Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Ивановой Ю.В, Головкиной Л.А.
при секретаре
Зимиревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 ноября 2018 года административное дело N 2а-6356/18 по апелляционной жалобе Ткаченко К. М. на решение Выборгского районного суда Санкт- Петербурга от 26 июля 2018 года по административному исковому заявлению Ткаченко К. М. к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В,
выслушав объяснения представителя административного истца - Кузнецовой К.И, представителя административного ответчика администрации Выборгского района Санкт-Петербурга - Шавровой О.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ткаченко К.М. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить отказ администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 23 апреля 2018 года N1048 в принятии Ткаченко К.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязав ответчика принять его на названный учет.
Решением Выборгского районного суда Санкт- Петербурга от 26 июля 2018 года отказано в удовлетворении требований заявленных Ткаченко К.М.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец не явился, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки в судебное заседание не известил, об отложении рассмотрения спора не ходатайствовал, представление своих интересов доверил представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Ткаченко К.М.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся представителей участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ф.М.В. являлся собственником "... " долей в праве собственности на коммунальную квартиру N N... по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", что соответствовало комнате площадью 15,6 кв.м.
В указанном жилом помещении с 16 мая 2003 года в качестве члена семьи собственника зарегистрирована Б.С.Н. (сестра собственника), и с 17 марта 2006 года Ткаченко К.М. (родственные отношения не определены).
Распоряжением администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 22 января 2010 года N 49 жилой дом N... по "адрес" в Санкт-Петербурге признан аварийным и подлежащим реконструкции.
На основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20 июля 2010 года N 896 "О внесении изменений в постановление Правительства от 21 сентября 2004 года N 1586, от 24 апреля 2006 года N 457" жилой дом по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" включен в адресный перечень многоквартирных домов и общежитий государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, подлежащих расселению в 2010 году.
30 декабря 2014 года издано постановление Правительства Санкт-Петербурга N 1307 "Об изъятии для государственных нужд Санкт-Петербурга земельного участка, жилых помещений и нежилого помещения в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, "адрес"".
На основании вступившего в законную силу заочного решения Выборгского районного суда от 13 апреля 2015 года по делу N... у Ф.М.В. путем выкупа для государственных нужд Санкт-Петербурга были изъяты "... " долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, Выборгская набережная, "адрес", с выплатой выкупной цены в размере 1752080 рублей с последующими выселением Ф.М.В. из комнаты жилой площадью 15,60 кв.м, расположенной в "адрес" по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", снятием Ф.М.В. с регистрационного учета по указанному адресу.
29 марта 2017 года право собственности на "... " доли в праве общей долевой собственности по вышеуказанному адресу зарегистрировано за Санкт-Петербургом.
22 июня 2017 года Ткаченко К.М. обратился в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Ответом администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 14 июля 2017 года N1048 Ткаченко К.М. уведомлен, что вопрос о принятии его на требуемый учет будет рассмотрен после разрешения судом спора о его выселении из занимаемого им помещения.
28 ноября 2017 года Ткаченко К.М. повторно обратился в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга с аналогичным заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях, оставленным администрацией района без рассмотрения по существу до разрешения спора в апелляционном порядке.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 11 октября 2017 года исковые требования администрации Выборгского района Санкт-Петербурга удовлетворены, Б.С.Н, Ткаченко К.М. признаны утратившими право пользования комнатой площадью 15,6 кв.м, расположенной в коммунальной квартире N N... по адресу: Санкт-Петербург, "адрес"; в удовлетворении встречного иска Ткаченко К.М. об обязании предоставить жилое помещение маневренного фонда отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии Санкт-Петербургского городского суда от 21 февраля 2018 года решение Выборгского районного суда города Санкт-Петербурга от 11 октября 2017 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Ткаченко К.М. - без удовлетворения.
На основании решения суда, 16 апреля 2018 года Ткаченко К.М. снят с регистрационного учета по спорному адресу.
17 апреля 2018 года состоялось заседание районной жилищной комиссии, на котором было принято решение об отказе в принятии Ткаченко К.М. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Приведенное решение было доведено до сведения заявителя Ткаченко К.М. уведомлением от 23 апреля 2018 года N1048.
Обосновывая принятое решение, администрация района ссылалась на вынесенное решение суда о признании Ткаченко К.М. утратившим право на жилую площадь по адресу регистрации и как следствие отсутствие его регистрационного учета и отсутствие сведение о его регистрации в момент рассмотрения заявления на территории Выборгского района Санкт-Петербурга.
Полагая принятое в отношении него решение незаконным, Ткаченко К.М. в административном иске указал на наличие у него права состоять на учете нуждающихся ввиду тяжелого материального положения и отсутствие иного помещения для проживания.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что поскольку право Ткаченко К.М. в отношении жилой площади по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" прекращено, то не имеется оснований для реализации права истца на предоставление жилого помещения по адресу жилой площади в Выборгском районе Санкт-Петербурга.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку этот вывод не основан на представленных при разрешении спора доказательствах, что привело к не правильному применению к рассматриваемым правоотношениям положений действующего законодательства, регулирующего спорные отношения.
Так, согласно частям 1-3 и 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно частям 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Санкт-Петербург, являясь собственником жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе установить в своем законе определенные условия передачи своей собственности во владение и пользование другим лицам.
В Санкт-Петербурге общественные отношения, связанные с механизмом реализации права на жилище жителей Санкт-Петербурга, в том числе связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма регулируются Законом Санкт-Петербурга от 9 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге",
Пунктом 1 статьи 7 приведенного Закона Санкт-Петербурга предусмотрено, что для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет) гражданин и члены его семьи представляют в уполномоченный орган, в том числе документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи.
Из материалов дела следует, что обращаясь в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга, Ткаченко К.М. указал, что проживает в комнате в коммунальной квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", в подтверждение чего представил паспорт с отметкой об адресе регистрации.
При этом судебная коллегия, учитывает, что факт регистрации истца по указанному адресу на территории Выборгского района Санкт-Петербурга в период подачи заявления сторона ответчика не оспаривает.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в постановки Ткаченко К.М. на учет нуждающихся лишь в связи со снятием его с регистрационного учета по адресу регистрации, притом условии, что на момент подачи заявления истец был зарегистрирован на территории Выборгского района Санкт-Петербурга.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что с момента первичного обращения Ткаченко К.М. в администрацию Выборгского района (22 июня 2017 года) до момента фактического рассмотрения поданного заявления (17 апреля 2018 года) прошло почти 10 месяцев, в течении которых имущественное отношение заявителя, в том числе и место его регистрации могло существенно измениться, однако сведений об уточнении данных обстоятельств материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Таким образом, постановленное судом решение об отказе в удовлетворении требований Ткаченко К.М. о признании незаконным отказа администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в принятии на учет нуждающихся, не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.
При этом, полагая решение об отказе в постановке на учет нуждающихся неверным, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований истца о возложении на администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга обязанности по постановке Ткаченко К.М. на требуемый учет, поскольку из материалов дела не следует, что вопрос о наличии или отсутствии оснований для состояния на названом учете являлось предметом проверки уполномоченного органа в полном объеме, в то время как суд не может своим решением подменять решения иных, в том числе государственных органов.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что исходя из положений части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу Ткаченко К.М. подлежат взысканию судебные расходы по оплате им государственной пошлины в размере 750 рублей, несение которых подтверждено истцом чек - ордером от 24 мая 2018 года по оплате 600 рублей при подаче административного иска и чек - ордером от 25 августа 2018 года на сумму 150 рублей, внесенных при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июля 2018 года отменить.
Признать незаконным решение администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, изложенное в уведомлении от 25 апреля 2018 года N1048 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях Ткаченко К. М..
Обязать администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга рассмотреть по существу заявление Ткаченко К. М. от 28 ноября 2017 года о принятии его на учет нуждающихся в течение 1 месяца со дня принятия настоящего апелляционного определения.
Взыскать с администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в пользу Ткаченко К. М. государственную пошлину в размере 750 рублей 00 копеек.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.