Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Сыреновой С.Н., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС(Я) от 25 октября 2018 года, которым по делу по административному исковому заявлению Соловьева А.М. к ДИЗО ОА г. Якутска об оспаривании решения,
постановлено:
В удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С, пояснения представителя административного истца Сергеева Ю.В, представителя административного ответчика Коба Е.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Соловьев А.М. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, которым просил признать незаконным отказ ДИЗО ОА г. Якутска от 26.09.2018, обязать ответчика рассмотреть вопрос о согласовании перераспределения земельного участка. Считает, что несоответствие территориальной зоны испрашиваемого участка не является основанием для отказа в перераспределении земель.
25.10.2018 судом постановлено указанное выше решение, на которое ОА г. Якутска подана апелляционная жалоба.
В апелляционной жалобе административный истец ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок находится в его собственности с 2008 г, имеет разрешенное использование под жилой дом. Участок используется по целевому назначению, на нем возведен жилой дом еще до изменения территориальных зон. Решением суда от 09.06.2008 по иску Соловьева А.М. установлено, что ограничений в виде изъятия земельного участка, запрета на приватизацию, его резервирования для государственных и муниципальных служб не имеется. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание административный истец Соловьев А.М. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная коллегия, заслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что Соловьев А.М. является собственником жилого строения, а также земельного участка с кадастровым N... площадью *** кв.м, расположенных по адресу:... Разрешенный вид использования земельного участка - под индивидуальный жилой дом.
Право собственности на жилой дом, расположенный на данном земельном участке было зарегистрировано на основании решения *** суда от 05 октября 2007 года о признании права собственности истца на жилой дом. Впоследствии, решением *** суда от 29 января 2008 года установлен юридический факт владения и пользования Соловьевым А.М. земельным участком площадью *** кв.м, расположенным по адресу:... На основании этих решений *** судом РС(Я) принято решение от 09 июня 2008 года о признании права собственности истца на земельный участок площадью *** кв.м. расположенного по адресу:.., в силу приобретательной давности. Право собственности истца на данный земельный участок зарегистрировано на основании указанного решения суда.
Таким образом, право собственности на земельный участок в размере *** кв.м. возникло у истца по решению суда, удовлетворившего требования истца о признании его права собственности на земельный участок именно с такой площадью под жилой дом. Орган местного самоуправления не принимал решения о предоставлении истцу земельного участка под индивидуальный жилой дом.
11.09.2018 административный истец обратился в ДИЗО ОА г. Якутска с заявлением о перераспределении смежного земельного участка, представив на утверждение проект схемы расположения земельного участка.
26.09.2018 истцу сообщено об отказе в согласовании перераспределения земельного участка в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в зоне "Ж-6", где утвержденными градостроительными регламентами не предусмотрена застройка индивидуальными жилыми домами.
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что перераспределение земельного участка допускается законом лишь в случае, если образуемый в результате перераспределения участок будет соответствовать проектам межевания и планировки территории, формирование же образуемого по заявлению Соловьева А.М. земельного участка не соответствует проекту межевания территории.
Судебная коллегия находит такие выводы суда законными и обоснованными.
В пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) закреплено, что настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются, в том числе при перераспределении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
На основании п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности определены в пунктах 9 и 14 ст. 39.29 ЗК РФ, их перечень является исчерпывающим.
Согласно пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.
В силу п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (часть 2).
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом, установленными правилами землепользования и застройки.
Установлено, что распоряжением ОА г. Якутска N... от 17 марта 2016 года утвержден проект планировки и межевания квартала " ***" в рамках договора о развитии застроенной территории в границах части ***. В материалы дела представлена копия данного распоряжения с графическими приложениями к нему.
Согласно сведениям ИСОГД от 17 сентября 2018 года испрашиваемый земельный участок расположен в зоне "Ж-6" - зоне средне- и многоэтажной жилой застройки.
Таким образом, поскольку запрашиваемый земельный участок расположен на территории зоны "Ж-6", отказ административного ответчика в перераспределении земельного участка является обоснованным.
Являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы, что при изменении территориальных зон не учтено фактическое использование земельного участка истцом, не принято во внимание уже сложившаяся планировка территории.
Истец просил согласовать перераспределение смежного земельного участка, в отношении которой установлена зона "Ж-6". Земельный участок с кадастровым N... площадью *** кв.м, расположенный по адресу:.., находящийся в собственности административного истца, был сформирован до утверждения проекта планировки и межевания квартала "... ", поэтому его целевое использование сохраняется.
Исходя из положений ч. 8 ст.36 ГрК РФ и ч.4 ст. 85 ЗК РФ в случае изменения градостроительного регламента земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Не может быть принята во внимание и ссылка административного истца на решение *** суда от 09 июня 2008 года, так как не относится к испрашиваемому земельному участку, а вынесено в отношении земельного участка с кадастровым N... площадью *** кв.м, на которое установлено право собственности Соловьева А.М.
При таком положении решение суда является законным и обоснованным, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не содержат обстоятельств, предусмотренных статьей 310 КАС РФ в качестве безусловных оснований для отмены судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда РС(Я) от 25 октября 2018 года по делу по административному исковому заявлению Соловьева А.М. к ДИЗО ОА г. Якутска об оспаривании решения оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи С.Н. Сыренова
З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.