Судья Санкт-Петербургского городского суда Широкова Е.А., при секретаре Костине Ф.В., рассмотрев 18 декабря 2018 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на решение судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 06 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении
Акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург", ИНН 7805025346, ОГРН 1027802712585, юридический адрес: Санкт-Петербург, Межевой канал, д.5;
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника по надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения Северо-Западного управления Ростехнадзора N... от 19 марта 2018 года АО "Морской порт Санкт-Петербург" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.9.16 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 руб.
Вина АО "Морской порт Санкт-Петербург" установлена в следующем:
В период с 11 января по 24 января 2018 г. на основании распоряжения Северо-Западного управления Ростехнадзора N... от 12.12.2017 по адресу: Санкт-Петербург, Межевой канал, д.5, проведена плановая выездная проверка в отношении АО "Морпорт СПб" по соблюдению им обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (соблюдения собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, соблюдения требований о проведении обязательного энергетического обследования в установленный срок).
В результате проведенных мероприятий установлено, что юридическим лицом АО "Морпорт СПб" не обеспечено выполнение требований ч.2 ст.169 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно:
- не проведено последующее обязательное энергетическое обследование в соответствии с требованиями п.5 ч.1 ст. 16, ч.2 ст. 16 Закона N 261-ФЗ.
Место совершения правонарушения: Санкт-Петербург, Межевой канал, д.5.
Время совершения правонарушения: 00 ч 01 мин 09.01.2018.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, совокупные затраты АО "Морпорт СПб" на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2014 N 818 - пятьдесят миллионов рублей, что подтверждается информацией, представленной юридическим лицом (справка от "дата" N N... ), и письмом Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об организациях, чьи затраты на потребление энергетических ресурсов в 2016 году превышают пятьдесят миллионов рублей.
АО "Морпорт СПб" (ОАО "Морпорт СПб") провело первое энергетическое обследование в ноябре 2012 года - энергетический паспорт регистрационный номер N N... от ноября 2012, составленного по результатам первичного обязательного энергетического обследования, проведенного ООО " "... "".
Таким образом, АО "Морпорт СПб" является юридическим лицом совокупные затраты на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования, указанного в части 2 статьи 16 Закона N 261 -ФЗ - в 2016 году объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации от 16.08.2014 N 818 и, соответственно, обладает признаками лица, для которого проведение последующего энергетического обследования в 2017 году является обязательным (до 31.12.2017), согласно требованиям части 2 статьи 16 и пункта 5 части 1 статьи 16 Закона N 261-ФЗ.
Решением судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 06 ноября 2018 года постановление заместителя начальника по надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения Северо-Западного управления Ростехнадзора N... от 19 марта 2018 года изменено, АО "Морпорт СПб" назначено наказание в виде штрафа в размере 55 000 руб.
В остальной части постановление заместителя начальника по надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения Северо-Западного управления Ростехнадзора N... от 19 марта 2018 года оставлено без изменения.
Защитник АО "Морской порт Санкт-Петербург" С. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об изменении постановления должностного лица и решения судьи районного суда в части назначенного наказания, ограничившись устным замечанием в отношении АО "Морской порт Санкт-Петербург".
В обоснование жалобы указала, что разработка энергопаспорта на следующий срок (5 лет) была внесена на реализацию в бюджет 2018 г. исходя из целей экономии затрат, так как утвержденный энергопаспорт (обязательное энергетическое обследование предприятия) АО "Морской порт Санкт-Петербург" заканчивал свой срок действия в декабре 2017 г. На момент вынесения Кировским районным судом Санкт-Петербурга обжалуемого решения АО "Морпорт СПб" провело обязательное энергетическое обследование, составило энергетический паспорт, подтверждающие документы представлены суду. Таким образом, Общество к моменту вынесения решения выполнило действующие в настоящее время правила по повышению энергетической эффективности.
Защитник в жалобе обращает внимание на то, что во исполнение целей, указанных в п.2 статьи 15 Закона N 261-ФЗ, АО "Морпорт СПб" в 2016 году заключило два договора с ООО " "... "": N... от 03.06.2016 на предмет формирования программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в рамках которой согласно технического задания выполняются мероприятия, перечисленные в п.п. 2,3,4 ст.15 ФЗ N261; N... от 06.12.2016 на предмет создания комплекса приборного учета энергоресурсов и информационный центр, в рамках которого согласно технического задания, реализованы мероприятия указанные в п.1,2 ст.15 ФЗ N261. Таким образом, АО "Морской порт Санкт-Петербург" ведет практическую реализацию целей энергетического обследования согласно ФЗ N261 по уже завершенным и действующим (выполняемым) договорам.
В связи с указанным, защитник полагает, что отсутствие в 2017 г. утвержденного энергопаспорта не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, что позволяет признать нарушение АО "Морпорт СПб" малозначительным, так как АО "Морпорт СПб" фактически осуществляет мероприятия по достижению целей энергетического обследования. О малозначительности совершенного правонарушения говорит также тот факт, что указанное административное правонарушение больше не будет таковым с 16.01.2019 года, поскольку Федеральным законом от 19.07.2018 N 221-ФЗ внесены изменения в диспозицию инкриминированной Обществу статьи.
Кроме того, согласно п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу, относится признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное. При этом, необходимо иметь в виду, что в силу п.2 ст.1.7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Таким образом, вступление в силу Федерального закона от 19.07.2018 N 221-ФЗ является обстоятельством, исключающим производство по настоящему делу в связи с обратной силой закона, отменяющего административную ответственность за нарушение сроков проведения обязательного энергетического обследования.
Законный представитель АО "Морской порт Санкт-Петербург" Жуков В.В. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно материалам дела и пояснениям защитника, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы.
Защитник АО "Морской порт Санкт-Петербург" С. в ходе рассмотрения жалобы в Санкт-Петербургском городском суде изложенные в ней доводы поддержала в полном объеме.
Исследовав материалы дела, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судья районного суда, не связанный доводами жалобы, в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ проверил дело в полном объеме и пришел к обоснованному выводу о неубедительности доводов жалобы и отсутствии оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении. Собранные по делу и исследованные судом доказательства являются достаточными для установления вины АО "Морской порт Санкт-Петербург" в совершении административного правонарушения.
Так, административная ответственность по ч.8 ст.9.16 КоАП РФ наступает за несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужило нарушение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, предусмотренное Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", выявленное в ходе проведения плановой выездной проверки на основании распоряжения N N... от 12.12.2017.
Наличие события и состава административного правонарушения АО "Морской порт Санкт-Петербург" по существу не оспариваются.
Факт нарушения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и вина Общества подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ.
Нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении и рассмотрении дела судом также допущено не было.
Доводы жалобы о том, что при рассмотрении данного дела подлежат применению положения п.2 ст.1.7, п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку Федеральный закон от 19.07.2018 N 221-ФЗ, на который ссылается защитник как на основание для прекращения производства по делу, не вступил в законную силу.
Таким образом, судьей Кировского районного суда Санкт-Петербурга сделан обоснованный вывод о том, что действия АО "Морской порт Санкт-Петербург" образуют объективную сторону вмененного административного правонарушения и правильно квалифицированы по ч.8 ст. 9.16 КоАП РФ.
Постановление, решение по делу об административном правонарушении вынесены уполномоченными на это должностными лицами, в соответствии с требованиями ст.29.10 КоАП РФ. Наказание назначено в соответствии с требованиями главы 4 КоАП РФ с применением положений ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ чрезмерно суровым не является.
Основания для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ по делу не установлены.
Так, в соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Доказательств наличия обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное АО "Морской порт Санкт-Петербург", как малозначительное, суду не представлено.
С учётом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 06 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.8 ст.9.16 КоАП РФ, в отношении АО "Морской порт Санкт-Петербург" оставить без изменения, жалобу защитника АО "Морской порт Санкт-Петербург" С. - без удовлетворения.
Судья Широкова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.