за 2012 год, начисленного на автомобиль ВАЗ 21043, мощностью 24 л.с, государственный регистрационный знак "... ", и автомобиль РЕНО SYMBOL ЕХ14 93, мощностью 74,78 л.с, государственный регистрационный знак "... ", в сумме 1933 рубля 16 копеек не позднее 01 декабря 2016 года (л.д.12-13);
-20 декабря 2016 года требование N25737 по состоянию на 14 декабря 2016 года об оплате в срок до 21 февраля 2017 года транспортного налога за 2015 год в сумме 19 858 рублей 16 копеек и пени в сумме 79 рублей 43 копейки (л.д.8-9).
Определением мирового судьи судебного участка N104 Санкт-Петербурга от 31 октября 2017 года отменен судебный приказ N2а-743/2017-104 от 30 октября 2017 года о взыскании с Марущака А.С. задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 17 925 рублей, пени 71 рубль 70 копеек, по транспортному налогу за 2012 год в размере 1933 рубля 16 копеек, пени 7 рублей 73 копейки в связи с поступившими возражениями Марущака А.С. (л.д.16).
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного иска о взыскании с Марущака А.С. задолженности по транспортному налогу за 2012 год в сумме 1933 рубля 16 копеек и начисленные на неё пени, поскольку согласно статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безденежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Вместе с тем, суд первой инстанции, взыскивая с Марущака А.С. в пользу МИ ФНС России N25 по Красноярскому краю транспортный налог за 2015 год и пени, не принял во внимание, что МИ ФНС России N25 по Красноярскому краю в силу положений пунктов 1, 5, 7 статьи 83, статьи 85, пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе начислять Марущаку А.С. транспортный налог за 2015 год и взыскивать его в судебном порядке в бюджет Красноярского края, поскольку с 16 января 2014 года Марущак А.С. проживает в Санкт-Петербурге, где также зарегистрировано принадлежащее ему транспортное средство.
При таких обстоятельствах, решение суда в части удовлетворения административного иска и взыскании с Марущака А.С. расходов по оплате государственной пошлины как несоответствующее части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2018 года отменить в части удовлетворения административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N25 по Красноярскому краю о взыскании с Марущака А. С. задолженности по транспортному налогу за 2015 год в сумме 19 858 рублей 16 копеек и пени в сумме 71 рубль 70 копеек и государственной пошлины в бюджет Санкт-Петербурга в сумме 719 рублей 86 копеек.
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N25 по Красноярскому краю о взыскании с Марущака А. С. задолженности по транспортному налогу за 2015 год и пени отказать.
В остальной части решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.