Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичевой Е.В, Головкиной Л.А.
при секретаре Зимиревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 ноября 2018 года административное дело N2а-2996/2018 по апелляционной жалобе Шапиро О. Г. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июля 2018 года по административному исковому заявлению Шапиро О. Г. к Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконными решений.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Сазоновой М.В, действующей на основании доверенности от 12 июля 2018 года сроком на 3 года; представителя административного ответчика Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу Бондаревой-Ряполовой З.В, действующей на основании доверенности от 19 июля 2018 года сроком по 31 декабря 2018 года; представителя административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации Бондаревой-Ряполовой З.В, действующей на основании доверенности от 12 июля 2018 года сроком по 31 декабря 2018 года, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Шапиро О. Г. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными:
-решение Главного Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу N78/07-19972 от 22 ноября 2017 года;
-решение Министерства Юстиции Российской Федерации N11-4840/18 от 17 января 2018 года.
В качестве меры по восстановлению нарушенных прав просил обязать Главное Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу осуществить государственную регистрацию изменений, вносимых в сведения Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт биосенсорной психологии" (ОГРН 1027802502815), содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, исключив из состава учредителей Шапиро О.Г.
В обоснование заявленных требований Шапиро О.Г. указал, что с 2004 года совместно с С.А.М, Т.А.И, З.А.С, В.П.П. является учредителем Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт биосенсорной психологии", имеющего организационно-правовую форму - "частное учреждение" и зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц с 19 января 1998 года. 26 октября 2017 года Шапиро О.Г. подал в Главное Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу заявление об исключении себя из состава учредителей Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт биосенсорной психологии", в удовлетворении которого отказано решением N 78/07-19972 от 22 ноября 2017 года на основании положений статьи 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 13 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в связи с тем, что первоначально поданные сведения об учредителях некоммерческой организации в последующем изменению не подлежат. 11 декабря 2017 года Шапиро О.Г. подал жалобу на указанное решение в Министерство юстиции Российской Федерации, решением которого N11-4840/18 от 17 января 2018 года данная жалоба отклонена. По мнению административного истца, решения административных ответчиков являются незаконными, поскольку в законодательстве отсутствуют нормы, запрещающие внесение изменений в сведения об учредителях некоммерческой организации в Едином государственном реестре юридических лиц и нарушают его права, так как он желает выйти из состава учредителей Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт биосенсорной психологии".
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июля 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Шапиро О.Г. отказано.
В апелляционной жалобе Шапиро О.Г. просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что суд не принял во внимание, что в 2015 году учреждение обращалось в Министерство юстиции в целях изменения состава учредителей с нескольких физических на одно юридическое, однако в регистрации изменений было отказано; суд не дал правовую оценку доводам административного истца как физического лица, а указал на необходимость приведения Устава Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт биосенсорной психологии" в соответствии с законом; судом не учтен довод административного истца о том, что понятия "собственник" и "учредитель" применительно к частным учреждениям используются как равнозначные.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился административный истец, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - заказным письмом с уведомлением и телефонограммой, об отложении дела не просил и документы об уважительной причине неявки не представил, ведёт дело через представителя.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Неявка в судебное заседание административного истца не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителя административных ответчиков, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 15 декабря 2017 года Шапиро О.Г. является учредителем Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт биосенсорной психологии" с 17 ноября 2004 года.
26 октября 2017 года Шапиро О.Г. обратился в Главное Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу с заявлением о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, путем исключения его из списка учредителей Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт биосенсорной психологии" (л.д.53-54).
Письмом Главного Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу N78/07-19972 от 22 ноября 2017 года в удовлетворении заявления Шапиро О.Г. отказано и разъяснено, что внести изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, об исключении Шапиро О.Г. из списка учредителей Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт биосенсорной психологии" не представляется возможным в силу статьи 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 13 Федерального закона от 12 января 1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", части 2 статьи 25 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (л.д.55-57).
20 декабря 2017 года Шапиро О.Г. обратился с жалобой в Министерство юстиции Российской Федерации на действия Главного Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и просил обязать Главное Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу внести изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт биосенсорной психологии" и исключить его из списка учредителей (л.д.60-61).
Письмом Министерства Юстиции Российской Федерации от 17 января 2018 года N11-4840/18 в удовлетворении жалобы отказано (л.д.58-59).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска, пришёл к выводу о том, что оспариваемые административным истцом решения приняты в соответствии с положениями главы 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона N7-ФЗ от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях", Федерального закона от 05 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", которыми не предусмотрен выход из состава учредителей учреждений, и учредительные документы юридических лиц, созданных до вступления в силу Федерального закона от 05 мая 2014 года N 99-ФЗ подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Положениями статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, их признаки и виды (организационно-правовые формы).
Особенности правового положения общественных организаций (объединений) регулируется Федеральным законом N7-ФЗ от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях".
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона N7-ФЗ от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Учредительные документы юридических лиц, созданных до вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ, в соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона от 05 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.
Согласно статье 3 Федерального закона N99-ФЗ изменения, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации, вступили в силу с 1 сентября 2014 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона N 99-ФЗ, соучредительство нескольких лиц не допускается.
Частью 16 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что учреждение, созданное до дня вступления в силу данного закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях" частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество.
Решение о преобразовании частного учреждения в соответствии с пунктом 5 статьи 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях" принимается его собственником.
В соответствии со статьей 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 13 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учредителями некоммерческой организации являются лица, принявшие решение об учреждении юридического лица.
Одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации является учреждение.
Изменение состава лиц, участвующих в принятии решения о создании частной некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации законом не предусмотрено, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Так, Федеральным законом N 7-ФЗ от 31 января 2016 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях" дополнена пунктом 3, согласно которому, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о своем выходе в регистрирующий орган. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.
Таким образом, допускается изменение состава учредителей путем выхода из состава учредителей (участников) в некоммерческих корпорациях, в фондах и автономных некоммерческих организациях, в то время как выход из состава учредителей учреждений законодательством не предусмотрен.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О некоммерческих организациях" государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации.
Согласно пункту 1 статьи 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц.
Статьей 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьёй 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 года государственную регистрацию юридических лиц, с 1 января 2004 года - государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.
Пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 (ред. от 03.10.2018) установлено, что служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 (ред. от 23.04.2017) "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" установлено, что Министерство юстиции Российской Федерации принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (пп.7 п.30).
Основными задачами Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 Положения о Главном управлении МинЮста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года N25, являются осуществление деятельности в сфере государственной регистрации, в том числе некоммерческих организаций.
В соответствии пунктом 6 названного Положения Главное управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу принимает решение о государственной регистрации некоммерческих организаций (пп.66), выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц (пп.67), ведет реестр зарегистрированных некоммерческих организаций (пп.72).
Согласно пункту 85 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом МинЮста России от 30 декабря 2011 года N455, на основании распоряжения о государственной регистрации некоммерческой организации в регистрирующий орган направляется один экземпляр документов, предусмотренных статьями 12, 13.1, 14, 17 и 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В государственной регистрации некоммерческой организации согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" может быть отказано в случае, если необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган.
Аналогичные положения содержатся в пункте 50 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом МинЮста России от 30 декабря 2011 года N455.
В соответствии с пунктом 34 названного Административного регламента Министерство Юстиции и его территориальные органы осуществляют государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, и внесение изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в том же порядке, что и государственную регистрацию некоммерческой организации.
Пунктом 35 Административного регламента установлено, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляются: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы; решение о внесении изменений в учредительные документы; учредительные документы некоммерческой организации в новой редакции; документ об уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 1 Приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 7 мая 2013 года N68 "Об определении форм документов, представляемых в Министерство Юстиции Российской Федерации и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций" для государственной регистрации некоммерческих организаций, принятие решений о государственной регистрации которых отнесено к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов, а также для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц, не связанных с внесением изменений в их учредительные документы, используются формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года NММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", в соответствии с которым для регистрации изменений сведений об учредителях заполняется форма N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц".
В соответствии с п. "д" части 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В уставе образовательной организации в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 25 названного Федерального закона должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, информация об учредителе или учредителях образовательной организации.
Видом деятельности Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт биосенсорной психологии" в соответствии со сведениями, внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц, является образование профессиональное дополнительное.
Как следует из материалов дела, Шапиро О.Г, обращаясь в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, просил внести только изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт биосенсорной психологии".
В указанном заявлении отсутствует просьба принять решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, или о внесении изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. К заявлению не представлены документы, свидетельствующие о внесении изменений в учредительные документы учреждения.
Также заявление Шапиро О.Г. подано не по форме NР14001, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года NММВ-7-6/25@.
При таких обстоятельствах, предписания вышеперечисленных законоположений в совокупности с материалами дела позволили суду первой инстанции прийти к правильному выводу о том, что административный ответчик Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу лишен возможности внесения в ЕГРЮЛ сведений о выходе административного истца из состава учредителей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не принял во внимание обращение учреждения в 2015 году в Министерство юстиции в целях изменения состава учредителей с нескольких физических на одно юридическое, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.
В материалах дела отсутствуют сведения об обращении Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт биосенсорной психологии" к административным ответчикам о регистрации изменений в учредительных документах, и административный истец об указанных обстоятельствах суду не сообщал и каких-либо документов этому не представлял.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шапиро О. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.